Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Игорь Ашурбейли стал обычным зрителем концерна


7 февраля 2011 года Иван Коновалов, Елена Киселева, КоммерсантЪ


В российском оборонно-промышленном комплексе произошла очередная знаковая отставка. Спустя всего несколько дней после объявления об уходе главы Объединенной авиастроительной корпорации Алексея Федорова (см. "Ъ" от 1 февраля) своего поста лишился и Игорь Ашурбейли, гендиректор Головного системного конструкторского бюро (ГСКБ) концерна ПВО "Алмаз-Антей" — одного из крупнейших предприятий российской оборонки. Как отмечают источники "Ъ", на этот раз причиной громкой отставки стал системный конфликт интересов между головной управляющей компанией "Алмаз-Антея" и ГСКБ, которое играло в концерне слишком большую роль и не хотело ее уступать.

Решение об отставке господина Ашурбейли было принято советом директоров ОАО "ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей"" и обнародовано в минувшую пятницу. Одновременно с этим заявление об уходе по собственному желанию написал его первый заместитель — генеральный конструктор ГСКБ Александр Лаговиер. Как заявили "Ъ" в концерне, решение членов совета директоров по смене руководства ГСКБ было единогласным, а также отметили, что это "не является чем-то экстраординарным, это полностью рабочий момент, характерный для быстро развивающейся крупной компании". Теперь, по заявлению представителя концерна, господин Ашурбейли намерен заняться реализацией новых проектов.
 
Игорь Ашурбейли, возглавлявший ГСКБ "Алмаз-Антей" с 2000 года, стал за это время одной из самых заметных фигур российского оборонно-промышленного комплекса.
 
Стабильный и высокий спрос на разработанные ГСКБ зенитные ракетные системы у зарубежных заказчиков гарантировал и ГСКБ, и всему концерну устойчивый доход и, как следствие, самые высокие строчки в рейтингах предприятий российского ОПК. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил "Ъ", что "Игорь Ашурбейли был хорошим кризисным менеджером, который много сделал для предприятия в предыдущее десятилетие". Однако определенное количество претензий накопилось и к нему, и чаще всего они открыто исходили от военных.
 
В Государственной программе вооружений РФ на 2007-2015 годы была запланирована закупка 18 дивизионов новейших зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 "Триумф". Однако на настоящий момент начиная с 2007 года войска получили только два дивизиона. По словам самого Игоря Ашурбейли, в прошлом году на боевое дежурство должны были встать еще два дивизиона (см. "Ъ" от 30 апреля 2010 года), но до сих пор Минобороны не подтвердило, что это произошло. Кроме того, комплекс С-400 до сих пор не получил дальнюю ракету, которая и должна обеспечить ему решающее превосходство над всеми конкурентами среди аналогичных систем. В конце 2009 года главнокомандующий военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Александр Зелин открыто критиковал то, как слабо в ГСКБ ведется и разработка перспективной системы С-500, и производство С-400, настаивая на интенсификации работ вдвое-втрое.
 
Однако, как удалось выяснить "Ъ", причиной увольнения гендиректора ГСКБ стало вовсе не недовольство им как исполнителем со стороны государства-заказчика или армии по поводу каких-то сбоев в поставках (такие претензии были и раньше, но господин Ашурбейли всегда умел грамотно парировать их). Источник "Ъ" в совете директоров ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"" утверждает, что на этот раз все дело в уже довольно давнем "системном конфликте интересов между ГСКБ и управляющей компаний, которой фактически является сам концерн ПВО". Этот конфликт был заложен еще при создании ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"", считает собеседник "Ъ".
 
"Изначально предполагалось полноценное слияние НПО "Антей" и НПО "Алмаз", но произошло следующее: НПО "Антей", у которого на тот момент была лицензия на экспорт вооружений, в целях сохранения этой лицензии был просто переименован в "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"", а НПО "Алмаз", головной разработчик практически всех систем ПВО, стало экономически независимым ГСКБ, которое напрямую работало с ФГУП "Рособоронэкспорт" и Минобороны. Это привело к тому, что центр корпоративного управления и центр прибыли фактически оказались в разных местах. Последний контролировал господин Ашурбейли, что и стало поводом для периодических разногласий с руководством концерна",— пояснил "Ъ" другой член совета директоров "Алмаз-Антея", отметив, что "Ашурбейли всегда отстаивал точку зрения, что продавать военную продукцию должны сами разработчики". И согласно бухгалтерской отчетности двух компаний, например, за 2009 год (по 2010 году она еще не обнародована), ГСКБ "Алмаз-Антей" имело выручку от реализации продукции в 13,76 млрд руб. при прибыли в 1,25 млрд, а головной концерн в целом — 15,89 млрд руб. выручки при прибыли в 1,48 млрд.
 
Источники "Ъ" говорят, что этот конфликт существовал последние несколько лет. Но особенно он обострился в прошлом году, когда решался вопрос, кто объединит под собой остатки отрасли и станет основным исполнителем новой масштабной госпрограммы по созданию единой системы ПВО и ПРО России пятого поколения, заказ на которую сулит еще большие государственные ассигнования. "Последней каплей стало присоединение к ГСКБ четырех компаний—разработчиков средств и систем ПВО-ПРО — ОАО "МНИИРЭ "Альтаир"", ОАО НИЭМИ, ОАО МНИИПА и ОАО НИИРП (оно завершилось совсем недавно.— "Ъ")",— добавляет один из собеседников "Ъ".
 
Источник "Ъ" из окружения Игоря Ашурбейли говорит, что его отставка стала "результатом компромисса сторон" — ГСКБ возглавил его давний коллега и первый заместитель Виталий Нескородов, из отрасли бывший гендиректор уходить не собирается и теперь займется собственными бизнес-проектами. Сам господин Ашурбейли вчера был недоступен для комментариев.
 
Отставка Игоря Ашурбейли продолжила цепочку замен знаковых руководителей в российском ОПК, долгие годы отвечающих за разработку наиболее амбициозных военных и космических программ России. Началось это с добровольного ухода со своего поста в 2009 году директора Московского института теплотехники Юрия Соломонова после серии неудач с испытаниями ракеты "Булава". В конце прошлого года президент Медведев за потерю четырех спутников ГЛОНАСС снял с должностей вице-президента, главного конструктора по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслава Филина и заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского. Неделю назад решением президента в отставку был отправлен президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer