Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Легенды уходят – остаются менеджеры


11 марта 2011 года Независимое военное обозрение


4 марта 2011 года на 82-м году жизни перестало биться сердце легендарного российского авиационного конструктора, почти без малого два десятка лет возглавлявшего ОКБ «Сухого», Михаила Петровича Симонова. Создателя самого совершенного в мире истребителя – Су-27 – и разработанного на его основе целого семейства боевых «сушек», как их любовно называют летчики, – Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, а также спортивных самолетов Су-26, Су-26М, Су-29, Су-31 и Су-49, на которых отечественные пилоты завоевали множество золотых медалей на первенстве мира по воздушной акробатике. А еще – Героя Российской Федерации, лауреата Ленинской и Государственных премий, кавалера множества других отечественных и зарубежных наград, доктора технических наук, действительного члена Российской инженерной академии, «человека-легенды». Это звание он получил в 1998 году «за заслуги в развитии самолетостроения в России».

Неделей раньше тоже ушел из жизни выдающийся отечественный конструктор стратегических атомных подводных лодок Сергей Никитич Ковалев. Академик РАН, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, генеральный конструктор 73 стратегических атомных подводных лодок – практически всех, построенных в нашей стране. И среди них уникального тяжелого ракетного крейсера стратегического назначения проекта 941 класс «Акула», который на Западе называют Typhoon, на борту которого размещалось 20 баллистических ракет с 10 ядерными разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РСМ-52 или SS-N-20).
 
А незадолго до Симонова и Ковалева наша страна потеряла Вениамина Павловича Ефремова, создателя зенитно-ракетного комплекса С-300В и нескольких других ЗРК Сухопутных войск, тоже академика, Героя и лауреата всяческих премий, генерального конструктора НПО «Антей». Генерального конструктора НПО «Алмаз» Бориса Васильевича Бункина, академика, дважды Героя и лауреата Ленинской и Государственной премий, создателя С-75, С-200 и С-300П и ее модификаций, заложившего основы С-400. Василия Петровича Грязева, заместителя генерального конструктора Тульского КБ приборостроения, тоже Героя, лауреата и академика, создателя трех десятков образцов стрелковых вооружений и среди них корабельной шестиствольной автоматической пушки АК-630, которую моряки называют металлорезкой за ее способность перерубить пополам любую посудину. Соавтора и друга Грязева – Аркадия Георгиевича Шипунова, генерального конструктора КБП, академика и лауреата Ленинской и Государственных премий, выдающегося конструктора-оружейника, чья вместе с Грязевым аббревиатура ГШ стала маркой самого лучшего стрелкового вооружения нашей страны и, пожалуй, даже мира… Список таких потерь можно продолжать и дальше, только сердце обливается кровью от невозможности назвать всех и каждого, кому обязана Россия своей военной мощью, а ее армия и флот – сохраняющейся по сей день боеспособностью.
 
Что отличало этих людей кроме выдающегося таланта, граничившего с гениальностью, и беспредельной работоспособности? Можно назвать много уникальных качеств, без которых они не состоялись бы как прародители лучших в своей области вооружений. Здесь и дар предвидения, и способность на решительные поступки, может быть, кажущиеся кому-то авантюрными, но всегда тщательно продуманные и выверенные, обязательно приводящие к успеху, способность объединить и повести за собой десятки и сотни единомышленников… Но главное – ощущение за своей спиной огромной страны и ее народа, которым крайне нужны твой труд и вдохновение, и еще умение перешагнуть через все трудности и препятствия в достижении своей цели, способность, как говорят, прыгнуть выше головы, сделать то, что до тебя не удавалось нигде и никому. Только такие человеческие качества превращают обыкновенного мастера в творца, созидателя и победителя.
 
Горько, что именно этих качеств, за редким исключением, недостает тем, кто приходит на смену ушедшим от нас генеральным конструкторам. Впрочем, и генеральных конструкторов, равных Симонову, Ковалеву, Ефремову или Бункину, тоже за редким исключением, в наших КБ и на оборонных предприятиях, по большому счету, почти не осталось. А тех, кто остался, можно пересчитать по пальцам одной руки. Слава богу, что еще живы легендарные личности из поколения Грязева и Шипунова, за плечами которых целая эпоха, – Сергей Павлович Непобедимый, Герберт Александрович Ефремов, Ростислав Аполлосович Беляков, Сергей Викторович Михеев, есть их ученики и последователи… Но кто вспомнит имена тех, кто пришел на смену Туполеву, Яковлеву, Ильюшину, Новожилову и Уткину, кто продолжил их дело? Можно сказать, что нет той страны, которой нужен был их творческий гений, нет той остроты угрозы большой неминуемой войны, которую они старались отвратить своим беспримерным трудом и подвигом.
 
Но есть другая страна – наследница, которая тоже крайне нуждается в самоотверженных и бескомпромиссных оружейных конструкторах, в инженерных школах и легендарных оборонных фирмах... Чьи имена будут носить и будут ли носить новые стратегические ракеты, атомные подводные лодки, надводные корабли, самоходки, танки, дальние бомбардировщики и истребители? Вряд ли тех нынешних топ-менеджеров ОПК, что озабочены не созданием новых уникальных образцов и систем вооружений, а только получением коммерческой прибыли и собственным благополучием. И не способны хоть раз, хотя бы ради смеха, выполнить Государственную программу вооружений. Кого чисто теоретически, а скорее лишь умозрительно, волнуют интересы страны и ее обороноспособности. Вроде некоторых футболистов нашей сборной, которые готовы отбегать, демонстрируя личное мастерство, все 90 минут на поле любого стадиона, но не способны прыгнуть выше себя во имя победы команды с именем Россия на футболках.
 
Вопрос «что делать?» в этой ситуации, как нам кажется, слегка запоздал. Если патриотизм надо воспитывать, призывать к любви к собственной стране, дому и родителям, напоминать о гражданском долге, чести и достоинстве, то надеяться на продолжение традиций таких людей, как Симонов, Ковалев и иже с ними, очень трудно. Трудно, но не невозможно.
 
 
Надежда – последнее, что остается с нами, когда мы провожаем в историю легенды отечественной оборонки.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBr6jG
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/arenda/bulldozer/, выбирай!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer