Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Собрать «хвост» ИАО и МТО воедино


29.12.11 13:06 Георгий Харитонов, Журнал "Авиапанорама", №6-2011


На Коллегии Минобороны РФ 22 ноября с.г. министр обороны, в частности, отметил, что в 2012 году планируется вывести подготовку войск на новый уровень. Одной из важнейших задач является также перевод всей системы обслуживания войск на условия аутсорсинга. В следующем году хозяйственные функции полностью передаются гражданским организациям во всех видах и родах войск Вооруженных сил. Но чтобы этот механизм заработал, потребуется слаженная работа командиров воинских частей и руководителей обслуживающих организаций от планирования потребностей до контроля полноты и качества оказания услуг. Согласно ныне действующему временному положению об основах организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники существенно изменены задачи материально-технического обеспечения военной авиации. При этом насущные требования структурных изменений инженерно-авиационного и материально-технического обеспечения в военной авиации обусловливают необходимость консолидации специалистов этих двух видов обеспечения авиационных частей, сосредоточение централизованного управления в руках руководителя инженерно-авиационной службы.

Командование военной авиации осознало, что далее уже нельзя обеспечивать боеготовность и боеспособность авиации с помощью системы, которая нуждается в большом количестве запасных частей, оборудования и людей, образующих громоздкий и неуклюжий «хвост». На самом деле, «хвостов»  – два,  ибо законы функционирования (а, значит, и управления) структур инженерно-авиационного (ИАО) и материально-технического  (МТО) обеспечения под влиянием различных факторов не всегда совпадают. Но деятельность их всегда подчинена единой цели. Как бы ни хотелось, но минимизировать ИАО и МТО ниже определенных пределов без ущерба для боевой готовности нельзя. Можно только оптимизировать.

До последнего времени в военной авиации руководствовались концепцией 3-уровневого технического обслуживания авиатехники: стоянка летательных аппаратов, мастерские вой¬скового ремонта, ремонтные заводы. Согласно этой концепции, войсковой ремонт был максимально приближен к местам базирования летательных аппаратов, продолжительность ремонта в мастерских была минимальной, на стоянке имелось фиксированное количество запасных частей.

При наличии мастерских войскового ремонта электронного оборудования, при  возможности демонтажа необходимых исправных элементов оборудования с неисправных летательных аппаратов и при определенном количестве запасных частей авиационное формирование может выполнить все запланированные вылеты. Без мастерских войскового ремонта электронного оборудования возможно выполнить не более 50 % запланированных вылетов.

В настоящее время становятся актуальными техническая эксплуатация авиатехники на двух уровнях, быстрые финансирование и доставка запасов, сокращение затрат на эксплуатацию авиатехники. Эти процессы должны сопровождаться сокращением инфраструктуры и личного состава с одновременным увеличением относительного и абсолютного числа специалистов, которые не только глубоко понимают взаимосвязи между технической эксплуатацией, снабжением и транспортировкой, но и способны осуществлять сразу и то, и другое, и третье.

Согласно Временному положению об основах организации сервисного обслуживания ВВТ, кроме  работ по техническому обслуживанию, выполняемых специалистами предприятий промышленности, ремонтных предприятий и сервисных центров по государственным контрактам,  силами инженерно-технического состава авиаэскадрильи производятся выявление неисправностей (отказов и повреждений), контроль за техническим состоянием и готовностью авиатехники к использованию по назначению, организация  своевременного, полного и качественного технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиатехники.

Кроме того, устранение сложных неисправностей, относящихся ко 2-й ступени текущего ремонта, осуществляется специалистами технико-эксплуатационной части или технической позиции за время, предусмотренное планами боевой подготовки для каждого подразделения.

Большинство работ по ТО в частях при 2-уровневой системе обслуживания сводится к проверке блоков, к демонтажу и замене их силами технического состава авиационных частей. При этом следует учитывать, что неизбежно произойдет увеличение объема мелкого ремонта, расширение работ по поиску и устранению причин неисправностей непосредственно в войсках и, что наиболее важно, сокращение количества отказавших блоков, направляемых на ремзаводы без установления причин отказов.

При реформировании 3-уровневой системы в 2-уровневую целесообразно организовать постоянный  мониторинг происходящего (что делается, почему, что это дает, чем это грозит) и оценивать результаты при условии соблюдения требований по военной безопасности при ограниченных ресурсах.
 
Часть этих результатов возможно предвидеть. При 2-уровневой системе скорее всего произойдет снижение прямой стоимости труда и материалов, а также накладных затрат на инфраструктуру и персонал. Вслед за этим неизбежно наступит осознание необходимости в интеграции (через процесс консолидации) инженерно-авиационного и материально-технического обеспечения в единую структуру (функцию) инженерно-авиационного и материально-технического обеспечения (ИАМТО). Образно говоря, заплести в единую «косу» ИАО и МТО, для придания им лучшей управляемости, динамичности, оперативности. Именно последнего, по многочисленных публикациям в отечественных и зарубежных СМИ, нашей авиации так недостает.

Готовых кадров, способных сразу брать на себя задачи ИАМТО, конечно, нет. Должна быть программа обучения и подготовки личного состава, позволяющая людям оставаться на уровне современных требований и смело глядящими в будущее.  Теперь любой специалист должен обновлять свои знания каждые 4–5 лет. Устаревание знаний резко снижает компетентность людей, их пригодность к службе и, как следствие, увеличивает расходы на все виды обеспечения.  Но главное, надо ответить на вопрос, какой нам будет нужен специалист ИАМТО: созидательный, универсальный, узкого или широкого профиля?

В конечном итоге даже с помощью простого напряжения ума можно придти к выводу, что специалисты должны иметь универсальную подготовку, позволяющую гибко реагировать в непредвиденных ситуациях (неплановые работы). Следует соответственно пересмотреть и подготовку технического персонала для военной авиации, и упорядочить систему оформления допусков, сертификатов к работе на авиатехнике – технический персонал должен стать «общим» для всех типов летательных аппаратов данного рода авиации.

Инженер авиационной части должен быть не просто высококвалифицированным специалистом в своей области знаний. Ему, как минимум, необходимы качества командного лидера. Иначе вся часть будет функционировать без квалифицированных специалистов, контролирующих процессы подготовок авиатехники к полетам и ее ремонта. Другими словами, инженеры части должны не только уделять значительное внимание реализации требований обучения, но и гарантировать способность части функционировать в безопасном режиме.
Инженеру инженерно-авиаци¬он¬ной службы надо  быть по существу исследователем в области эксплуатации техники. Инженеры части по специальностям должны обладать  способностью проводить исследования в области системотехники, эффективности, экономики и снабжения. Таков идеал,  и есть ли такие экстраординарные авиационные инженеры в ВВС? На  таких инженеров существует великий спрос, но нет системы подготовки  специалистов для его удовлетворения.

Завтрашние старшие офицеры должны понимать  всю картину инженерно-авиационного и материально-техни¬чес¬кого обеспечения, понимать вза¬имо¬зависимости между техобслуживанием, снабжением и транспортировкой для учета оптового, розничного и комплексного ИАМТО. Старшие офицеры должны использовать характерные особенности одного его элемента (такого, например, как быстрая доставка) для минимизации других элементов (таких, например, как персонал ТОиР или запасы снабжения).

В процессе подготовки таких офицеров они, по мере продвижения по службе, должны будут осваивать следующую область ИАМТО для расширения своего опыта работы, по крайней мере, по двум специальностям.

Изменяется порядок прохождения службы офицерами ИАС и МТО. Новую концепцию прохождения службы офицерами ИАС и МТО можно представить следующей картиной (по примеру ВВС США):

Младшие офицеры  получают первую специальность в течение  четырех  лет, в течение последующих двух лет они проходят перекрестное обучение 2-й специальности.

Старшие офицеры через определенный срок проходят перспективные «переходные» курсы, необходимые для «перекидывания мостика» от одной специальности ИАМТО к другой. В связи с этим лица руководящего состава ИАМТО не будут называться эксплуатационниками, поставщиками, плановиками, транспортниками или ремонтниками, а будут называться логистиками.

Логистик будет готовиться по нескольким специальностям в процессе службы путем перекрестной системы обучения и службы в должностях различных специальностей (рис.2). Это обучение должно носить высший приоритет и гарантировать, что офицеры будут готовы к решению предстоящих интегрированных задач (эксплуатации, снабжения, транспортировки) при своем продвижении по службе.

Базовая концепция подготовки таких офицеров-логистиков должна включать специальные переходные курсы для оттачивания навыков офицера-логистика посредством реального применения функций почти в реальных сценариях. Получение необходимого опыта и знаний для служебной зрелости ожидается на 15-м году службы (приблизительно уровень подполковника).

 Отказ в настоящее время от консолидации ИАО И МТО – есть не что иное, как отказ от повышения их эффективности.  Наиболее очевидные негативные последствия этого можно представить следующим списком:  повышение уязвимости объектов ИАМТО от ударов противника, отсутствие оперативной гибкости,  недостаточная автономность,  повышенная стоимость эксплуатации,  зависимость от воздушных грузовых перевозок, неспособность поддерживать боевые операции.

А следствием консолидации ИАС и МТО явится упрощение взаимодействия между системой технической эксплуатации, управлением запасами и видами доставки предметов снабжения. Однако такая интеграция потребует тщательной подготовки концепции ИАМТО, представленной документами которые регламентировали бы руководство всем спектром его функций в мирное и военное время и которые описывали бы поток информации для принятия решений на всех уровнях.

В этих документах необходимо:

-идентифицировать лица, принимающие решения;
 -определить необходимую информацию по ИАМТО для этих лиц;
 -разработать широкую концепцию связи и управлять силами и средствам ИАМТО;
 -выработать план действий  на ближайшую, среднюю и далекую перспективу.

Необходим непосредственно привязанный к бюджету проект ИАМТО,  чтобы гарантировать готовность к техническому обеспечению военной авиации XXI века. Основой для исследований и разработок проекта могут стать существующие и проверенные временем методы и процессы планирования.
 
Созидательный или универсальный специалист?

Созидательный специалист – не довольствуется существующими способами ведения дела, стремится к новым, более эффективным решениям проблем эксплуатации военной авиационной техники. Способность поддержания изменяющейся базы знаний и создание новых более эффективных методов технической эксплуатации требует особенно гибкого личного состава. Нужны люди, которые могут функционировать при сжатой организационной структуре в динамическом режиме. Другими словами, требуются люди, которые преуспевают при переменах и могут найти решение в хаосе. Универсальность требует постоянного процесса обучения и забывания. Надо уметь отказываться и от с трудом приобретенных навыков, и привычек всей жизни, и, что может быть самым трудным, надо уметь отказываться от старых и высоко ценимых человеческих связей. Это означает отказ от того, что люди всегда считали «нашим обществом», «нашим коллективом».

Специалисты узкого или широкого профиля?

Предполагается, что «сужение» знаний технического состава в определенной области повышает их квалификацию. Так поступают в гражданской авиации.

В военной авиации на практике оказывается все не так. В боевых условиях одни специалисты свободны, других – крайне недостаточно, но их нельзя заменить первыми. Чрезмерная специализация мешает быстрому реагированию на обстановку, не учитывает фактор отвлечения технического состава для выполнения общевоинских обязанностей (внутренняя и караульная служба, стрелковая подготовка и т.д.) и в итоге рабочая сила ИАС ежедневно размывается в ущерб технической эксплуатации.

В США с 1992 г. начали проводить мероприятия на снижение затрат на содержание своих вооруженных сил. Эти мероприятия коснулись и военной авиации США. Среди них значительное место занимают изменения в структуре и организации приобретения, эксплуатации и ремонта авиационной техники.

Изменения затронули как структуры высших эшелонов командования США, так и организацию функционирования авиационных крыльев. В ВВС США, на базе имевшихся ранее пяти командований, были сформированы три новых командования. При этом в составе ВВС сохранены все пять центров МТО, осуществляющих техническое и материально-техническое обеспечение военной авиации. Эти центры участвуют в конкурсах на получение контрактов. Это считается важным делом, ибо  без дополнительных работ центры МТО ВВС США вряд ли смогут преодолеть нехватку средств при сокращении бюджета ВВС.

ВВС США, несмотря на снижение ассигнований на их содержание, путем изменения своей структуры и организации системы управления приобретением авиатехники, эксплуатации и ремонта рассчитывают не только сохранить, но и повысить эффективность проводимые ими боевых операций в любой точке земного шара.

В Вооруженных силах РФ введено временное положение об основах организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники.  Сервисное обслуживание ВВТ – комплекс работ (мероприятий) по поддержанию (восстановлению) исправного или работоспособного состояния образца ВВТ и (или) восстановление его ресурсов, проводимые в войсковых частях и (или) в заводских условиях предприятием в соответствии с государственным контрактом.

Согласно «Временному положению…» система технического обслуживания и войскового ремонта ВВТ – совокупность взаимосвязанных образцов ВВТ, средств технического диагностирования, средств технического обслуживания и войскового ремонта, исполнители и документация, взаимодействие которых происходит в соответствии с задачами эксплуатации и ремонта в войсковых условиях.

Под исполнителями в зависимости от выполняемых на ВВТ работ понимаются расчеты, экипажи, водители, специалисты войсковых ремонтно-восстановительных органов и другой инженерно-технический состав воинских частей, а также участвующие в техническом обслуживании и войсковом ремонте выездные ремонтные бригады предприятий. При этом не следует умалять роль специалистов, обеспечивающих снабжение авиационно-техническим имуществом.

Основные принципы руководства, которыми должен владеть инженер ИАМТО

1. Знать свою работу.
2. Правильно оценивать свой собственный уровень и стремиться к самосовершенствованию.
3. Знать своих людей, а также делать всё возможное в пределах своей компетенции для их благополучия.
4. Обеспечивать информированность своих людей.
5. Подавать пример в знании техники и в обеспечении ее эксплуатации.
6. Выяснять, что поставленная задача понята людьми, контролируется и выполняется.
7. Обучать своих людей как коллектив.
8. Принимать правильные и своевременные решения.
9. Развивать чувство ответственности у своих людей.
10. Использовать свои полномочия в соответствии с их возможностями.
11. Отвечать за свои действия.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer