Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


За нефтепродукты взялись системно


11 февраля 2011 года Александр Гудков, КоммерсантЪ


Война правительства с нефтяными компаниями, обострившаяся 9 января на совещании в Санкт-Петербурге, продолжилась вчера на президиуме правительства. Премьер-министр Владимир Путин согласился с идеями "усовершенствовать" организацию биржевых торгов нефтепродуктами, поручение готовить соответствующие предложения было дано Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и вице-премьеру Игорю Сечину. Фактически премьер одобрил пакет "биржевых" поправок ФАС к закону "О защите конкуренции" и благословил новую серию обсуждения "формулы" предельных цен на нефтепродукты в зависимости от цен на нефть.

Вчера на заседании президиума правительства Владимир Путин вновь вернулся к теме высоких цен на нефтепродукты. Накануне премьер уже отрегулировал внутренние цены на дизельное топливо в ручном режиме (см. текст на стр. 11), теперь настал черед системных мер. Выслушав доклад заместителя главы Федеральной антимонопольной службы Андрея Цыганова, премьер-министр согласился с выводами ФАС о необходимости усовершенствования действующего механизма торговли нефтепродуктами на российских биржах. "Нужны более четкие правила, которые устранят те недостатки, которые выявлены нами при осуществлении биржевой торговли",— заявил на заседании Андрей Цыганов. Заместитель главы ФАС также уточнил, что служба намерена контролировать цены не только на нефтепродукты, но и на нефть: "Речь идет о привязке цены на отдельные виды нефтепродуктов и на нефть сырую к ценам мирового рынка с учетом равнодоходности экспорта их с территории РФ и поставки на внутренний рынок". 
 
Премьер-министр согласился с утверждением ФАС о том, что сегодняшний порядок организации торгов привел не к снижению цен, а к их росту до максимально высокой планки, чтобы обеспечить работу сбытовым организациям по более высоким ценам. По итогам обсуждения Владимир Путин поручил проконтролировать подготовку соответствующих предложений вице-премьеру Игорю Сечину. 
 
Публичная поддержка, которую оказал премьер предложениям ФАС, фактически означает предоставление антимонопольной службе карт-бланша на радикальную правку закона "О защите конкуренции", а также на новую атаку на нефтяные компании, резко повысившие цены на авиакеросин и дизельное топливо в конце прошлого года. После того как летом 2010 года правительство рекомендовало ФАС пойти на мировую с нефтяниками и снизить оборотные штрафы, служба решила не объявлять о "третьей волне" антимонопольных дел до получения отмашки из Белого дома. 
 
Столкнувшись с тем, что в конце прошлого года биржевые цены на нефтепродукты, которые традиционно являлись для ФАС индикатором конкурентных цен, превысили контрактные, служба радикально переработала и "третий пакет" поправок к антимонопольному законодательству, а также предложила вернуться к обсуждению "формулы цены" — внутренней конкурентной цены на основе netback (см. "Ъ" от 7 февраля). Поправки ужесточают требования к организации биржевых торгов — биржевая цена будет признаваться ФАС конкурентной только при соблюдении ряда условий. Ведомство намерено получить право устанавливать минимальную долю продаваемой на бирже продукции для каждого монополиста, а также минимальное количество участников торгов. Участвующий в торгах монополист обязан предоставить бирже список аффилированных лиц в порядке, также установленном ФАС. Чтобы исключить адресные сделки, торги должны быть анонимными — участники торгов не должны раскрывать себя до совершения сделки. Предусматривается также установление стартовой цены на основе netback (мировая цена без пошлин и транспортных расходов). 
 
Даже при соблюдении всех этих условий ФАС добивается сохранения за собой права при определении монопольно высокой цены "учитывать" биржевые и внебиржевые индикаторы на мировых площадках. "Я не знаю, какую нефть ФАС собирается продавать на бирже. Цена на всю нефть, которая идет на этот квазирынок, и так образуется по формуле на основе netback",— заявил "Ъ" директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков, напомнив, что в России не осталось независимых НПЗ и не стало "давальцев", которые еще недавно формировали свободный рынок нефти. Внутренние цены на нефть сегодня и так формируются по принципу netback, и никаких иных биржевых цен на нефть тут не может быть — по его словам, если цены на российской бирже будут отличаться от netback, то на российскую биржу немедленно придут спекулянты с NYMEX и ICE. 
 
Что же касается биржевых торгов нефтепродуктов, то ФАС предлагала много инструментов, в том числе ежедневное установление стартовой цены, рассчитанной на основе netback, а также приостановку торгов, если цены выходят из некоего определенного заранее коридора. Еще один вариант доступен и сейчас, но не зафиксирован законодательно — в случае выхода цен за установленную ФАС отметку нефтяников ждут проверки. Если служба добьется прохождения подобных поправок, то все будет зависеть от интервала допустимых отклонений биржевых цен, который ФАС согласует. Если речь будет идти об уже обнародованном ведомством уровне — 1,5%, то это будет равноценно прямому ценовому регулированию. В нефтяных компаниях "Ъ" подтвердили, что не смогут добиться рентабельности поставок на внутренний рынок, если премия не будет превышать 1,5% netback. 
 
Не исключено, что санкционированная премьером активность ФАС может стать инструментом реализации принципов, заложенных в стратегию развития нефтяной отрасли до 2020 года, одобренной премьером на совещании в Самаре в конце прошлого года. Стратегия констатирует, что в долгосрочной перспективе для российского бюджета гораздо выгоднее экспортировать сырую нефть, нежели продукты нефтепереработки. Повышением экспортных пошлин на нефтепродукты предлагается сделать экспорт нефтепродуктов нерентабельным, что приведет к закрытию части мощностей экспортно ориентированных НПЗ. Предполагается, что в идеале они должны покрывать лишь потребности внутреннего рынка — то есть сократиться почти вдвое. 
 
Вероятно, активность ФАС в перспективе сделает рентабельным импорт дешевых нефтепродуктов, например из Белоруссии. С подобной проблемой российские нефтяники уже столкнулись на Украине — импорт нефтепродуктов из Белоруссии привел к остановке двух украинских НПЗ, принадлежащих российским нефтяным компаниям.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBd1wN
Услуги проверенных исполнителей: https://youdo.com/coach/sport/skejtbording/ по данной ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer