Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Русские сенсации Бангалора


11 февраля 2011 года Виктор Литовкин, Независимое военное обозрение


В среду, 9 февраля на авиабазе индийских ВВС «Елоханка», что расположена в часе езды от столицы штата Карнатака города Бангалор, открылась 8-я международная авиакосмическая выставка Aero India-2011. Она будет работать до воскресенья 13 февраля, и ее участниками станут 338 компаний из 23 государств. Самые масштабные экспозиции представят Индия (143 компании), США (39 компаний), Германия (30 компаний), Великобритания (21 компания), Италия (19 компаний), Бельгия (12 компаний), Израиль (11 компаний). И конечно, как всегда, ведущие авиационные предприятия России. Их 35. Среди них -АВПК «Сухой», НПО «Иркут», АК имени Ильюшина, ОПК «Оборонпром», Концерн «Авиаприборостроение», КБ машиностроения, Таганский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева, Уральский оптико-механический завод, «Рособоронэкспорт», Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и другие.

Отечественная продукция представлена в основном в виде тренажеров, макетов, стендов, различной аппаратуры и действующих моделей. Всего 276 экспонатов. Специалисты Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) говорят, что российскую авиационную технику и системы обеспечения полетов, вооружение самолетов и комплексы ПВО в Индии хорошо знают, – военно-техническое сотрудничество наших стран продолжается уже не первое десятилетие. Его объем превысил 40 млрд. долларов, на эту страну приходится до трети российского военного экспорта. Мы не только поставляем Дели оружие и боевую технику, но и щедро делимся лицензиями и технологиями их производства, что не делает больше никто. И потому везти «за три моря» большие натурные образцы экономически не очень оправдано.
 
Можно было бы, наверное, согласиться с такой постановкой вопроса, если бы не одна «деталь». По-своему сенсационная. Впрочем, эта сенсация крайне парадоксальна. На авиакосмической выставке в Бангалоре не появился натурный образец одного из самых современных российских истребителей МиГ-35. Парадокс заключается в том, что этот боевой самолет заявлен Россией как участник тендера на поставку Дели 126 средних многофункциональных истребителей по программе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft). В борьбе за победу в этом конкурсе, обещающей свыше 11 млрд. долл. и загруженность оборонных авиационных предприятий на годы вперед, участвуют шесть боевых машин – американские F/A18E/F Super Hornet фирмы Boeing и F-16IN Super Viper фирмы Lockheed Martin, французский Rafale фирмы Dassault Aviation, европейский Eurofighter EF-2000 Typhoon (фирма EADS), шведский Gripen NG (Saab) и наш МиГ-35. О нем два года назад, во время Aero India-2009, на котором присутствовал автор этих строк, организаторы бангалорского авиашоу не стесняясь конкурентов, отзывались по радио на всю авиабазу, «absolute best».
 
Огромные плакаты вдоль дороги на аэродром в «Елоханку» с «портретом» отечественного самолета висели чуть ли не через каждые десять-пятнадцать километров. На них красовался девиз: «MiG – with India, for India!» Такие же плакаты, только поменьше размером, были размещены практически во всех журналах и газетах, которые ежедневно выходили в дни работы авиашоу. Фотографии обязательно сопровождались подробными рассказами о тактико-технических преимуществах российского истребителя. А главное – на этом самолете летал в кресле второго пилота очень уважаемый в стране человек – маршал ВВС Индии в отставке Хариш Масанд, тот самый летчик, с которым связано становление индийской боевой авиации. А фигуры высшего пилотажа крутил на истребителе летчик-испытатель фирмы «МиГ» Михаил Беляев, непременный участник и настоящая звезда авиационных салонов в парижском Ле Бурже, лондонском Фарнборо, Подмосковном Жуковском...
 
Неужели отсутствие главной надежды России на победу в многообещающем тендере тоже объясняется прагматичной экономией финансовых средств? В РСК «МиГ» так и говорят. Истребитель МиГ-35, утверждают там, летом прошлого года прошел все необходимые испытания в индийском небе, в том числе и с применением его вооружения. Авиационные специалисты из Дели не одну неделю гостили в Москве, на авиазаводах фирмы «МиГ», знакомились с технологией изготовления этого самолета, с производственным оборудованием, получили всю необходимую документацию, которая позволит им принять правильное решение. И тратить деньги, чтобы еще и еще раз демонстрировать высокие пилотажные качества МиГа на выставке в Бангалоре, особой необходимости нет. Ничего принципиально нового мы не покажем. И возникает вопрос – зачем тогда туда лететь?
 
Правда, конкуренты МиГа тоже прошли все испытания, но большинство из них все же прилетело в Бангалор. А по поводу отсутствия там МиГ-35 существует и еще несколько точек зрения. По одной из них – индийцы остались недовольны, что русские демонстрировали им истребитель с усеченной АФАР (активной фазированной антенной решеткой), а полномасштабный антенный комплекс, как было договорено ранее, на машину так и не установили. А без этой системы опять показывать МиГ-35 нашим специалистам было как-то не с руки.
 
Свою версию, напрямую никак не связанную с выставкой в Бангалоре, недавно высказало индийское издание Strategiс Affairs. В январском номере журнала появилась публикация о неком советнике министра обороны страны, который несколько недель находился в США и якобы гарантировал компании Boeing, что именно ее самолеты F/A18E/F Super Hornet станут победителем тендера MMRCA. Но тем не менее, пропажу конфиденциальных документов по этому тендеру, которая случилась несколько месяцев тому назад (потом документы вдруг нашлись) и появившийся «короткий список» финалистов конкурса, куда не вошел МиГ-35 (его существование потом официальные индийские лица тоже опровергли), некоторые наблюдатели все же связали с тем, что российская авиакомпания отказалась от новой демонстрации своего самолета на Aero India-2011.
 
Так это или не так – вопрос открытый. Понятно, что сенсационное отсутствие на выставке в Бангалоре российского истребителя МиГ-35 никак не скажется на долговременных военно-технических связях Москвы и Дели. Хотя небольшой неприятный осадок останется. Тем не менее, сотрудничеству двух стран в военной области можно только позавидовать. В индийских ВВС стоят на вооружении многие виды российской боевой техники, в частности, истребители Су-30МКИ, созданные в КБ «Сухого» и произведенные в цехах Иркутского научно-производственного объединения «Иркут». По российской лицензии их собирают и на предприятиях HAL (Hindustan Aeronautics Limited). Они, конечно, в любом случае будут широко представлены на Aero India-2011. Индийские мастера воздушной акробатики непременно продемонстрируют их высокие пилотажные качества в воздухе Бангалора.
 
Тоже самое можно сказать и о российском самолете дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, на который стоит израильский круговой антенный комплекс Phalkon, что тоже передан индийским ВВС. О продукции КБ машиностроения, которое вместе с DRDO – Организацией оборонных исследований и разработок Минобороны Индии сделало для индийской армии сверхзвуковую противокорабельную ракету «БраМос». Она устанавливается на надводных и подводных кораблях. В том числе и на строящихся в Калининграде на заводе «Янтарь» трех индийских фрегатах класса Talwar, проект 11356 и на системах береговой обороны. Сейчас совместное российско-индийское предприятие BrahMos, названное так по рекам Брахмапутра и Москва-река, модернизирует эту ракету, приспосабливая ее для использования с борта истребителя Су-30МКИ. Этот проект, как и многие другие, тоже будет представлен на базе «Елоханка».
 
Нельзя забывать в этом плане и о корабельных истребителях МиГ-29К, которые Москва поставила Дели для модернизирующегося сейчас в Северодвинске авианосца «Викрамадитья». Кстати, в эти дни в небе Подмосковного Жуковского летал усовершенствованный вариант этого истребителя, сделанный специально для индийских ВМС – МиГ-29UPG. Истребитель пилотировал начальник летной службы фирмы «МиГ» летчик-испытатель Михаил Беляев, тот самый, кто два года назад демонстрировал в Бангалоре достоинства МиГ-35. Сообщается, что корабельные самолеты для Дели получают новые двигатели, современную авионику, новый бортовой компьютер и систему управления вооружением. Подписан недавно контракт по созданию на базе российского истребителя 5-го поколения Т-50 двухместного самолета 5-го поколения для Индии, который обещает загруженность высокотехнологическим производством десятков индийских предприятий, что входят в корпорацию HAL (Hindustan Aeronautics Limited) и обладание индийскими ВВС уникальной воздушной мощью. Все это – само по себе свидетельство огромного доверия, которое существует между двумя дружественными странами.
 
И все же. Российские КБ и оборонные предприятия должны быть, что называется, начеку. Конкуренция за индийский оружейный рынок усиливается с каждым днем. Особенно активны на нем сейчас американские фирмы. После того, как сенат США отменил многие ограничения на сотрудничество с Дели, не только Boeing и Lockheed Martin, но и другие могущественные корпорации, такие, как Northrop Grumman, Sikorsky, McDonnell Douglas и прочие, зачастили в Дели, открыли там свои представительства, ищут и находят подходы к высоким правительственным чиновникам и влиятельным людям страны, пытаются продвинуть на полуостров Индостан свою продукцию. Тем боле, что Индия взяла курс на диверсификацию военных поставок, справедливо считая, что «незачем складывать все яйца в одну корзину», – мало ли что может случиться в жизни. Американцы даже решили послать на выставку в Бангалор свой истребитель 5-го поколения F-22, чего они до сих пор никогда не делали. Даже своему союзнику Великобритании и ее гостям на аэрошоу в Фарнборо они демонстрировали этот самолет только в воздухе, а не на земле. Но для Индии сделали исключение. Кроме того предлагают ей купить другой самолет 5-го поколения F-35, который делают для стран, входящих в НАТО, а так же для Японии и Австралии.
 
Вашингтон не просто пытается завоевать индийский оружейный рынок, но и хочет создать на полуострове Индостан мощного конкурента Китаю, который начал сейчас развиваться, в том числе и в военной области, семимильными шагами. Правда, Дели, как свидетельствуют специалисты, пока не готов «упасть в объятия» Вашингтона, не поддается на перспективу более тесного военно-технического сотрудничества с США. Там знают, Белый дом и Сенат в любой момент по самому незначительному поводу может вдруг объявить санкции против его предприятий, – Москва этого не делала и не делает никогда. Кроме того, сотрудничая с Индией, Соединенные Штаты не прекращают поставок боевой техники и вооружений в Пакистан, соперника и головной боли для индийского государства и его истеблишмента. Москва с Пакистаном боевой техникой не торгует.
 
И несмотря ни на какие сложности, Россия старается дорожить сотрудничеством с Индией. Вот и накануне открытия выставки Aero India-2011, практически в последний момент стало известно, что в Бангалор полетел наш новый пассажирский лайнер «Суперджет-100». По словам исполняющего обязанности главы Объединенной авиастроительной корпорации, генерального директора компаний «Сухой» и «МиГ» Михаила Погосяна, демонстрационные полеты этого самолета в Бангалоре позволят мировому авиационному сообществу еще раз убедиться, что произведенный в России лайнер отвечает стандартам мирового рынка, а заказчикам – обрести уверенность в потенциале «Сухого» успешно реализовать проект. А еще, видимо, в том, что Москва тоже диверсифицирует свою продукцию на авиационном рынке Индии.
 
Мы предлагаем Дели не только боевые самолеты, но и гражданскую авиационную продукцию. И готовы здесь конкурировать с мировыми гигантами и в этом сегменте. Это тоже своеобразная сенсация Бангалора.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer