Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пилоты сели в лес не по правилам


11 марта 2011 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Вчера было направлено в суд дело в отношении двух пилотов самолета Ту-204-100 компании "Авиастар-Ту", разбившегося при посадке в аэропорту Домодедово в марте прошлого года. В результате аварии тяжелые травмы получил бортинженер экипажа, разрушена машина стоимостью более 1 млрд руб. и уничтожено больше гектара подмосковного леса. По версии следствия, с которой, кстати, согласились и обвиняемые, пилоты нарушили правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ) — они решили приземлиться в тумане, вместо того чтобы уходить на запасной аэродром.

Вчера московская прокуратура по надзору за соблюдением законности на объектах воздушного и водного транспорта утвердила обвинительное заключение московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте следственного комитета России в отношении двух пилотов ООО "Авиакомпания "Авиастар-Ту"". 33-летний командир экипажа Александр Косяков и 36-летний второй пилот Алексей Михайловский обвиняются в "нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека" (ч. 1 ст. 263 УК РФ). Вчера же материалы были переданы в Домодедовский горсуд Московской области, который в ближайшие дни даст юридическую оценку действиям летчиков. 
 
Авария, в которой, по версии следствия, были виноваты летчики, произошла утром 22 марта 2010 года неподалеку от аэропорта Домодедово. Накануне вечером Ту-204-100 отвез пассажиров в Хургаду (Египет), а в ночь на 22-е совершал обратный, технический рейс — из Египта в Москву возвращались только восемь членов экипажа. 
 
Этот рейс оказался проблемным — еще перед вылетом из Хургады экипаж получил метеосводку, в которой говорилось об ухудшении погоды в Домодедово: в районе аэропорта появился плотный туман и так называемые рваные облака, повисшие всего в 60 м от земли. Из-за облачности горизонтальная видимость, по данным метеослужбы, упала до 450-700 м, однако предупреждения синоптиков экипаж проигнорировал. 
 
Дело в том, что Домодедово, как и большинство современных аэропортов, оборудовано так называемой курсоглиссадной навигационной системой (КГС), позволяющей пилоту даже в самых сложных метеоусловиях сажать самолет практически вслепую. На КГС, очевидно, понадеялись и пилоты Ту-204, однако в 2.35 при подлете к Домодедово, когда самолет находился на высоте около 5400 м, "автоматическое управление самолетом непроизвольно отключилось от вычислительной системы самолета", говорится в официальном сообщении Московского следственного управления СКР на воздушном и водном транспорте. 
 
По словам руководителя отдела этого управления Павла Селиверстова, ситуация возникла сложная, однако она не была аварийной. "Возникшая неисправность только лишила пилотов возможности совершить посадку в автоматическом режиме, вынудив управлять машиной вручную",— сказал "Ъ" господин Селиверстов. 
 
Однако отказ техники, как полагает следствие, вывел пилотов из равновесия. По словам господина Селиверстова, в нештатной ситуации пилоты растерялись, сбившись с глиссады (траектория полета непосредственно перед посадкой). "Оказавшись на высоте принятия решения 60 м и не увидев взлетно-посадочную полосу, экипаж должен был немедленно приступить к набору высоты, чтобы повторить посадку или уйти на запасной аэродром,— убежден Павел Селиверстов.— Однако летчики продолжили снижение". 
 
В результате самолет сел в лес, растущий у аэродрома. Ударившись в кроны деревьев и прорубив в них двухсотметровую просеку, машина разрушилась, но благодаря амортизации удара все находившиеся внутри кабины люди остались живы. После аварии Александр Косяков и Алексей Михайловский обесточили машину, предотвратив таким образом воспламенение выплеснувшегося из топливных баков керосина. 
 
Несмотря на грамотные действия пилотов после падения, им обоим были предъявлены обвинения в нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта. Интересно, что второй пилот, не управлявший в момент посадки самолетом и вообще подчиненный командиру по должности, понесет равную с ним ответственность. "Согласно своим должностным обязанностям он должен был постоянно контролировать действия командира и в случае совершения им ошибки немедленно вмешаться в ситуацию,— объяснил Павел Селиверстов,— вплоть до того, что взять управление машиной на себя. Однако он не помог командиру даже советом — он вообще молчал до самого приземления". 
 
Следует отметить, что с позицией следствия согласились и сами пилоты: они признали свою вину, раскаялись и ходатайствовали о рассмотрении своего дела в суде в особом порядке. Поскольку ст. 263 УК РФ не относится к категории тяжких — санкция по ней предусматривает наказание до двух лет лишения свободы, раскаявшиеся пилоты, скорее всего, вообще отделаются условным сроком. Гораздо страшнее для них могут стать материальные иски, которые, возможно, будут предъявлены виновникам аварии в гражданском порядке. В результате жесткой посадки была полностью разрушена машина стоимостью более 1 млрд руб. Серьезные средства были затрачены на спасательную операцию на месте катастрофы, разборку завалов и проч. И, наконец, внушительную сумму выставят виновникам экологи, которые до сих пор проводят мероприятия по рекультивации загрязненного авиакеросином леса.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer