Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Владимир Путин провел показательную заправку


10 февраля 2011 года Ольга Ягова, КоммерсантЪ


Владимир Путин начал регулировать цены на топливо в России в ручном режиме — как это происходило с ценами в супермаркетах и стоимостью мобильной связи. Нефтяники отреагировали так же оперативно, как ритейлеры и сотовые операторы, и спустя несколько часов после резкой критики начали снижать цены. Это не потребовало существенных жертв, по прогнозам экспертов, цены и так на днях упали бы. Но избежать очередного расследования ФАС после заявлений премьера нефтекомпаниям уже не удастся.

В ходе вчерашнего совещания по итогам работы ТЭК в 2010 году Владимир Путин резко раскритиковал высокие цены на топливо в России. Премьер сообщил, что правительство уже требовало от нефтяников снижения цен на дизтопливо и добилось определенных успехов: "Сургутнефтегаз" скинул 2 тыс. руб. за тонну, "Роснефть" и ЛУКОЙЛ — на 1,5 тыс. руб. за тонну. Но, добавил премьер, "нет реакции ни от "Газпром нефти", ни от ТНК-ВР". Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков пояснил "Ъ", что снизить цены нефтяникам велел вице-премьер Игорь Сечин в ходе январских совещаний. Тогда обсуждалась "возможность компаний по снижению цен на топливо или их стабилизации", уточнил "Ъ" источник, знакомый с ситуацией.
 
По данным ИАЦ "Кортес", в 2010 году отпускные цены на авиакеросин выросли на 21%, на бензин Аи-80 — на 20%, Аи-92 — на 22%, Аи-95 — на 18%, на летнее дизельное топливо — на 36%, зимнее — на 39%. К 4 февраля Аи-80 подорожал еще на 9,4%, Аи-92 — на 3,9%, Аи-95 — на 3,5%, дизтопливо — на 11,6%.
 
У Владимира Путина уже есть опыт оперативного снижения цен в ручном режиме. В 2008 году он своими заявлениями уменьшил стоимость авиакеросина и металлопродукции, в 2009 году — цены в супермаркетах, в 2010-м — стоимость роуминга. Нефтяники не стали исключением. Присутствовавший на совещании исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан пообещал снизить немедленно. Уже около 16.00 ТНК-ВР объявила о снижении оптовой цены дизтоплива на 1 тыс. руб. за тонну, а с 21.00 — на 1,2 руб. упала его стоимость на АЗС компании в России.
 
Глава "Газпром нефти" Александр Дюков попытался убедить премьера в том, что с 1 февраля компания уже снизила цены на зимнее дизтопливо на 1-1,5 тыс. руб. за тонну, но пообещал дополнительное уменьшение еще на 1,5 тыс. руб. Премьер не поверил: "На утро сегодняшнего дня никаких изменений по вашей компании не было заметно".
 
По данным ИАЦ "Кортес", снижение действительно было, но прослеживалось только по Московскому НПЗ, так как "Газпром нефть" с февраля не ведет продажи зимнего дизеля с Омского НПЗ. Снижение составило около 800 руб. за тонну.
 
Владимир Путин пообещал проследить, что произойдет с ценами "Газпром нефти" в конце дня, и вечером компания объявила, что "снизила стоимость зимнего дизельного топлива и авиакеросина на всех уровнях продаж". Крупно- и мелкооптовые цены на зимнее дизтопливо были снижены на 1,5 тыс. руб. за тонну, розничные — не менее чем на 1 руб. за литр. Цена авиакеросина при заправке "в крыло" уменьшилась в среднем на 1 тыс. руб. за тонну. Также "Газпром нефть" ввела мораторий на рост стоимости авиакеросина.
 
При этом на серьезные жертвы нефтяникам идти ради премьера не пришлось. Директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков отмечает, что государственное вмешательство стало только одним из вспомогательных факторов в снижении цен. Эксперт поясняет, что ситуация на рынке на данный момент уже способствует снижению спроса на зимний дизель из-за высоких цен и поставок более дешевого аналога — дизтоплива с присадками, которое может использоваться при температуре до -15°С. Павел Строков уверен, что пик цены на дизтопливо был пройден и без вмешательства премьера.
 
Однако резкая критика Владимира Путина сделала неизбежным вмешательство в ситуацию ФАС, которая до сих пор хотя и говорила о нарушениях нефтяников, но о возбуждении против них дел не объявляла. В ходе совещания глава ФАС Игорь Артемьев поддержал и развил возмущение Владимира Путина. Он назвал резкий скачок цен на дизель и авиакеросин "искусственным", поясняя, что "компании пытались компенсировать за счет потребителей потери от введения акцизов и так далее". "Когда уже нефтекомпании будут высчитывать по соответствующим формулам, как во всем мире, предельные цены на внутреннем рынке? — сказал глава ФАС.— Может быть закон соответствующий принять, абсолютно рыночный?" Премьер идею поддержал и попросил внести предложения по такому закону.
 
Источник на рынке уточнил "Ъ", что меры, направленные на ограничение роста цен на топливо, из европейских стран используют только Бельгия и Хорватия. Также цены на нефтепродукты ограничивают в Китае, однако при этом НПЗ получают субсидии от государства. Виталий Крюков из "ИФД-Капиталъ" считает, что введение предельной цены на нефтепродукты — нерыночный ход.
 
Позитивным было бы введение формулы цены, но встает вопрос о ее составляющих, уточнил аналитик. Кроме того, при введении таких ограничений, как предельная цена, у нефтекомпаний будет веская причина уйти с внутреннего рынка, добавляет Виталий Крюков.
 
Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин пояснил "Ъ", что цену на нефтепродукты планируется регулировать с помощью индикатора. Если цены, установленные нефтяниками, будут сильно превышать показатель, то им направят предупреждения. Индикатор будет изменяться в зависимости от цены на нефть и других рыночных показателей. По словам чиновника, проект закона подготовлен и через один-два месяца его внесут в правительство.
 
Но если новый закон — пока еще не слишком определенная перспектива, новые претензии ФАС грозят нефтяникам в самое ближайшее время. Вчера после совещания служба объявила о возбуждении дел о повышении цен на дизтопливо в декабре 2010 года против "Газпром нефти", ЛУКОЙЛа и "Роснефти". В сообщении ФАС отмечается, что у службы также "есть вопросы" к ТНК-ВР, "Сургутнефтегазу" и "Башнефти" (двух последних компаний подобные претензии коснулись впервые), которые, по оценке службы, "вошли в число коллективно доминирующих компаний на рынке нефтепродуктов в 2010 году". Как пояснил Анатолий Голомолзин, против ТНК-ВР дело пока не возбуждено, поскольку компания не уличена в "изъятии товара с рынка", что являлось одним из основных факторов по выявлению нарушений, но "расследование продолжается".
 
Сами нефтяники отказались комментировать ситуацию. Источник "Ъ", близкий к "Роснефти", заверил, что она увеличивала цены на 30% медленнее рынка, что "было экономически нецелесообразно". Но Анатолий Голомолзин пояснил, что "Роснефть" обладает очень большой долей рынка и любое изъятие товара из оборота сильно влияет на ситуацию. Кроме того, у ФАС есть вопросы к участию "Роснефти" в биржевых торгах, например, в отношении недостаточного предложения и роста адресных продаж. Павел Строков считает, что было бы странно ожидать от нефтяников "дисциплинированного поведения" перед повышением акцизов, ведением нового техрегламента и уравниванием пошлин на темные и светлые нефтепродукты.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer