Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Плевок сверху


27 декабря 2011 года Алексей Белоусов, Эксперт Урал


События уходящего года подтвердили наличие системного кризиса в гражданской авиации. Однако разрешить его отраслевые власти не готовы. Работе над ошибками они предпочли закрытие перевозчиков.

По итогам 2011 года российские авиакомпании, вероятно, установят новый рекорд за последние 19 лет: за январь — октябрь (последние данные Росавиации) они перевезли 54,7 млн человек, что на 12,3% больше аналогичного периода 2010-го. Пассажиропоток может достичь уровня 1992 года (63 млн пассажиров) — лучшего со времен распада Советского Союза. Еще одно достижение года: в апреле началась коммерческая эксплуатация отечественного самолета Sukhoi SuperJet. Первые заказчики — Аэрофлот и Армавиа — уже получили четыре машины. Интерес к проекту проявили авиакомпании не только России и стран СНГ, но и Испании, Италии, США, Швейцарии, Мексики (всего производителю заказано около 350 самолетов). Также к положительным итогам можно отнести активное расширение маршрутных сетей перевозчиков и аэропортов. Вместе с тем с этим обострились две проблемы, сводящие оптимизм на нет.

Падаем
Во-первых, буквально: 2011 год оказался рекордным по числу авиакатастроф (происшествий, повлекших человеческие жертвы) за последние 15 лет. Авиакомпании потеряли шесть пассажирских и грузовых самолетов. Максимум до этого был в 1996-м — тоже шесть разбившихся лайнеров. Текущий год выделяется и по количеству погибших — 121 человек. Для сравнения: в 2010-м — 14 человек, в 2009-м жертв не было (статистику катастроф подробнее см. «На честном слове и на одном крыле», «Э-У» № 38 от 26.09.11).

Несколько примеров. 1 января в аэропорту Сургута (ХМАО-Югра) сгорел самолет Ту-154Б авиакомпании Когалымавиа. Возгорание возникло перед выездом на взлетно-посадочную полосу. Три человека погибли, 43 пострадали. По выводам Межгосударственного авиа­ционного комитета (МАК), пожар произошел из-за электрической дуги, возникшей при нештатном несинхронизированном включении генераторов. 5 марта в Воронежской области потерпел катастрофу Ан-148, выполнявший учебно-тренировочный полет. Все шесть человек, находившихся на борту, погибли. Причина — вывод самолета экипажем на запредельную скорость и последующее разрушение фюзеляжа. 20 июня при заходе на посадку в сложных метеоусловиях в 700 метрах от аэропорта Бесовец (Карелия) столкнулся с землей Ту-134 авиакомпании «РусЭйр» (50 жертв). Причиной катастрофы послужила ошибка пилотов: самолет снизился ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с землей, хотя должен был уйти на второй круг. Отмечается, что наличие в самолете и на аэродроме современного оборудования позволило бы избежать катастрофы. 11 июля недалеко от Нижневартовска (ХМАО-Югра) на реку Обь совершил вынужденную посадку из-за пожара левого двигателя Ан-24 компании «Томск-Авиа». Из 37 человек семеро погибли, остальные получили травмы. 9 августа в районе поселка Омсукчан (Магаданская область) потерпел катастрофу грузовой самолет Ан-12. Погибли все одиннадцать человек, находившиеся на борту. Причина та же — возгорание двигателя.

Трагедией года стала гибель хоккейной команды «Локомотив» 7 сентября под Ярославлем. Потрясает в первую очередь нелепость основной причины: один из пилотов не был знаком с конструкцией педалей и тормозил на взлете (ранее экипаж летал на Як-40, а рейс выполнялся на Як-42). Неправильное положение ног унесло 44 жизни.

Во-вторых, падает рынок регулярных перевозок: с него в 2011 году ушло шесть относительно крупных авиакомпаний (почти все входят в топ-30 по пассажиропотоку). «Авианова», SkyExpress (о них подробнее см. «Короткий полет лоукоста», «Э-У» № 45 от 14.11.11), Кавминводыавиа и «Континент» прекратили операционную деятельность из-за финансовых трудностей. Компания Когалымавиа после пожара 1 января в Сургуте занимается только чартерами. А в начале декабря Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Дагестанских авиалиний». Мотивация такая: «В течение года МАК проводил расследование катастрофы воздушного судна Ту-154М авиакомпании, произошедшей 4 декабря 2010 года в международном аэропорту Домодедово (самолет развалился на части после неудачной аварийной посадки, вызванной отказом двух двигателей, травмы получили 56 пассажиров, двое погибли. — Ред.). Констатированы существенные нарушения в организации летной работы, техническом обслуживании воздушных судов, подготовке пилотов, вопросах режима труда и отдыха экипажей, прочие недостатки в деятельности авиакомпании, носящие системный характер. Комиссией установлено, что на потерпевшем катастрофу самолете установлены контрафактные детали. <…> В настоящее время “Авиалинии Дагестана” испытывают существенный дефицит финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности: компания высокоубыточна, дебиторская задолженность составляет более 400 млн рублей».

Руководству Минтранса рано или поздно пришлось бы реагировать на проблемы, накопившиеся в отрасли (оппозиционные фракции в Госдуме даже выступали за отставку руководителя ведомства Игоря Левитина). Казалось бы, нужно проанализировать причины, разработать меры по усилению контроля за техническим состоянием судов и подготовкой экипажей, ускорить модернизацию аэропортов, отменить ввозные пошлины на иностранные самолеты и т.д. Но министерство выбрало иной путь — оно решило сократить количество перевозчиков: меньше компаний — меньше проблем.

Кто не спрятался, я не виноват
Первое предложение о введении новых ограничений для авиакомпаний появилось сразу после катастрофы с хоккеистами «Локомотива». Министерство транспорта посчитало, что выполнять регулярные внутренние и международные рейсы с 2012 года смогут только те перевозчики, в парке которых больше 20 самолетов. Остальные якобы финансово нестабильны, не имеют ресурсов для обновления и поддержания высокого уровня безопасности. По нашим оценкам, это привело бы к уходу с рынка до двадцати компаний из топ-30 с суммарным пассажиропотоком около 10 млн человек (20% рынка).

Затем требования снизили, и в октябре авиакомпании получили от ведомства проект положения «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров воздушным транспортом». Разберем ключевые новшества.

Во-первых, предполагается, что для получения лицензии на выполнение внутренних и международных регулярных перевозок соискатель должен иметь не менее десяти воздушных судов с количеством пассажирских мест свыше 55 или не менее трех самолетов вместимостью до 55 человек. Для чартерных авиакомпаний требования скромнее: минимум пять «больших» или три «маленьких». Логика разработчиков, вероятно, заключается в том, что в России почти нет крупных авиакомпаний, занимающихся региональными перевозками (и эксплуатирующих самолеты малой вместимости). Поэтому требования для них ниже. В случае осуществления нерегулярных воздушных перевозок на самолетах с количеством мест менее 20, ограничений по минимальному количеству нет. Подобные требования не предъявляются и к авиакомпаниям, летающим из населенных пунктов, в которых отсутствует аэропорт.

Во-вторых, несоблюдение расписания (свыше 10% от общего количества регулярных рейсов с задержками более двух часов в течение одного сезона расписания) будет караться отзывом лицензии.

В-третьих, перевозчиков обяжут организовать представительства в аэропортах, из которых (или в которые) осуществляются регулярные рейсы.

— Новые требования неизбежно приведут к переделу рынка ввиду того, что теперь многие авиакомпании не смогут подтвердить статус «регулярного перевозчика» и будут вынуждены уйти в сегмент чартера, в котором, возможно, никогда не работали. Например, Авианова оперировала всего шестью самолетами исключительно на регулярных линиях. При этом по объемам перевезенных пассажиров она занимала 12 место в России (более 1 млн пассажиров). Следовательно, с рынка будут выпихнуты не только множество мелких авиакомпаний, но и авиакомпании, по российским меркам, средней величины, — считает независимый эксперт, редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. — Более того, требование иметь в парке не менее пяти воздушных судов для чартеров и десяти для «регулярки» практически перекрывает выход на рынок новых авиакомпаний.

Отзыв лицензии за большое количество задержек — предложение тоже весьма спорное. С одной стороны, пассажиры и так голосуют рублем, выбирая качество услуги. С другой, нужно четко прописывать причины, по которым рейс не вылетел вовремя: «Самое страшное, что действие карательных норм такого рода никак не повысит уровень безопасности полетов. Если сейчас при малейшей неисправности командир может задержать судно до ее устранения, то после вступления в силу данного документа с него будут требовать идеальной регулярности, возможно, наказывая рублем. А значит, пилоты начнут закрывать глаза на некоторые неисправности, в спешке будут работать технические службы, как результат, летать станет опаснее», — добавляет Роман Гусаров.

Требование иметь представительство в аэропортах руководители авиакомпаний в неформальных беседах и вовсе называют абсурдным: какой смысл в его содержании, если рейс выполняется, например, раз в неделю?

Список на вылет
Как изменится рынок, если положение вступит в силу? Из тридцати крупнейших авиакомпаний России (на них приходится 88% объема гражданской авиации) нововведения скажутся на пятнадцати.

Получить лицензию на регулярные перевозки не смогут компании Донавиа (в парке только девять Boeing 737) и «Башкортостан» (два Boeing 757 и один четырехместный Diamond DA-42). Трудности, вероятно, возникнут у «Ямала» (перевозчик располагает семью бортами вместимостью до 50 человек, а вот больших самолетов, Boeing 737, у него только восемь) и «Таймыра» (восемь Boeing 737 и четыре ATR-42 вместимостью до 50 пассажиров). Похожая ситуация у «Сахалинских авиатрасс» и «АК Барс Аэро».

На прошлой неделе глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что в ближайшие два года из эксплуатации выведут все Ту-154: сроки зависят от того, как авиакомпании, у которых остались эти самолеты, будут их замещать. Вполне возможно, что аналогичная политика распространится на другие отечественные лайнеры, в частности Ту-134, Як-40 и Як-42. Значит, эксплуатирующие их перевозчики тоже попадают в зону риска. Парк, к примеру, «Саратовских авиалиний» и Алросы целиком состоит из российской техники. Доступа на рынок могут лишиться и несколько чартерных перевозчиков. Это «I FLY» (четыре Boeing 757), «Московия» (четыре Boeing 737) и Когалымавиа (три Airbus A320/321 и два CRJ-200, отличающихся по вместимости). Три авиакомпании попадают в зону риска по количеству задержанных рейсов: ВИМ-Авиа, «Сахалинские авиатрассы» и «Уральские авиалинии». В сентябре — ноябре 2011 года они задержали более 10% рейсов.

Главный вопрос — позволят ли такие жертвы сделать полеты безопасными? По нашим данным, на борту самолетов ни одной из перечисленных компаний за время их существования не погиб ни один пассажир.

Мы нашли заключение Минэкономики на первое положение, разработанное Минтрансом (ограничение в 20 самолетов, затем сниженное до десяти). В нем указано, что ведомство не предоставило данных, подтверждающих, что количество воздушных судов, которыми владеет авиакомпания, оказывает значимый эффект на уровень безопасности: «Не ясно, на каком основании вводятся отдельные требования для малых авиакомпаний, почему разграничиваются требования к перевозчикам, осуществляющим регулярные и чартерные рейсы, и почему ограничения по минимальному количеству воздушных судов для них различаются. <…> Решение об изменении действующих требований в области авиационной безопасности должно основываться на анализе материалов о количестве и причинах произошедших авиакатастроф. В отсутствие соответствующих данных может быть сделан вывод о необоснованности предлагаемого регулирования, а также о том, что оно создает значительные риски наступления негативных последствий для гражданской авиации, не обеспечивая значительного увеличения уровня безопасности. <…> Существенное ужесточение требований, предлагаемых проектом акта, создает риск значительного сокращения доступности услуг для населения, сокращения конкуренции и роста тарифов».

Выходит, разработанный Минтрансом порядок лицензирования — не что иное, как быстрая, но непродуманная реакция на ряд катастроф. Дать положительный эффект эта мера не может, потому что не борется с причинами существующих проблем. А дальнейший поиск легких путей и создание видимости работы приведут к тому, что летать будет не только страшно, но и страшно дорого.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer