Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Катастрофическая консолидация


27 декабря 2011 года Александр Панченко, КоммерсантЪ


В этом году российский авиатранспортный рынок пережил сильную волну консолидации перевозчиков. C рынка ушли около 30 авиакомпаний — то есть примерно 15-20% из тех, которые летают в России. Под консолидацию попали две группы перевозчиков, каждая по своей собственной причине.

Катализатором происшедшей в этом году консолидации на российском авиарынке во многом стали громкие авиакатастрофы — сначала Ту-134 "Русэйр" (погибли 47 человек), а затем Як-42 "Як-Сервиса" (погибли 44 человека).
 
Обе компании специализировались на бизнес-чартерах и имели не самый маленький флот: "Русэйр" летала на 16 самолетах Ту-134, Як-40 и Як-42, "Як-Сервис" — на 10 самолетах Як-40 и Як-42. Вместе с этими компаниями Росавиация за год остановила еще около 20 перевозчиков, формально — из-за несоответствия сертификационным требованиям по безопасности и качеству предоставляемых услуг, а фактически — пытаясь убрать с рынка мелких игроков, которых, по мнению некоторых чиновников правительства, не должно быть в принципе. В итоге перестали работать "Урайавиа", "Даурия", "Вираж" и ряд других.

Вторая группа перевозчиков — это авиакомпании "первого эшелона", то есть те, которые входят в топ-30 крупнейших перевозчиков в стране (на их долю приходится 97% перевезенных пассажиров). За 2011 год российский рынок лишился шести таких авиакомпаний.
 
В начале года остановилась авиакомпания "Москва" (первоначальное название "Атлант-союз") — детище прежнего московского правительства, один из основных перевозчиков аэропорта Внуково. Официальной причиной стала неспособность обслуживать долги, реальной — прекращение финансовой поддержки со стороны властей. "Москву" удалось остановить без масштабных проблем для пассажиров. Зато обанкротившаяся в середине года авиакомпания "Континент" почти неделю держала тысячи пассажиров в аэропортах в ожидании перелетов другими авиакомпаниями. На рынке говорили, что с остановкой "Континента" "не все чисто", но серьезных разбирательств запущено не было. 

Осень ознаменовалась приземлением гораздо более известных на рынке перевозчиков из числа немногочисленных российских low-cost авиакомпаний. "Авианова" закрылась из-за того, что ее владельцы — американский фонд Indigo Partners и группа А1 — не смогли договориться о дальнейшем финансировании проекта. В свою очередь, Sky Express решили объединить с "Авиалиниями Кубани" Олега Дерипаски, по сути ликвидировав. Одновременно "Аэрофлот", получивший от "Ростехнологий" шесть авиакомпаний, принял решение обанкротить одну из них — "Кавминводыавиа", а под конец года Росавиация остановила "Авиалинии Дагестана" (формально — из-за плохого состояния воздушного флота). 

В связи с этим, наверное, можно говорить о том, что рынок становится "чище" и компактнее, но вряд ли он становится лучше для пассажира. Резкий уход одних компаний сильно влияет на транспортную доступность отдельных регионов, остановка других — на доступность непосредственно самих перевозок хотя бы в результате снижения конкуренции. Но если с первой группой авиакомпаний все в принципе ясно и здесь чистка будет продолжаться, хотя бы потому что в следующем году власти введут требование обязательного наличия не менее восьми самолетов у одного эксплуатанта, то с причинами краха крупных перевозчиков и властям, и участникам рынка стоило бы разбираться подробнее. Они могут быть следствием системных проблем в отрасли, которые еще отразятся на ее состоянии.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer