Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Чтобы не увидеть пятки убегающего конкурента


18 февраля 2011 года Владимир Щербаков, Независимое военное обозрение


В период с 9 по 13 февраля с.г. индийский Бангалор – «кремниевый город», как его часто называют в самой Индии, – в очередной раз превратился в храм авиации. Он стал местом проведения VIII международной аэрокосмической выставки «Аэро Индия 2011».

ВЫСТАВКА НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ
 
История сегодняшней «Аэро Индии» началась в далеком 1993 году – тогда выставка называлась «Авиа-Индия» (Avia-India) и мало чем напоминала не только себя сегодняшнюю, но и авиационную выставку вообще. Однако за прошедшие годы мероприятие, проводимое на расположенной в пригороде Бангалора военно-воздушной базе ВВС Индии «Елаханка» (Yelakhanka), серьезно изменилось и по праву заняло одну из ведущих строчек в списке международных аэрокосмических выставок, а количество ее посетителей выросло в 2011 году до примерно 275 тысяч. Постоянно растет и количество компаний, и стран-участниц. В этом году в работе выставки в различном формате приняли участие 675 компаний (прирост по сравнению с 2009 годом 581 участник – на 16%), из которых 380 компаний и организаций представляли авиационную и космическую промышленность почти трех десятков зарубежных стран, а 295 – аэрокосмический комплекс Индии.
 
Более чем в три раза по сравнению с 2009 годом выросло количество официальных делегаций – наиболее представительно выглядели Соединенные Штаты (250 делегаций), следом шли Германия (35 делегаций) и Италия (10 делегаций). Остальные страны – участницы выставки направили в Бангалор 35 официальных делегаций. Что касается самых главных участников любого авиашоу, самолетов и вертолетов, то в работе «Аэро Индия 2011» принимали участие – в полетах по показательной программе и на земле на статической стоянке – не менее 100 самолетов, из которых 27 представляли гражданский сектор авиации, а касаясь выставочной площади, можно отметить, что в этом году она составила почти 75 тыс. кв. м – по сравнению с 44 тыс. кв. м в 2009 году и 30 тыс. – в 2007 году. Рост по данному показателю тем более примечателен, что в период с 1998 по 2005 год объем выставочных площадей салона вырос с 7 тыс. кв. м всего до 18 тыс. кв. м.
 
Значительную по площади экспозицию занял российский павильон, который по странному стечению обстоятельств оказался по соседству – под крышей одного ангара – с одним из наших главных конкурентов на индийском оружейном рынке, Израилем. В общей сложности в работе «Аэро Индии 2011» с российской стороны принимали участие 38 компаний и организаций, на стендах были представлены 276 экспонатов, в том числе 32 натурных – преимущественно ПЗРК, образцы авионики и другой аппаратуры.
 
«Россия традиционно участвует в индийской аэрокосмической выставке, с самого начала, – подчеркивает заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Виктор Комардин. – Можно сказать, что мы – одни из ведущих участников и наряду с двумя-тремя другими странами составляем основу экспозиции данной выставки».
 
При этом руководству российской делегации и компании «Сухой» приятные новости стали поступать еще до начала выставки. Так, 5 февраля на традиционном авиашоу в Аль-Айне (ОАЭ) первое место занял испанский пилот Кастор Фантоба, выступавший на российском пилотажном самолете Су-26. Ему удалось опередить фаворита соревнования британца Джеральда Купера.
 
«ПРАЙД ОФ ИНДИЯ»
 
Открывали выставку, выросшую из простого авиашоу в настоящий смотр национального достояния страны в аэрокосмической области, министр обороны Индии Араккапарамбил Куриан Энтони и государственный министр оборонной промышленности Паллам Раджу. Затем состоялись традиционный воздушный парад с участием самолетов и вертолетов ВВС Индии и показательные выступления летчиков, а также обход министром обороны экспозиции с последующей пресс-конференцией. Министр Раджу особо подчеркнул при этом, что «выставка дает возможность не только продемонстрировать конечную продукцию, выпускаемую индийскими компаниями в аэрокосмической области, но также и уровень технологического развития всей национальной промышленности». Технологии – это, надо сказать, сегодня самое главное в военно-техническом сотрудничестве для Индии, которая более 70% вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) вынуждена импортировать. Да и из оставшихся 30% многое выпускается либо по лицензии, либо по прямым офсетам, оформленным в рамках оружейных контрактов.
 
Причем на работу выставки и на ее посещаемость не оказали влияния ни установившаяся сильная жара, ни нехватка мест в отелях бизнес-класса. «Бизнесмены и туристы, предпочитающие отдых в отелях люкс-класса, в течение второй недели февраля, когда в Бангалоре проходит выставка «Аэро Индия 2011», не смогут найти себе номер в отелях данной категории даже по цене 25 тыс. рупий в сутки (примерно 555 долл. – В.Щ.)», – писала в дни авиашоу бангалорская газета «Дейли Ньюс энд Анализис». Ни плохая по сравнению с предыдущим мероприятием организация в сфере продаж билетов, ни даже угроза пилотов индийской авиакомпании «Эйр Индия», выполняющей большинство рейсов на внутренних, ближневосточных и юговосточно-азиатских маршрутах, устроить крупную забастовку в связи с решением руководства компании задержать им выплату зарплаты.
 
Особо надо сказать о воздушном параде и показательных выступлениях индийских летчиков – более половины принимавших в них участие летательных аппаратов разработаны и созданы в России либо же по российской лицензии в Индии. «Во время воздушного парада индийские ВВС были представлены преимущественно российскими самолетами – нам есть чем гордиться», – заявил в интервью корреспонденту «НВО» заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Виктор Комардин.
 
Но гордятся этим не только российские оборонщики, наш заказчик тоже весьма горд своим приобретением – российский многоцелевой истребитель Су-30МКИ в Индии именуют не иначе как «Прайд оф Индия», то есть «Гордость Индии». А руководство национальной авиастроительной корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Limited) считает проект лицензионной постройки данных истребителей – наряду с разработкой и постройкой собственного истребителя LCA – своим самым успешным проектом. Именно они открывают все буклеты и корпоративные презентационные материалы индийской компании, представлявшиеся в Бангалоре. Причем программа, ставшая на сегодня наиболее успешной в сфере ВТС России и Индии и поражающая своими цифрами (270 самолетов, 12 млрд. долл.), еще себя далеко не исчерпала: регулярно выполняются поставки Су-30МКИ (в различных вариантах комплектации), а по оценке главы Объединенной авиастроительной корпорации и руководителя компаний РСК «МиГ» и «Сухой» Михаила Погосяна, перспективная емкость индийского рынка по Су-30МКИ составляет еще не менее 200 самолетов.
 
«Мы постоянно проводим и модернизацию самолетов, – подчеркивает Михаил Погосян. – В первую очередь мы будем осуществлять модернизацию комплекса авионики, радиолокатора и других систем, наращивать возможности истребителя по поражению наземных и воздушных целей. Причем самой масштабной модернизацией в отношении расширения набора бортового вооружения является обеспечение применения с данных самолетов авиационного варианта российско-индийской ракеты «БраМос».
 
СЛИЯНИЕ ДВУХ РЕК
 
Другим современным успешным проектом в области российско-индийского военно-технического сотрудничества является программа создания семейства сверхзвуковых ракет «БраМос» (от названия двух великих рек Брахмапутры и Москвы-реки). К настоящему времени уже созданы, испытаны и приняты на вооружение индийских Вооруженных сил ракеты класса «корабль–корабль», «корабль–берег», «берег–корабль» и «земля–земля». Первым на вооружение был принят вариант «БраМос» Block I – противокорабельная ракета, имеющая также возможность поражения береговых радиоконтрастных целей. Затем по запросу командования СВ Индии был разработан вариант Block II – он отличается усовершенствованными системой управления, ГСН и программным обеспечением, наличием приемника сигналов спутниковой навигационной системы и способен поражать как радиоконтрастные, так и обычные наземные цели противника, осуществляя при этом дискриминацию целей.
 
Работы над указанными выше базовыми вариантами «БраМоса» были в целом завершены соответственно в 2009 и 2010 годах, они приняты на вооружение ВМС и СВ Индии, а дальнейшая работа идет уже в направлении совершенствования вышеуказанных модификаций ракет и создания вариантов ракеты авиационного и лодочного базирования. Причем в первом случае в течение 2009–2010 годов специалистами «БраМос Аэроспейс Лимитед» создана усовершенствованная модификация, Block III, обладающая возможностью атаки цели с крутого, отвесного пикирования. Ракета создавалась также под требования СВ Индии, являясь одной из наиболее приоритетных для индийской армии программ, и предназначена для применения в районах со сложным рельефом местности, когда цель, например, «закрыта» горой или горным массивом: ракета, по данным высокоточной бортовой навигационной системы, включающей инерциальную навигационную систему и приемник СНС, выводится в точку приведения и уже оттуда пикирует на цель.
 
«Крылатая ракета «БраМос» Block II может использоваться по любым типам целей и с любого носителя, – подчеркнул в интервью корреспонденту «НВО» глава «БраМос Аэроспейс Лимитедл» доктор Шиватхану Пиллей. – На ближнесрочную перспективу мы сконцентрированы на разработке модификации ракеты авиационного базирования, мы тесно работаем в кооперации с российской компанией «Сухой» с целью адаптации истребителя к применению нашей ракеты. Уже проведено обсуждение всех доработок, которые необходимо выполнить в этом случае, в феврале мы направили соответствующие документы российской стороне и ожидаем, что в самое ближайшее время будет проведено очередное совещание заинтересованных сторон, хотя на 2012 год мы уже планируем проведение бросковых испытаний, а к концу года выполнить огневые испытания».
 
Впрочем, глава ОАК и генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян, отвечая на вопрос автора материала, сообщил, что пока контракт по работам с целью модернизации истребителей Су-30МКИ по боевому применению КР «БраМос» еще не подписан, а потому о конкретных сроках и стоимости ее проведения говорить не приходится.
 
С еще одной модификацией КР «БраМос» – для вооружения подводных лодок – дело обстоит несколько проще, хотя бы потому, что советская, а затем и российская ракета «Оникс» (в экспортном варианте «Яхонт») создавалась изначально именно в «лодочном» варианте. По словам доктора Пиллея, такой вариант «БраМоса» уже создан и испытан, в том числе с погружаемого стенда, и вопрос сегодня заключается только в отсутствии носителя, в качестве которого рассматривается только неатомная подводная лодка – вооружение КР «БраМос» атомных подлодок господин Пиллей исключил.
 
«Мы поддерживаем безъядерный статус программы, – подчеркнул корреспонденту «НВО» доктор Пиллей. – Поэтому даже и не рассматриваем возможность размещения крылатой ракеты «БраМос» на борту атомной подводной лодки». Наиболее же вероятным носителем ракеты является, по его словам, неатомная подводная лодка типа «Амур-1650», проект которой уже доработан для вооружения данными ракетами.
 
НЕ «МИГОМ» ЕДИНЫМ...
 
Сегодня, без сомнения, главное внимание специалистов в области военного строительства ВВС Индии приковано к тендеру на 126 многоцелевых истребителей (MMRCA), стоимость которого превышает даже среднегодовой объем закупок ВВСТ для всех видов индийских Вооруженных сил – не менее 10 млрд. долл. На прошлой выставке «Аэро Индия» участники тендера – российский МиГ-35, американские F-16 и F-18 «Супер Хорнет», французский «Рафаль», европейский «Еврофайтер» и шведский «Грипен» – устроили негласное соревнование в рамках показательной программы, однако на этот раз МиГ-35 на авиашоу не прибыл, что вызвало недоумение и даже разочарование у местных экспертов, начались даже спекуляции, что «русские выбыли из борьбы за престижный кусок пирога».
 
Однако российская сторона не склонна драматизировать ситуацию. Например, заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин считает, что в отсутствие одного из претендентов в показательной программе авиашоу нет ничего страшного, наоборот, это позволяет избежать лишнего нагнетания обстановки. К тому же в отличие от других претендентов МиГ-35 в целом пока что машина опытная, а потому каждая ее «командировка» на выставку негативным образом отражается на ходе программы ее испытаний.
 
«Сами условия тендера по программе MRCA предусматривали, что мы будем демонстрировать возможности своего самолета, МиГ-35, не в рамках выставки в Бангалоре, а в рамках тех всесторонних испытаний, которые проводились российскими и индийскими летчиками в Индии и России, – сообщил глава ОАК и руководитель компаний РСК «МиГ» и «Сухой» Михаил Погосян. – Мы продемонстрировали высокие возможности данного самолета, в том числе в условиях высокогорья, мы также демонстрировали его возможности по поражению воздушных и наземных целей, и, конечно, никакая выставка не позволяет продемонстрировать заказчику в полной мере возможности самолета. Мы считаем, что программу демонстрации возможностей самолета по условиям тендера выполнили в полном объеме, и теперь мы хотим дать заказчику принять в спокойной обстановке решение – на базе тех материалов, которые он получил по оценкам других проектов».
 
Примечательно, что выступавший на пресс-конференции по случаю открытия выставки министр обороны Индии А.К. Энтони особо подчеркнул, что выбор по результатам тендера будет сделан только исходя из «пользы для страны», а не по причине симпатий к определенной стране или определенному давлению со стороны какого-либо из участников тендера. «В закупке вооружений, военной и специальной техники, включая тендер по MMRCA, не будет никаких политических решений – только практические, – подчеркнул министр обороны Индии. – Контракт будет отдан тому претенденту, чье предложение будет наилучшим образом удовлетворять требованиям, предъявленным ВВС Индии. Мы будем смотреть только на возможности, а не на страну, которой принадлежит тот или иной «продукт».
 
При этом, отвечая на вопрос о ходе самого тендера MMRCA, министр отметил, что окончательное решение по нему будет принято, вероятно, в следующем финансовом году, а до подачи документов на принятие такого решения правительством Индии тендерные документы будут изучаться технической комиссией по согласованию стоимостных параметров. Учитывая же, что индийские специалисты постоянно любят затягивать переговорный процесс, «вытребывая» себе все большие преференции, можно предположить, что процесс применительно к тендеру по MMRCA будет нелегким.
 
ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ
 
«Мы квалифицируем наши отношения с Индией в сфере ВТС как отношения стратегического партнерства, – отметил в интервью корреспонденту «НВО» Александр Фомин, первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) и руководитель российской делегации на выставке «Аэро Индия 2011». – Мы уже все больше переходим от отношений по типу «продавец–покупатель» к сотрудничеству в области высоких технологий, одним из наиболее свежих и ярких примеров которого является совместная программа по созданию с Индией истребителя пятого поколения».
 
Программа эта действительно амбициозная и, как было заявлено на пресс-конференции руководства корпорации HAL, только на этапе НИОКР требующая инвестиций в объеме около 6 млрд. долл. Причем основной объем работ будет выполнен совместной рабочей группой в 2011 году, а в первой половине 2012 года полученный результат будет представлен заказчику – ВВС Индии.
 
«Концепция, закладываемая нами в программу создания истребителя пятого поколения, учитывает высокую конкуренцию между уже существующими и перспективными проектами в данном классе самолетов, – подчеркивает Михаил Погосян, – поэтому даже появление китайского истребителя пятого поколения никоим образом не отразится на наших планах – наша программа и так в существующем виде обеспечивает нам высокую конкурентоспособность на мировом рынке авиатехники».
 
НЕОЖИДАННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
 
«Учитывая богатый, почти полувековой опыт советско-индийского и российско-индийского военно-технического сотрудничества, я считаю, что у нас есть все шансы на удержание и повышение объема поставок продукции военного назначения на индийском рынке, – заявил корреспонденту «НВО» первый заместитель директора ФСВТС Александр Фомин. – Ведь мы не просто поставляли вооружение, но и наработали достаточно хорошую практику отношений в сфере ВТС, создали сложную и развитую систему материально-технического обслуживания, обучения личного состава и персонала и систему логистики, что, на наш взгляд, серьезно повышает наши шансы на оружейном рынке Индии. И поменять всю систему взаимодействия в сфере ВТС сложно, дорого и займет немало времени».
 
С другой стороны, каждая страна-заказчик имеет вполне законное и объяснимое право на диверсификацию поставок вооружений, военной и специальной техники, что в настоящее время и происходит на индийском рынке вооружений – Дели постепенно начинает закупать все более крупные партии ВВСТ у других стран мира, даже у тех, с кем до недавнего времени не сотрудничала в сфере ВТС. Наиболее яркий пример – США, которым за последние несколько лет удалось заключить с индийскими военными несколько весьма крупных контрактов на миллиарды долларов: самолеты БПА P-8I «Посейдон» (около 2,2 млрд. долл.), военно-транспортные самолеты С-17 «Глоубмастер» III (10 самолетов на сумму около 2,5 млрд. долл. – причем оба контракта подписаны «Боингом»), поставка шести ВТС С-130J-30 (около 1,2 млрд. долл.), ряд других проектов, в том числе и совместных, с компаниями индийского ВПК. Таким образом, только по трем контрактам Вашингтону удалось заработать 5,9 млрд. долл. – для сравнения: объем российских контрактов на поставку вооружений Индии, по словам Виктора Комардина, составляет порядка 13 млрд. долл.
 
«Мы намерены расширить наше сотрудничество с индийскими компаниями в области разработки и производства авиационной техники, информационных технологий и инженерного обеспечения», – подчеркнул 8 февраля 2011 года на брифинге с журналистами индийских СМИ президент подразделения «Боинг Индия» доктор Данеш Кескар (Dinesh Kiskar). Руководитель индийского подразделения корпорации при этом сообщил, что «Боинг» уже имеет заключенных с Индией офсетных контрактов – по условиям других соглашений по военно-техническому сотрудничеству в авиационной области – на сумму 2,3 млрд. долл.
 
Следует также отметить, что входящая в группу «Юнайтид Текнолоджис Корпорейшн» (United Technologies Corp.) компания «Сикорский Эркрафт» (Sikorsky Aircraft Corporation) подготовила недавно аналитический отчет, в котором утверждает, что емкость рынка вертолетной техники в течение последующих 20 лет составит не менее 21,4 млрд. долл. Компания – один из наших конкурентов на вертолетном рынке Индии – уже объявила об имеющихся планах по организации в Индии совместной разработки и производства вертолетов легкого класса.
 
«О наших планах в данной сфере сотрудничества мы объявим уже в самое ближайшее время, – подчеркивает представитель «Сикорский Эркрафт» Стив Эстилл (Steve Estill) и добавляет: – Мы предпочитаем именно создавать совместные предприятия с индийскими компаниями, что обеспечивает нам оперативный контроль над их работой и позволяет создать своего рода «производственную экосистему» в данной сфере. При этом мы отдаем предпочтение компаниям частного сектора, которые имеют наиболее высокий уровень технологического развития и наиболее подготовленный и мотивированный персонал».
 
Впрочем, «тесная дружба» с Вашингтоном уже начинает обходиться Дели «в копеечку». Так, например, незадолго перед началом работы бангалорской выставки министр торговли США Гари Лок (Gary Locke) передал во время встречи в столице Индии с министром финансов Пранабом Мукхерджи (Pranab Mukherjee) и министром торговли Анандом Шарма (Anand Sharma) «список пожеланий» в отношении уступок, которые должно предпринять индийское правительство «в качестве ответного шага» на снятие правительством США запрета на сотрудничество в области высоких технологий с девятью научно-исследовательскими институтами и лабораториями, входящими в состав Организации по оборонным исследованиям и разработкам (DRDO) и Индийской организации космических исследований (ISRO). В списке «пожеланий», сделанных, по мнению ряда экспертов, в несколько ультимативном тоне, среди прочего можно найти требование смягчить режим в отношении экспорта в Индию продукции американских телекоммуникационных компаний.
 
А в первый же день работы выставки американскому послу в Индии Тимоти Ромеру (Timothy Roemer) пришлось оправдываться в ответ на обвинения в том, что Вашингтон пытается «подороже продать» свое согласие на включение Дели в число постоянных членов ООН – взамен на «победу американского оружия» в тендере на 126 многоцелевых истребителей (MMRCA). «Индию и США связывает тесное сотрудничество, а участие двух наших самолетов – F-16 и F-18 – в тендере, объявленном ВВС, и в авиашоу «Аэро Индия» является честью для нас», – заявил посол США, которому пришлось отвечать на такой нелицеприятный вопрос после того, как в ряде западных СМИ со ссылкой на членов прибывшей в Бангалор американской делегации было указано, что «настало время для Индии расплатиться с Соединенными Штатами».
 
СОТРУДНИЧЕСТВО НОВОГО УРОВНЯ
 
Выступая на открытии проводившегося в рамках «Аэро Индия 2011» семинара «Аэрокосмические технологии – успех через глобальное сотрудничество», министр обороны Индии Энтони потребовал от руководства национального ВПК не возлагать слишком больших надежд на передачу технологий и офсетные программы. «Не думайте, что зарубежные страны – даже если это наш близкий партнер – готовы поделиться самыми современными технологиями, такова реальность сегодняшнего мира», – заявил министр и призвал руководителей DRDO, многочисленных университетов, научно-исследовательских институтов и лабораторий «работать вместе в целях роста уровня компетенций национальной промышленности».
 
Однако Москва в отношениях с Дели в сфере ВТС, ведущих свою историю с 1964 года, перешла сегодня именно к передаче самых новейших достижений в области разработки ВВСТ различного назначения – достаточно лишь упомянуть совместные российско-индийские программы создания военно-транспортного самолета и истребителя пятого поколения.
 
«Мы сегодня переходим на совершенно новый уровень – к сотрудничеству в области разработки вооружений и военной техники последнего поколения, – подчеркивает заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин. – И на сегодня мы уже приступили к реализации ряда важных программ в области ВТС, которые будут оказывать влияние на уровень боевой мощи вооруженных сил обеих стран».
 
К тому же теперь уже есть примеры и совершенно иного уровня – сотрудничества в области ВТС на индийском рынке между вроде бы как «соперниками»: по заказу индийских ВВС на базе российского ВТС Ил-76 был разработан новый самолет ДРЛОиУ А-50ЭИ, основу радиоэлектронного комплекса которого составили израильские системы. «Опыт получился успешным, и мы сегодня рассматриваем возможность продолжения данного проекта», – заявил руководитель российской делегации на выставке «Аэро Индия 2011» Александр Фомин. «В отношениях с Индией мы вышли на новый уровень, технологический, который, как это ни парадоксально, развивает обе участвующие в нем стороны. И здесь не может быть иного подхода, иначе эту нишу найдут и займут другие страны. Реальность такова, что мы живем в условиях жесткой конкуренции и Индия – это та площадка, где конкуренция именно такая. Причем конкуренты здесь – весьма крупные и серьезные, и если вы замешкались на старте – уже увидите пятки убегающего конкурента. Такова реальность нашей сегодняшней жизни».



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer