Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Колониальный вариант с большим бюджетом


9 февраля 2011 года Константин Богданов, ВПК


Руководство Ирака пытается восстановить боевую авиацию, однако делает при этом ряд спорных шагов, ставя себя под удар критики. Американский авиапром готовится получить очень щедрые комиссионные, а на горизонте начинают появляться желающие в обмен на нефтедоллары поучаствовать в воссоздании воздушной мощи Багдада.

На днях иракское правительство дало-таки согласие на сделку по закупке 18 американских истребителей F-16 Fighting Falcon, условия которой широко обсуждались еще ранней осенью 2010 года. Первый шаг к возрождению боевой авиации Ирака обойдется казне новой ближневосточной демократии более чем в четыре миллиарда долларов.

Подобная щедрость багдадских властей вкупе с не вполне понятным предназначением пакетов вооружения, поставляемых c «Соколами», вызывает массу вопросов, которые пока остаются без ответов. Тем временем кабинет министров Ирака уже одобряет выделение «неоглашаемых» сумм на восстановление вооруженных сил, а в проектах по приобретению военной техники в США только на первом этапе фигурируют суммы порядка 13 миллиардов долларов, которые затем могут удвоиться.

Свежие, еще пахнущие нафталином самолеты

Что же закупил Ирак? Речь идет о машинах серии F-16C/D block 50/52, в комплект оборудования и вооружения которых внесены некоторые изменения. Именно эти изменения, помноженные на цену поставки, и породили неприятные вопросы, адресованные инициаторам заключения контракта.

К бортовому радиоэлектронному комплексу претензии предъявлять трудно. Поставляемые в Ирак самолеты оснащены современным радиолокатором AN/APG-68(v9) с механическим сканированием. Данный радар, принятый на вооружение в 2002 году, входит в состав самой последней версии бортового оборудования F-16C/D – так называемого пакета «block 50/52+». На экспорт такая техника уходила, в частности, в Израиль, Польшу, Турцию, Марокко и Грецию. Это не самая последняя версия американского БРЭО для семейства «шестнадцатых»: так, машины F-16E/F block 60, полученные Объединенными Арабскими Эмиратами и предлагаемые на идущие ныне тендеры в Бразилии и Индии, оснащаются радарами AN/APG-80 с активной ФАР. Однако и предложенное радиоэлектронное оборудование достаточно эффективно.

А вот анализ пакета передаваемого вооружения заставляет развести руками. Первое, на что поневоле обращаешь внимание, – тепловые ракеты ближнего воздушного боя AIM-9 Sidewinder. Для иракских ВВС американцы предлагают версии этих систем – AIM-9L и AIM-9M. У обоих образцов весьма славная история: так, первые, будучи принятыми на вооружение еще в 1978-м, снискали почет и уважение британских летчиков во время Фолклендской войны 1982 года. Вторая версия, собственно, ровесник той самой кампании.

Ничего плохого про это оружие сказать нельзя, но современным его никак не назовешь. Для примера: буквально два месяца назад США в составе комплекта вооружения для ударных истребителей F-15 согласились передать Саудовской Аравии самую современную версию AIM-9X, имеющую новую всеракурсную головку самонаведения и усовершенствованную систему управления огнем с «сетецентричным» целеуказанием, обеспечивающим возможность применения оружия в группах самолетов.

Второй вопрос вызывает пара, которую американские специалисты по военно-техническому сотрудничеству подобрали к пожилым «Сайдвиндерам». Вместо вполне ожидаемых AIM-120 AMRAAM второе место для управляемого оружия воздушного боя неожиданно заняли... AIM-7M Sparrow, «бабушки» американских ракет с радиолокационной ГСН, самая первая версия которых в ближайшее время отпразднует переход на седьмой десяток лет.

Этот пункт вызвал наибольшее удивление среди наблюдателей своей нарочитостью. Нельзя сказать, что «Воробьи» никогда не использовались на платформе F-16. Так, ими был оснащен ряд этих машин, несущих службу в ВВС американской Национальной гвардии («домашние» перехватчики ПВО F-16 ADF). По требованию иностранных заказчиков возможность установки «Спарроу» также предусматривал ряд экспортных контрактов на F-16, в частности это касалось египетских и бельгийских истребителей этого типа.

Однако изначально F-16 не комплектовались такими ракетами: как «дешевому» по своей концепции дневному истребителю завоевания превосходства в воздухе ему полагались «Сайдвиндеры» ближнего боя, в то время как «Спарроу», соответствующие принципу BVR (Beyond Visibility Range – применение оружия за пределами видимости), шли в боекомплект более тяжелых и дорогих перехватчиков F-15. Текущие же пакеты вооружения для F-16 также не предусматривают использования AIM-7, для этих целей у Пентагона есть более современные AIM-120 AMRAAM. Совсем уж антикварными изделиями «Воробьев», конечно, представлять не следует: передаваемая иракцам версия AIM-7M-F1/H поставлена на службу в 1982 году по «железу» и в 1987-м по программному обеспечению. Однако и числить ее среди современного управляемого оружия решительно невозможно.

Следующее «усовершенствование» касается вооружения «воздух-земля». Американские F-16C/D серии «block 50/52+», оснащенные девятой версией радара AN/APG-68, имеют помимо этого еще одну важную архитектурную возможность бортовых систем: они изначально предназначены для применения так называемых «умных бомб» системы JDAM, получаемых из модернизированных свободно падающих боеприпасов путем установки навигационной аппаратуры GPS и управляемого оперения. Так, уже упоминавшийся саудовский контракт для F-15 включает в себя очень солидный пакет вооружений JDAM.

Однако в составе передаваемого Ираку вооружения «воздух-земля» системы JDAM не значатся. Все, что получат ВВС нового демократического правительства, это 300 управляемых бомб GBU-10, GBU-12 и GBU-24 PAVEWAY II/III с лазерным наведением да полсотни хорошо зарекомендовавших себя ракет AGM-65 Maverick, в том числе достаточно современной модификации K. Противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM (в отличие от того же саудовского контракта) Ираку не передаются, и это еще можно как-то понять. Но что по-настоящему удивительно, не передаются ему и свободно падающие бомбы, которые обычно в существенных количествах входят в пакеты вооружений «воздух-земля» экспортных контрактов.

Возможно, заключенная сделка подразумевает дополнительные поставки материальной части в дальнейшем, за отдельные деньги, однако проблема с этим крайне странным набором оружия и оборудования жестко обостряется вопросом уже согласованной цены. 18 машин с пакетами дополнительного оборудования и вооружением обойдутся Багдаду в 4,2 миллиарда долларов – более чем в 230 миллионов за один истребитель. Для сравнения: не так давно Сингапур начал получать от США новые F-15SG (вариант F-15E Strike Eagle), оснащенные, помимо прочего, новейшими радарами с активной ФАР. 12 истребителей первой партии встанут Сингапуру, по ряду данных, от 1,5 до 1,8 миллиарда долларов, а общий потенциальный контракт на 24 машины впишется в 3 миллиарда. Заметим, что здесь речь идет о поставках куда более широкого спектра современного оборудования, при этом удельная контрактная стоимость более тяжелой и дорогой платформы F-15 с прилагаемым оснащением и запчастями не выходит за пределы 130–150 миллионов долларов.

В случае же с иракским контрактом мы наблюдаем фактически продажу сильно урезанного многофункционального истребителя за совершенно чудовищные деньги. Трудно сказать, является ли этот контракт каким-либо политическим «взаимозачетом» между Багдадом и Вашингтоном или же речь идет о банальном «распиле» средств между американскими корпорациями и иракским руководством. Скорее всего играет свою роль и нежелание США передавать более или менее современную боевую технику в руки не самого надежного правительства – вряд ли в Белом доме всерьез не задумываются над тем, что эти самолеты при случае могут попасть и в руки Тегерана. Очевидно одно: уже довольно давно страна третьего мира не получала такой откровенно «колониальный» вариант военной техники за подобные деньги.

Возможно, история скандальнейшей англо-саудовской сделки «Аль-Ямама», ставшей образчиком самой беспринципной коррупции военных поставщиков и высокопоставленной аристократии нефтяной монархии, готова продолжиться и в Ираке. Заманчивое оглашение одиннадцатизначных сумм будущих военных закупок наверняка уже будоражит воображение многих причастных к миру оружейного бизнеса.

В очередь!

Одним американским контрактом дело «модернизации» ВВС Ирака не ограничивается. Франция предлагает иракскому правительству дополнительно купить 18 истребителей Mirage F.1. Конкретная модификация французских машин пока не озвучена, однако в прессе в связи с этим упоминается недавнее соглашение на модернизацию Mirage F.1 марокканских ВВС по программе ASTRAC, подписанное с корпорациями Thales и Sagem. Модификация, обозначенная как MF2000, получала новую авионику и модернизированную систему управления двигателем и, к слову сказать, позиционировалась как «бюджетный» аналог закупкам тех же самых американских F-16, которые Рабат вел параллельно. Вполне возможно, что близкий вариант этого пакета будет предложен и Багдаду.

По ряду сведений, Париж в своих аппетитах несколько скромнее Вашингтона и ждет от иракцев за эту технику 733 миллиона евро (около миллиарда долларов). Французы трогательно объясняют свое предложение тем, что такие «Миражи» уже хорошо знакомы иракским летчикам: саддамовские ВВС эпохи своего расцвета имели порядка 80 машин этого типа.

Возможно, здесь с характерным французским юмором укрыто тщательно завуалированное приглашение для РСК «МиГ» поучаствовать в восстановлении воздушной мощи Багдада. Благо, в те же «старые добрые времена» авиация Ирака имела в списочном составе свыше 400 микояновских машин, из них около 40 МиГ-29. Впрочем, вряд ли такие намерения российских авиастроителей, даже чисто гипотетические, будут верно поняты.

Так же, как навряд ли будет осознан возможный китайский интерес. По ряду неподтвержденных слухов, среди потенциальных предложений для ВВС Ирака фигурирует новая звезда китайского оружейного экспорта – JF-17 Thunder. В отличие от неприлично урезанного F-16 это как раз «честный» колониальный вариант: недорогой (не более 15 миллионов долларов за машину) и с неплохим оборудованием, включающим, кстати, реэкспортируемый российский двигатель РД-93. Отличный образчик легкого многоцелевого истребителя для небогатых стран вполне мог бы найти свое место в иракской боевой авиации... Но что по этому поводу скажут в Вашингтоне?

В любом случае нет никаких сомнений в том, что на Ближнем Востоке открывается новый рынок сбыта военной техники. Его денежная емкость не может не приманивать к себе основных китов оружейного бизнеса, но политические рамки «условно-самостоятельного» управления страной (по-прежнему оккупированной силами НАТО) в самом ближайшем будущем еще преподнесут нам темы для пересудов о тонких особенностях военно-технического сотрудничества в Междуречье.




комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnQar
Круглосуточная доставка из Макдональдс на http://courier.youdo.com/food-delivery/mcdonalds/crr/kruglosutochnaya-dostavka-edi-iz-makdonaldsa/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer