Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Террористам готовят ответ Россия - NATO


11.03.11 15:49 Владимир Соловьев, КоммерсантЪ


Крупные теракты в России подстегнули сотрудничество РФ и NATO по противодействию терроризму. Как стало известно "Ъ", Россия и Североатлантический альянс заканчивают работу над засекреченным совместным проектом Standex, который позволит идентифицировать даже маломощные бомбы на телах смертников. Первые испытания системы дистанционного обнаружения взрывчатки пройдут в парижском метро. Серийное производство технологии планируется начать до Олимпиады в Сочи. В Москве говорят о беспрецедентном успехе: NATO и Россия впервые подошли к созданию интегрированной интеллектуальной антитеррористической системы.

Россия и NATO, которые пока никак не определятся, какой же должна быть конфигурация европейской системы ПРО, приготовились отчитаться об успехах на других направлениях, а именно в сфере прямого противодействия терроризму. Как выяснил "Ъ", уже этой весной могут пройти испытания системы дистанционного обнаружения взрывчатых веществ, разработанной в рамках российско-натовского проекта Standex. Характеристики системы, способной распознавать даже небольшое количество переносимой смертниками взрывчатки, от 200 г в тротиловом эквиваленте, держатся в секрете. Однако известно, что проект Standex успешно миновал стадию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Более того, 2 марта на посольском заседании Совета Россия—NATO (СРН) состоялась его презентация, которую провел глава департамента вызовов и угроз международного секретариата Североатлантического альянса Джимми Шеа. 
 
Теперь, по данным источников "Ъ" в брюссельской штаб-квартире альянса, систему, которую уже прозвали "электронным носом", собираются опробовать в деле. В качестве испытательного полигона выбрано сразу несколько наиболее многолюдных станций парижской подземки. "Речь идет не только о дистанционном, но и об анонимном обнаружении переносимой человеком взрывчатки,— пояснил знакомый с проектом собеседник "Ъ".— Никто и не узнает, где именно работает "электронный нос"". 
 
Задача предстоящего тестирования убедиться в способности Standex не просто идентифицировать наличие взрывчатки в толпе, но быстро и точно установить местонахождение переносчика бомбы. В случае успеха этих и последующих испытаний производство системы будет поставлено на поток. По замыслу разработчиков это должно произойти к Олимпиаде 2014 года в Сочи. "Специалистов никто не гонит. Но темп работ по проекту задан высокий — ему оказывается максимальная поддержка. Если его доведут до ума к 2013 году, это сыграет роль в обеспечении безопасности на сочинской Олимпиаде в комплексе с другими мерами. Да и вообще, это будет ощутимым ударом по исполнителям терактов",— отмечает собеседник "Ъ". 
 
Париж неслучайно избран в качестве места испытаний: Франция одна из пяти стран СРН, курирующих и финансирующих антитеррористический проект. В числе других Россия, США, Германия и Нидерланды. Все они будут обладать авторскими правами на создаваемую интеллектуальную антитеррористическую систему. С российской стороны в проект вовлечены специалисты питерского Радиевого института имени Хлопина (дочернее предприятие госкорпорации "Росатом"). Однако там оперативно ответить на запрос "Ъ" о ходе работы над проектом вчера были не готовы, посоветовав обращаться в пресс-службу "Росатом". Россия участвует в проекте не только интеллектуально, но и финансово. При этом источники "Ъ" отмечают, что сумма российского взноса является незначительной, ввиду того что весь проект не особенно затратный. 
 
Работа над системой Standex не афишируется ни российской стороной, ни представителями Североатлантического альянса. Закрытость проекта эксперты и дипломаты с обеих сторон объясняют нежеланием давать пищу для размышлений организаторам террористических атак. Одной строкой о проекте было упомянуто в совместном заявлении России и NATO, принятом по итогам прошлогоднего саммита в Лиссабоне, в котором принимал участие российский президент Дмитрий Медведев: "СРН будет укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом, включая совместную разработку технологии обнаружения взрывчатых веществ (проект по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ Standex)". 
 
Как рассказал "Ъ" постпред РФ при NATO Дмитрий Рогозин, проект появился несколько лет назад как проект СРН. "Его инициаторы исходили из возможностей кооперации стран, где есть сочетаемые научные разработки. Выбор пал и на Россию, где существует институт Хлопина. Он выполняет работы, которые могут быть легко инкорпорированы в общий контекст",— говорит господин Рогозин. По его словам, последние крупные теракты, в том числе в московском метро и аэропорту Домодедово, вызвали в NATO "серьезный человеческий резонанс, который трансформировался в профессиональную поддержку интенсификации проекта". "Standex стал ключевым проектом СРН и был всеми поддержан безоговорочно. Одновременно он стал более закрытым: эксперты пришли к выводу о необходимости конфиденциального рассмотрения технологий",— пояснил постпред в беседе с "Ъ". 
 
В МИД РФ, в свою очередь, говорят о том, что реализация проекта Standex может стать первым и самым успешным опытом интеграции России и NATO. "Будет создана единообразная инфраструктура России и альянса по защите граждан",— подчеркивает высокопоставленный российский дипломат. Дмитрий Рогозин добавляет: "Это наращивает капитал сотрудничества в вопросах, которые не вызывают сомнений. Мы на пороге любопытных событий, предваряющих реальный выход на стратегическое партнерство с NATO". 
 
Одним из таких любопытных событий среди прочего является достижение договоренности между РФ и NATO по так называемому вертолетному пакету. Москва и альянс, как уже не раз писал "Ъ", долгое время вели не особо успешные переговоры о закупке альянсом нескольких десятков Ми-17 для нужд афганской армии. Теперь же сделка согласована и должна состояться до конца марта. Правда, покупать машины у России будет не NATO, а США. "Речь идет о 24 машинах, причем еще три Россия готова предоставить бесплатно, в довесок,— сообщил вчера источник "Ъ", посвященный в детали готовящейся закупки вертолетов.— Тем самым парк российских вертолетов в Афганистане увеличится с семидесяти почти до сотни машин, для которых в будущем будут поставляться наши комплектующие". Для обслуживания вертолетов еще в прошлом году было принято решение о создании странами NATO трастового фонда, который должен заработать в ближайший месяц. Из него будут финансироваться создание ремонтной базы и центра обучения афганских пилотов, поставки топлива, запчастей, вооружений. Точный размер фонда будет определен после того, как страны NATO внесут в него персональные взносы.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer