Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что сделано и что необходимо сделать


10 марта 2011 года Журнал «Авиапанорама» №1, 2011


Состав и состояние парка российской авиации, перспективы отечественной авиационной промышленности постоянно находятся в центре внимания Комитета по развитию авиационно-космического комплекса Торгово-промышленной палаты РФ и Экспертного совета по вопросам авиационно-космического комплекса Комитета Государственной Думы по промышленности. 25 февраля с.г. в ТПП РФ прошло их совместное заседание, посвященное вопросам законодательного обеспечения развития авиационно-космического комплекса.

 
Во вступительным слове Председатель Комитета по развитию авиационно-космического комплекса ТПП РФ  Белоусов Александр Николаевич представил присутствующим ситуацию в отечественной авиационной отрасли.
 
«Производство гражданских воздушных судов находится в критическом состоянии. Авиационная отрасль, так и не успев выйти из кризиса за последние 15 лет, похоже, снова погружается на еще более низкую отметку. Авиапром в настоящее время практически перешел от серийного производства к штучному.
 
Начиная с 2005 г., когда Правительство Российской Федерации начало ориентированно наращивать объем финансирования отечественного авиапрома с целью его возрождения, его финансирование увеличилось более чем в 6,5 раз (с 3,6 млрд руб. в 2005 г. до более чем 20,0 млрд руб. в 2009 г. в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года»). Также ежегодно выделялись средства на поддержку лизинга авиатехники, на государственные гарантии для поддержки экспорта российских самолётов, на субсидирование процентных ставок с целью поддержания технического перевооружения авиа- и двигателепроизводителей. В общей сложности за период с 2005 г. эта сумма составила более 100 млрд руб.
 
Однако бюджетное финансирование ключевых направлений развития страны – важный инструмент государственного управления, но отнюдь не единственный. Необходимо государственное стратегическое управление. В целях его воплощения в жизнь принята «Стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года», которая предусматривает реализацию трех основных задач:
 
•          проведение четкой и реалистичной продуктовой политики;
•          формирование новой эффективной организационной системы, ориентированной на «рыночную» модель развития;
•          модернизация производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала отрасли.
 
Также учреждена и с 2007 г. начала свою деятельность Объединенная авиастроительная корпорация, стратегией развития которой до 2025 г. предусмотрены:
 
•          опережающий (по сравнению со среднероссийским) рост производства – увеличение выручки к 2015 г. в 3,5 раза;
•          достижение 10% доли на мировом рынке в сегментах гражданской и военно-транспортной авиации (по 2007 году доля российских авиапроизводителей на мировом рынке в сегменте «Гражданская авиация» – менее 1%, в сегменте «Военная авиация» – 12%);
•          повышение эффективности – рост производительности труда в 4– 4,5 раза.
 
В части стратегического планирования развития авиапрома, учитывая тот факт, что до настоящего времени финансирование шло с нарастанием, рассматривались довольно перспективные возможности, в том числе увеличение общей выручки со 110 млрд руб. (в настоящее время) в восемь раз к 2025 г. (до 800 млрд руб.), уменьшение численности персонала с 100 000 человек до 65 000, с одновременным повышением производительности на одного сотрудника с 1,1 млн руб./год в настоящее время, до 4,7 млн руб./год в 2015 году и до 10,6 млн руб./год в 2025 г.
 
Что же сделано в настоящее время:
 
В части реализации
 
продуктовой политики: 
 
•          Утвержден и принят к реализации базовый модельный ряд и план производства гражданской авиатехники, предусматривающий выпуск до 2015 года более 400 гражданских самолетов различных типов.
•          Сформирован портфель заказов на пассажирские самолеты в количестве более 150 единиц.
•          Начато освоение серийного производства по программе Ан-148, а также увеличен выпуск по программе Ту-204.
•          Приняты решения по ограничению/снятию с производства убыточных программ.
•          Начата реализация проекта перевода производства и модернизации самолетов военно-транспортной авиации (Ил-76, Ил-112).
•          Программы в области военной авиации реализуются согласно установленным графикам.
•          Планы поставок на экспорт по линии ВТС выполняются в соответствии со стратегией, объем поставок увеличен на 15%.
 
В части формирование организационной системы:
 
•          Интегрированные структуры в авиастроении в основном созданы.
•          Начат процесс приведения системы управления ОАК к целевой, основанной на принципе бизнес-единиц – созданы управляющие компании для проектов в гражданской и транспортной авиации.
•          Реализуется механизм централизации операционных и инвестиционных потоков на балансе интегрированных структур.
 
В части модернизации производства и конструкторской базы:
 
•          Сформированы планы технического перевооружения производственной базы и частично профинансированы (более 2,0 млрд руб.) поставки технологического оборудования.
•          Принят Указ Президента РФ о созидании Национального центра авиастроения в г. Жуковский. Определяются планы консолидации конструкторских бюро.
 
Однако в процессе своего возрождения российский авиапром столкнулся со множеством других проблем, в череде которых, помимо технического оснащения авиапредприятий, самая важная – восполнение высококвалифицированных кадров и в целом наличие кадрового потенциала. Подготовка высококлассного специалиста – это достаточно длительный процесс, требующий организации учебного процесса в едином образовательно-научно-производственном пространстве с выделением значительных средств, с использованием современного оборудования и привлечением высокого уровня преподавательских кадров.
 
К решению проблемы подготовки кадров – не только для авиационной промышленности, но и для всех стратегических отраслей в комплексе с развитием национальной системы образования – необходимо приступить незамедлительно, т.к. без этого невозможна реализация стратегии инновационного развития страны.
 
Далее перейдем к обзору парка самолетов, которые обеспечивают функционирование 30 крупнейших компаний, обеспечивающих 90% объема перевозок России.
 
Это магистральные самолеты, из них:
 
53% – отечественные устаревшие – 256 шт.
27% – иностранные современные – 129 шт.
15% – иностранные устаревшие – 75 шт.
5% – отечественные современные – 25 шт.
 
И региональные самолеты:
 
92% – отечественные устаревшие – 190 шт.
8% – иностранные современные – 17 шт.
 
Такова в настоящее время ситуация в отечественной авиационной отрасли».
 
Выступление заместителя начальника Аналитического управления Аппарата  Государственной Думы Гайденко Алины Владимировны было посвящено вопросам финансирования авиационной промышленности и формирования проектов концептуальных документов в этой области.
 
 «В рамках формирования цифр на 2012 г. и подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов» необходимо сформировать предложения авиационного сообщества, а также по возможности более активно проводить предложения по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российский Федерации и другие правовые акты, влияющие на формирование и наполнение федерального бюджета.
 
Что мы имеем на сегодня. В 2010 г. реализация мер государственной поддержки авиастроения была направлена, в первую очередь, на финансово-экономическое оздоровление предприятий отрасли путем увеличения уставного капитала ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «ОПК «Оборонпром».
 
Общий объем средств, направленных на увеличение уставного капитала предприятий данной сферы деятельности, в 2010 году составил порядка 69,7 млрд руб. с учетом решений, принятых в конце 2009 г.
 
Данная мера позволила значительно улучшить финансовое положение предприятий авиастроения, снизив кредитную нагрузку на данные предприятия, что должно оказать благоприятное влияние на реализацию перспективных проектов в авиастроении.
 
По проекту «Развитие авиационной промышленности и двигателестроения» в рамках направления «Динамичная инновационная экономика» Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (ОНДП) предусмотрены следующие объемы финансирования:
 
- в 2011 году – всего 92 941,68 млн руб., из них 65415, 22 млн руб. – за счет средств федерального бюджета и 27 526,46 млн руб. за счет средств внебюджетных источников (справочно);
- в 2012 году всего 78 141,45 млн руб., из них 51 983,95 млн руб. – за счет средств федерального бюджета и 26 157,50 млн руб. – за счет средств внебюджетных источников (справочно).
 
Всего по проекту за период с 2009 до 2012 год предусмотрено финансирование в размере 380 374, 82 млн руб.
 
По ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» на 2011 год предусмотрено выделение 32,1 млрд руб., на 2012 год – 33,2 млрд руб., на 2013 год – 39,2 млрд руб.
 
На развитие авиационной промышленности в рамках государственных программ по направлению «Инновационное развитие и модернизация» предусмотрено выделение в 2011 году 48,2 млрд руб. 
 
Теперь о концептуальных документах в области авиационной промышленности. По поручению Правительства Российской Федерации с целью повышения эффективности расходов федерального бюджета Минпромторгом, Минэкономразвития, Минфином, Минтрансом и Минобороны России, совместно с интегрированными структурными и государственными научными центрами, разрабатывается программа развития авиационной промышленности до 2015 года. В рамках этой работы проводится анализ планов интегрированных структур авиационной промышленности по разработке, производству и поставкам гражданской авиационной техники, необходимого объема прикладных НИОКР в обеспечении создания конкурентоспособной авиационной техники, объемов работ по техническому перевооружению и развитию экспериментальной базы промышленных предприятий, а также осуществляется выработка комплекса мер государственной поддержки авиационной промышленности на период до 2025 года.
 
В целях сближения реализуемых в Российской Федерации мер по поддержке авиационной промышленности с нормами, принятыми в странах – членах Организации экономического развития и сотрудничества, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» разработана и представлена в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти концепция системы финансирования продаж авиатехники в России. Вопрос внедрения этой системы будет также рассмотрен в ходе подготовки и рассмотрения проекта государственной программы развития авиационной промышленности до 2025 года.
 
Считаю более эффективным и призываю работать с проектами документов на стадии их формирования. Надеюсь, что предложения, выработанные в ходе настоящего заседания, будут переданы в соответствующие органы государственной власти и учтены при формировании федерального бюджета на 2012 год и на период 2013–2014 годов и при формировании государственной программы развития авиационной промышленности до 2025 года».
 
На заседании также выступили:
 
Председатель Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России, помощник руководителя Администрации Президента РФ, руководителя Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ Попова Е.В., генеральный директор Некоммерческого партнерства «Союз авиапроизводителей» Горбунов Е.А., заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ Шнырёв А.Г., представители ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», компании «Ильюшин Финанс Ко», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», НП «Росавиацентр», ФГУП «Авиапромсервис».
 
Продолжение следует



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer