Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Госкомпаниям предъявили оферту


7 декабря 2011 года Анна Занина, Елена Киселева, Коммерсантъ


ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), получив в 2007 году свыше 38% Нижегородского авиастроительного завода "Сокол", должна была направить акционерам предложение о выкупе акций. Такое решение вчера вынес президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) в рамках спора ОАК с Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Теперь служба может предъявить аналогичные претензии и другим подконтрольным государству структурам, которым передавались акции государственных ОАО, и потребовать выставления оферты. Под ударом могут оказаться крупнейшие получатели госактивов — "Ростехнологии" и ОАК.

 В сентябре 2009 года ФСФР провела проверку по жалобе частного инвестора Дениса Панасюка и установила, что, получив 19 февраля 2007 года 38% ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"" (в ноябре 2009 года доля корпорации увеличилась до 63,81%), ОАК не направила акционерам завода обязательное предложение о выкупе акций (оферту). Это является нарушением п. 1 ст. 84.2 закона "Об акционерных обществах" (АО). На основании этого служба 26 января 2010 года оштрафовала ОАК на 50 тыс. руб., а 12 февраля 2010 года вынесла предписание об устранении допущенных нарушений. 

ОАК обратилась в суд. Основным доводом корпорации было то, что передача акций осуществлялась между аффилированными лицами — РФ в лице Росимущества и ОАК (на 90,01% принадлежит государству),— поэтому она не должна была направлять обязательное предложение о выкупе акций. Кроме того, ОАК в суде ссылалась на то, что у акционеров по закону вообще нет права требовать направления оферты, а ФСФР не имеет полномочий выносить такое предписание. Суды трех инстанций Московского округа приняли сторону ФСФР, подчеркнув, что РФ не является хозяйствующим субъектом и не может считаться аффилированной с подконтрольными ей компаниями, а ОАК обязана была направить оферту, но не сделала этого, следовательно, предписание ФСФР является законным. 
 
Однако 28 сентября коллегия ВАС передала дело в президиум для пересмотра, признав ОАК и РФ аффилированными лицами. Коллегия ВАС указала, что цель направления оферты — защитить миноритариев от изменения стратегии после смены контроля над компаний, а "в том случае, если контроль над обществом передается зависимому аффилированному лицу в рамках группы лиц, вероятность существенного изменения стратегии отсутствует". Кроме того, в определении напоминается о поправках к закону "Об АО" от 3 ноября 2010 года, отменяющих обязанность оферты для случаев, если РФ вносит акции в уставный капитал ОАО, принадлежащего государству более чем на 50%, или в случае внесения акций в оплату допэмиссии акций (по закрытой подписке) стратегического предприятия или ОАО. Это, по мнению тройки судей, полностью соответствует ситуации с ОАК. 
 
Вчера же президиум ВАС оставил в силе решения судов в пользу ФСФР. По мнению управляющего партнера адвокатского бюро "Бартолиус" Юлия Тая, теперь служба может предъявить аналогичные претензии и другим подконтрольным государству компаниям, которым передавались акции государственных ОАО, и потребовать выставления оферты. "Это решение президиума подтвердило общую позицию ВАС, что государство не должно иметь особых привилегий",— замечает партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Александр Некторов. Кроме того, поправки к закону "Об АО" не имеют обратной силы, следовательно, все аналогичные случаи приобретения акций до 18 ноября 2010 года (вступление поправок в силу) должны влечь за собой направление оферты. "Начав передачу акций госпредприятий корпорациям без внесения поправок в закон, государство тем самым само себя наказало",— отмечает Юлий Тай. 
 
"Пока постановление президиума ВАС не будет изготовлено в полном объеме, мы не можем дать развернутого комментария по решению суда",— заявил вчера "Ъ" официальный представитель ОАК. Источник в корпорации отметил, что в истории ОАК было всего два случая с необходимостью выставления оферты. "Первый случай — это преобразование ОАК путем вхождения в нее корпорации "Иркут" в начале 2007 года. Тогда частным акционерам "Иркута" в лице сотрудников предприятия и его менеджмента была выставлена оферта, и часть миноритариев ею воспользовалась. Никаких проблем с частными акционерами не возникло",— пояснил собеседник "Ъ". 
 
Александр Некторов напоминает, что срок для привлечения к административной ответственности за нарушение правил приобретения более 30% акций ОАО — один год. Однако с момента приобретения ОАК акций завода "Сокол" в феврале 2007 года до наложения штрафа ФСФР прошло почти три года. "ФСФР, скорее всего, расценила это правонарушение как длящееся — тогда оно начинается после истечения 35 дней для направления оферты и длится до тех пор, пока она не будет выставлена",— объясняет господин Некторов. Юлий Тай полагает, что материальные санкции ФСФР не будут слишком существенны для корпораций (ст. 15.28 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф от 50 тыс. до 500 тыс. руб.), однако главным последствием является то, что оферту все-таки придется выставить. 
 
Помимо ОАК, крупнейшими получателями госактивов являются ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" и госкорпорация "Ростехнологии", которой досталось больше всего пакетов акций ОАО. При формировании госкорпорации в 2008 году государство передало в ее капитал пакеты нескольких сотен предприятий, в том числе более 80 ОАО с долей выше 30%, у которых на тот момент были частные собственники. 
 
В частности, "Ростехнологии" получили 51% волгоградского ОАО "Химпром", 50% плюс 1 акцию самарского ОАО "Авиаагрегат", 39% ОАО "Всероссийский институт легких сплавов". Кроме того, госкорпорации был передан 51% акций ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование"" (КАО). 49% КАО принадлежало ОАО "Объединенный авиаприборостроительный консорциум" (основной владелец — экс-гендиректор КАО Сергей Бодрунов). Также госкорпорация получила госпакет в размере 61,2% акций ОАО "Концерн "Авионика"", объединяющего 19 предприятий авиационного приборостроения. По данным участников рынка, президент концерна Гиви Джанджгава контролирует около 25%. В 2009 году на базе этих и других предприятий авионики "Ростехнологии" создали концерн "Авиаприборостроение". Ожидалось, что частные акционеры получат доли в этом ОАО, но этого до сих пор не произошло — согласно ЕГРЮЛ, 100% в нем принадлежат "Ростехнологиям". 
 
Вчера в "Ростехнологиях" "Ъ" заявили, что никаких претензий со стороны ФСФР относительно невыставленных оферт к ним не поступало. "У нас таких нарушений не было, поскольку мы вносили ряд изменений в законодательство в связи с формированием госкорпорации",— утверждает представитель "Ростехнологий". 
 
Действительно, согласно поправкам к закону "Об акционерных обществах" от 7 мая 2009 года, обязательное предложение о выкупе не направляется в случае приобретения акций в целях формирования имущества госкорпорации, созданной на основании федерального закона за счет имущественного взноса РФ. Однако эти поправки вступили в силу лишь 29 декабря 2009 года, к этому времени "Ростехнологии" уже получили все свои основные активы. "То есть по акциям, приобретенным до этой даты, "Ростехнологии" обязаны выставлять оферту, а после — только в случаях, когда акции были куплены или получены за долги от частных компаний",— говорит господин Некторов. 
 
Получить комментарий в ФСФР "Ъ" вчера не удалось.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBohPd
Рекомендуем: https://youdo.com/lawyer/civillaw/building/, подробнее >>
Рекомендуем: https://youdo.com/auto/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer