«В Домодедово разобрались? Кто собственник?» — спросил вчера президент Дмитрий Медведев на встрече с генпрокурором Юрием Чайкой. «Вроде бы известно, кто собственник, но начинают проверять — собственник спрятан за структурой бенефициарных владений, а это крупнейший транспортный узел, где садится огромное количество самолетов!» — посетовал президент. После чего Медведев согласился заслушать доклад генпрокурора без журналистов. Медведев подчеркнул, что не только правоохранительные органы, но «и структуры власти, хозяйствующие субъекты и коммерческие организации в ответе за объекты, которые они обслуживают, хотя наблюдается желание соскочить». Глава государства также особо отметил, что коммерческие структуры «должны быть открыты для диалога».
Журналисты и участники фондового рынка уже давно пытаются выяснить, кто реально владеет крупнейшим аэропортом страны. Пять лет назад собственниками его головной компании, фирмы FML Ltd с острова Мэн, были объявлены два физических лица — Джейн Петерс (63,7%) и Шон Кайрнс (36,6%). Еще в 2007 году на этот факт обратило внимание агентство Standard & Poor’s. «Негативное влияние на рейтинги «Ист Лайна» оказывают сложная и непрозрачная корпоративная структура… сильная зависимость от председателя правления компании, а также информационные риски выше среднего уровня, высокие юридические риски и риски регулирования, присущие ведению бизнеса в России», — отмечалось в отчете аналитиков.
Долгое время считалось, что в Домодедово все ключевые решения принимает председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик. Он же держал ответ перед Минтрансом после предновогоднего коллапса в аэропорту. Впрочем, участники рынка отмечают, что сейчас последнее слово в принятии всех судьбоносных решений по развитию аэропорта у председателя наблюдательного совета Домодедово Валерия Когана. В самом аэропорту отказываются комментировать вопрос о владельцах. «Существующая структура собственности управления соответствует законодательству», — отмечает официальный представитель компании Елена Галанова. Получить информацию о собственниках Домодедово в Генпрокуратуре вчера не удалось.
В российской авиации это не единичный случай, когда реальные собственники спрятаны за цепочкой офшоров. В январе в правительстве РФ рассматривался вопрос о собственности авиакомпании Red Wings, претендующей на помощь госструктур при закупке крупной партии самолетов. Некоторым членам правительства не понравился тот факт, что Александр Лебедев владеет перевозчиком через кипрские и европейские структуры. Предприниматель уже готовит сделку по переводу акций перевозчика на российские структуры — Национальный резервный банк и Национальную резервную корпорацию.



