Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бесценный опыт переброски войск


11 марта 2011 года Александр Александров, Красная Звезда


Недавно в штабе командования военно-транспортной авиации чествовали непростого юбиляра. По его личному делу можно изучать историю крупномасштабных операций стратегического объединения. В его послужном списке - выполнение интернационального долга в Чехословацкой ССР, Египте, Анголе, Сирии, Эфиопии, Вьетнаме. Под его непосредственным руководством авиационной группировкой осуществлялся ввод Ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Среди множества записей в его лётной книжке одна заслуживает особого внимания: «Ил-76. Дал путёвку в жизнь!» Фронтовику, заслуженному военному лётчику СССР, бывшему первому заместителю командующего ВТА генерал-лейтенанту в отставке Владимиру Гладилину исполнилось 90 лет.

Поздравить юбиляра во главе с командующим ВТА генерал-лейтенантом Виктором Качалкиным собрались действующие офицеры объединения, лётчики-ветераны, ученики и сослуживцы генерала Гладилина. После множества тёплых слов, прозвучавших в адрес ветерана, разговор зашёл по существу. Рассказав о текущем состоянии дел и перспективах развития авиационного объединения, генерал-лейтенант Качалкин заверил ветерана, что в условиях современных преобразований командование ВТА сохраняет многолетние традиции и колоссальный опыт, накопленные старшим поколением авиаторов.
 
За всю историю авиационного объединения ни одна крупномасштабная операция с применением войск не обходилась без участия военно-транспортной авиации. По ним, как по учебнику, училось летать не одно поколение лётчиков-транспортников. Это и высадка десанта в Чехословакии в 1968 году, и доставка различных грузов, боеприпасов и личного состава на африканский континент в период военных конфликтов в Египте, Анголе, Сирии, Эфиопии. Неоднократные рейсы в ходе войны во Вьетнаме внесли весомый вклад в исход боевых действий. Отдельный этап в истории развития ВТА - обеспечение действий Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Во всех этих операциях довелось принимать участие нашему герою, многие из них проводились под его личным руководством.
 
В 1979 году военно-транспортная авиация открыла новую, особую страницу советской истории - работу в Афганистане. В отличие от самой войны афганская эпопея для экипажей ВТА началась значительно раньше 25 декабря 1979 года - официальной даты ввода советских войск в Афганистан - и продолжалась более 10 лет. К тому времени генерал-лейтенант Гладилин прошёл все ступени должностного командного роста, начиная с командира авиационного звена, и занимал должность первого заместителя командующего военно-транспортной авиацией. В период отпусков командующего объединением генерал-лейтенанта Пакилева Владимир Васильевич постоянно оставался за него. В один из таких дней, 5 ноября 1979 года, раздался звонок по «кремлёвке», у аппарата - главный маршал авиации Кутахов:
 
- Вы на месте?
 
- Так точно, товарищ главком.
 
- С этого момента вы исполняете обязанности командующего ВТА. Пакилев от должности отстранён.
 
- И сразу я получаю приказ привести воздушную армию в боевую готовность. До определённого времени даже нам не сообщалось, с какой целью проводится столь масштабная работа, - рассказывает Владимир Васильевич.
 
До начала известных событий генералу Гладилину приходилось трижды бывать в Афганистане. По директиве начальника Генштаба требовалось произвести рекогносцировку аэродромов. В числе первых поступила команда обследовать район на юге страны и обеспечить доставку самолётами боевых машин и боеприпасов в помощь правительственным войскам. Генерал Гладилин в это время находился в республике и принял решение лично провести рекогносцировку. По приказу командующего войсками Афганистана в распоряжение первого замкомандующего ВТА был предоставлен Ан-24 афганских ВВС и русскоговорящий экипаж. Сам генерал сел в кресло второго пилота и попросил повести его по маршруту, по которому пойдут наши самолёты.
 
После посадки на предполагаемый аэродром разгрузки начался обстрел. Под шквальным огнём повстанческих групп генерал Гладилин на командирской машине объехал аэродром и по спидометру промерил все лётное поле: ВПП, рулёжные дорожки, места стоянок самолётов. После этого четыре военно-транспортных самолёта успешно доставили в указанный район боевые машины и боеприпасы. Но главное приобретение, которое удалось заполучить командованию ВТА в ходе рекогносцировки, была карта Афганистана со всеми аэродромами, координатами их расположения, географическими особенностями, обозначениями манёвров.
 
Полученные данные были далеко не однозначны. С одной стороны, ключевые аэродромы Кабул и Баграм имели бетонные ВПП хорошего качества и довольно развитую сеть рулёжных дорожек и стоянок. Но вот с географией было сложнее. Во-первых, оба аэродрома хоть и располагались в долинах, но были высокогорными. Кроме того, аэродромы находились довольно близко один от другого, посадочные курсы - практически перпендикулярны. А всего в 20—25 км на северо-запад от аэродромов проходили хребты Гиндукуша.
 
- Потом при подготовке к выполнению задач по переброске войск в Афганистан все эти проблемы решали сообща отдел боевой подготовки, штурманская служба и штаб ВТА. Ценность результатов этого задания была несомненной, и это стало понятно тогда, когда начался ввод войск, - подмечает Владимир Гладилин, на тот момент исполнявший обязанности командующего ВТА.
 
Основные события для экипажей военно-транспортной авиации по вводу Ограниченного контингента войск в Афганистан начались ранним утром 25 декабря. По тревоге были подняты все пять дивизий ВТА, а также отдельные полки. Ещё затемно все задействованные в операции экипажи были приведены в полную боевую готовность. Утром 25 декабря 50 Ил-76, 40 «Антеев» и более 200 Ан-12 изготовились к вылету на Афганистан. С аэродромов в Средней Азии до пунктов назначения в Афганистане расстояние более 2 тысяч км, и несколько часов в воздухе экипажам предстояло лететь в режиме полного радиомолчания, используя радиосвязь только в случае крайней необходимости. На аэродромах в Кабуле и Баграме самолёты заруливали по магистральной рулёжной дорожке один за другим. До полной остановки самолётов на борту полным ходом шла расшвартовка грузов и техники. На разгрузку отводилось от 10 до 15 минут.
 
Как итог, в ходе выполнения воздушно-десантной операции по вводу войск в Афганистан в период с 25 по 28 декабря 1979 года за 55 часов самолётами ВТА двумя рейсами было выполнено 343 вылета, перевезено почти 7.750 человек личного состава, 892 единицы боевой и другой техники, а также 1.062 тонны грузов. Но всё это составило лишь 2 процента от того колоссального объёма работы, который предстояло выполнить экипажам ВТА на афганской войне.
 
- Три месяца я не выходил из управления, три месяца постоянные доклады и команды, непрерывная связь с Кабулом, с вышестоящим командованием, с Кремлём - нужно было непрерывно управлять войсками и контролировать ситуацию, - вспоминает Владимир Васильевич.
 
Ежемесячно выполнялось от 150 до 200 рейсов как по территории Афганистана, так и в Советский Союз и обратно. При подготовке и во время проведения крупномасштабных операций количество вылетов ВТА доходило до 400—500 в месяц. Экипажи непрерывно выполняли задачи по снабжению контингента советских войск всем необходимым не только для боевых действий, но и для жизни. Части ВТА обеспечивали маневр фронтовой и армейской авиации. Немалую долю в общем объёме перевозок составляли и гуманитарные грузы афганскому народу.
 
Опыт, накопленный за годы работы экипажей ВТА в Афганистане, без преувеличения, бесценен.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2GRj
Объявление: https://youdo.com/auto/carcare/glass/, подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer