Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Система нетрадиционной ориентации


8 февраля 2011 года Иван Сафронов-мл., Дмитрий Захаров, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", в качестве наиболее вероятной причины выведения 1 февраля военного спутника "Гео-ИК-2" мимо заданной орбиты рассматриваются неполадки элементов системы управления носителем и разгонным блоком. Ряд выдвинутых по горячим следам провального запуска версий отклонен. Как выясняется, автоматика и двигатели отработали штатно, но электроника, скорее всего, просто неверно ориентировала космический объект.

Ракета-носитель "Рокот" вместе с космическим аппаратом "Гео-ИК-2", созданным в рамках возобновления военно-геодезических программ Минобороны РФ, успешно стартовала с космодрома Плесецк 1 февраля. Но в итоге спутник так и не был выведен на расчетную орбиту, что сделало практически невозможным его использование по целевому назначению (см. "Ъ" от 2 и 3 февраля).

Созданная практически сразу комиссия по расследованию причин этой неудачи начала рассматривать самые различные версии. Первоначально, как это ни смешно, рассматривалась даже версия недолива топлива при заправке разгонного блока (напомним, что именно перелив при аналогичной заправке был признан причиной утопления трех спутников ГЛОНАСС в декабре 2010 года). Но вскоре выяснилось: недолива не было. Затем посчитали, что двигатель "разгонника", который и должен был отправить аппарат на заданную орбиту, отработал только один раз вместо двух, как положено. Но и это оказалось не так.

"Сам двигатель разгонного блока отработал в штатном режиме. Картину омрачает то, что работал он не в том направлении, в котором требовалось, работал до последнего, пока в баках не кончилось топливо",— рассказал "Ъ" источник в ракетно-космической отрасли, знакомый с ситуацией. И теперь, говорит источник, все вопросы к системе управления "разгонника". "За время технических испытаний именно этой ракеты в ноябре и декабре 2010 года эта аппаратура, разработанная в России, подводила, и подводила не раз. В итоге, чтобы выполнить намеченный запуск в срок, руководством даже было принято решение о замене разгонного блока на аналогичный",— сообщил он. По словам собеседника "Ъ", это был единственно возможный способ попытаться уложиться в повторно заданные сроки (напомним, что "Гео-ИК-2" по изначальным планам должен был полететь еще в декабре).

Еще один источник "Ъ" в отрасли подтверждает сказанное: "Система управления разгонного блока выдает команду на отделение спутника только после того, как блок полностью отработал свою программу. Срабатывает контакт разделения (спутника и блока.— "Ъ"), и по его сигналу включается космический аппарат — начинается развертывание солнечных панелей, а также его ориентация и стабилизация собственными средствами. До этого спутник как бы спит. И панели солнечных батарей раскрылись, и аппарат сориентировался на Землю, а значит, блок отработал свое — второе включение было". Он также считает, что система управления просто не сориентировала блок или сориентировала его не туда.

Ракета-носитель "Рокот" создана на базе боевой межконтинентальной ракеты 15А35 (РС-18). Ее система управления была разработана в харьковском объединении "Хартрон". Однако новые космические задачи и включение в систему разгонного блока 14С45 "Бриз-КМ" потребовали доработать систему, что и было сделано уже не украинским разработчиком, а в России. В частности, в московском Научно-исследовательском институте прикладной механики им. В. И. Кузнецова (НИИ ПМ) для этого был разработан новый командный прибор КИ45-7 (гиростабилизатор с набором электронных устройств), предназначенный для измерения и выдачи в цифровом виде в систему управления параметров движения носителя (ускорения и его положения в пространстве). К нему и должны быть направлены теперь основные вопросы комиссии.

В Роскосмосе данную информацию вчера комментировать отказались, сказав, что ведомство не уполномочено обсуждать с СМИ ничего, что относится к Минобороны. В Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), чьим филиалом с некоторых пор стал НИИ ПМ, данную информацию не подтвердили, но и не опровергли, сославшись на работу, которая ведется межведомственной комиссией. "За последнее время было высказано крайне много версий произошедшего. Сейчас работает специальная комиссия. По итогам ее работы и станет известно, что послужило причиной",— уточнил представитель ЦЭНКИ. В Минобороны также отказались говорить до подведения итогов комиссией. Напомним, что она должна подготовить свое заключение к 20 февраля.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSbQA
Аренда Каблука: http://perevozki.youdo.com/arenda/ijkabluk/ на Юду.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/, быстро и недорого.
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/country/geo/serpuhov/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer