Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не пролететь над Парижем


16 марта 2011 года Белоусов Алексей, Экспрет-Урал


Бонусные программы авиакомпаний способны стать эффективным инструментом привлечения состоятельных клиентов. Крупным перевозчикам в этом помогает широкая маршрутная сеть и зарубежные партнеры, остальным нужно искать нестандартные решения.

Kрупнейший российский авиа­перевозчик Аэрофлот объявил в конце 2010 года о корректировке бонусной программы, объяснив это изменившейся конъюнктурой рынка и необходимостью синхронизации условий с партнерами по альянсу SkyTeam (компания входит в него с 2006 года). Ключевых нововведений три: рост стоимости премиальных билетов на ряде направлений (в основном тех, где работают члены SkyTeam), увеличение количества начисляемых миль (правда, оно в большей части коснулось бизнес-класса) и возможность оформления бесплатного билета в одну сторону. Некоторые участники программы от новшеств пострадали - накопленные ими мили обесценились:
 
раньше их хватило бы, к примеру, на перелет из Москвы в Германию в бизнес-классе, а теперь недостаточно и для эконома. По отзывам на туристических форумах, многие задумались о переориентации на другие программы.
 
Ситуация с Аэрофлотом показала: накопительные системы перестали быть «приятным дополнением». Они превратились в работающий инструмент экономии для часто летающих пассажиров.
 
«Эксперт-Урал» проанализировал бонусные программы крупнейших российских перевозчиков, чтобы понять, какие авиа­компании уделяют их развитию больше внимания.
 
Миля на ум пошла

Из одиннадцати перевозчиков, участвующих в исследовании (см. методику), накопительные бонусные системы для индивидуальных клиентов есть у восьми. ВИМ-Авиа и ГТК «Россия» просто выдают бесплатные билеты на ряде направлений при предъявлении определенного количества посадочных талонов. У Оренбургских авиалиний программы лояльности нет.
 
Генеральный директор ВИМ-Авиа Александр Кочнев объясняет политику компании:
 
- Наши бонусные программы разработаны с целью не удержать пассажиров, а в первую очередь познакомить их с авиа­компанией. Сегодня, к примеру, на направлении Екатеринбург - Москва выполняют полеты семь авиакомпаний во все три аэропорта московского авиаузла. Несмотря на огромный пассажиропоток, найти и занять свою нишу на этом рынке достаточно сложно. Трех полетов (третий компания предоставляет бесплатно. - Ред.) будет вполне достаточно, чтобы оценить регулярность и качество предлагаемых услуг.
 
У трех авиакомпаний есть программы для корпоративных клиентов, у четырех - для агентов по продаже билетов. Первая позволяет суммировать бонусы сотрудников на одном счете и с него же их тратить. Вторая поощряет активных продавцов: с каждого билета на личный счет перечисляются бонусы, которые потом можно использовать на премиальный полет.

Все три типа бонусных программ есть лишь у двух перевозчиков - Уральских авиалиний (УАЛ) и Трансаэро.
 
- Не всегда продажи компании зависят только от конечного потребителя. Есть еще несколько сегментов, которые влияют на эффективность бизнеса и, соответственно, требуют внимания, - объясняет коммерческий директор УАЛ Кирилл Скуратов. - Поэтому мы ввели программу поощрения для кассиров. Еще, по нашим исследованиям, около 30% услуг покупает не пассажир, совершающий перелет, а офис-менеджер или сотрудник протокольного отдела предприятия, отправляющего работника в командировку. Для корпоративных клиентов мы создали отдельную программу мотивации, сочетающую элементы как скидочной, так и накопительной систем.
 
Следующий элемент, оцениваемый «Э-У», - удобство использования. Возможность вступить в программу без поездки в офис (заполнить заявление на борту или в интернете, получить карту участника по почте или прямо в самолете) и виртуальный кабинет есть у всех авиакомпаний. Сложнее ситуация с формами начисления премий. Семь из восьми участников рейтинга используют балльно-мильную систему с коэффициентами: премия начисляется в зависимости от протяженности полета, класса и тарифа. Лишь у трех количество бонусов автоматически подсчитывается при покупке через интернет. Клиентам других авиакомпаний приходится самостоятельно изучать таблицы начисления премий, просматривать детализацию билета, чтобы узнать тариф и т.д., что крайне неудобно. Уральские авиалинии ввели более простой метод: на счет клиента перечисляется 10% от стоимости купленного билета (тарифа). Однако цена премиального билета отличается от базовой (средний тариф на направлении Екатеринбург - Москва в феврале 2011 года составил 4500 рублей, премиальный - 7600), что все равно затрудняет использование.
 
Заработай и потрать

Накопительные бонусные программы российских перевозчиков скопированы с мировых. Впервые такую программу внедрила авиакомпания American Airlines в начале 1980-х годов. В России система лояльности появилась только в 1995-м - у Трансаэро.
 
В мировой практике у пассажиров есть несколько способов накопления бонусов. Первые два - перелеты на собственных рейсах, а также рейсах авиакомпаний-партнеров (в России развит плохо). В мировые альянсы входят лишь два перевозчика: Аэрофлот - в SkyTeam (13 авиакомпаний: Air France, Delta Air, Czech Airlines и др.), S7 - в Oneworld (12 перевозчиков, в том числе LAN, Finnair, British Airways). У Трансаэро есть партнерское соглашение с British Midland Airways (BMI). Количество авиакомпаний-партнеров в нашем рейтинге не учитывалось. Безусловно, оно существенно влияет на привлекательность бонусной программы, но не является ее непосредственной составляющей.

Третий способ - участие в ко-брендин­говых проектах с банками. Они есть у пяти из восьми перевозчиков. Так, рассчитываясь картой «S7 Priority - Visa - Альфа-Банк - Green», вы получаете один бонусный балл за каждые 30 рублей. За покупку автомобиля стоимостью в 450 тыс. рублей можно оформить премиальный билет из Екатеринбурга в Москву эконом-классом. Больше всего банковских программ (по семь) у Аэрофлота и Трансаэро.
 
Четвертый способ - использование услуг партнеров, в роли которых чаще всего выступают гостиницы, службы проката автомобилей и рестораны. Самое широкое предложение в этом плане у S7: больше других в среднем в 2,5 раза (подробнее см. методику). Однако от европейских перевозчиков наши отстают очень сильно. К примеру, Lufthansa имеет соглашения с сотней мировых гостиничных сетей и шестью глобальными автопрокатчиками, AirBaltic - с 14 и двумя соответственно, Air Berlin - с 77 отельными сетями. У российских авиакомпаний выбор обычно ограничивается десятком гостиниц.
 
Партнерские соглашения отечественных перевозчиков не предусматривают возможность тратить бонусы на сторонние услуги. Чаще всего владелец бонусной карты может рассчитывать только на скидку в отеле или ресторане. Поэтому в основном накопленные мили уходят на покупку авиабилетов. Условия у большинства перевозчиков очень жесткие. Мы провели анализ исходя из того, что основная масса пассажиров ориентируется в первую очередь на билеты эконом-класса. Наиболее приемлемые, на наш взгляд, условия у четырех авиакомпаний: Владивосток Авиа, Донавиа, «Якутии» и Транс­аэро. К примеру, чтобы получить премиальный билет Владивосток Авиа из Владивостока в Москву, нужно слетать «за деньги» эконом-классом пять раз, из Владивостока в Пекин - 7,5. Аутсайдер рейтинга по данному показателю - S7: чтобы накопить баллы для билета, нужно слетать из Екатеринбурга в Москву 34 раза, а из Екатеринбурга в Дубай - 120. Согласитесь, это практически нереально.
 
По результатам анализа всех показателей первое место в рейтинге заняли УАЛ, затем с отставанием в один балл - Трансаэро, на третьем месте - ЮТэйр. Примечательно, что лидером стала компания, занимающая по количеству перевезенных пассажиров в 2010 году только седьмое место (1,8 млн человек). Сравните: у Трансаэро - второе (6,6 миллиона), у ЮТэйр - четвертое (4,4 миллиона).
 
Нелояльная лояльность

Однако у бонусных программ есть и проблемы. Александр Кочнев:
 
- Зачастую сами программы лояльности являются достаточно серьезным испытанием лояльности пассажира - не у всех хватает терпения для прохождения про­цедур регистрации в программе, да и количество полетов, необходимых для получения бонуса, превышает все разумные пределы. Создать действительно доступную, сбалансированную программу, работающую не только на авиакомпанию, но и на пассажира, сложно. Впрочем, такая ситуация наблюдается не только в авиации, но и в других отраслях, связанных с оказанием услуг потребителю. От этого стандартного маркетингового хода сложно отказаться: затраты минимальные, а эффект на первых порах значительный.
 
Аналогичная позиция и у потребителей. Опрос в екатеринбургском аэропорту Кольцово показал, что 11% пассажиров отказываются от участия в бонусных программах из-за трудностей с регистрацией, 20% вообще не понимают, что предлагается в программе. Еще 23% считают, что авиакомпании плохо информируют клиентов о дополнительных возможностях. У европейских перевозчиков подобных проблем нет: их системы обычно максимально упрощены и автоматизированы.
 
Начальник отдела «S7 Приоритет» Евгений Овсянников объясняет, в чем причина высокой стоимости премиальных билетов:
 
- Не стоит думать, что условия бонусных программ российских перевозчиков строже европейских. Поскольку S7 является членом международного альянса Oneworld, программа лояльности соответствует его требованиям. Мы не можем сделать каждый третий билет бесплатным, это слишком сильно скажется на экономике. Нужно понимать две вещи. Во-первых, универсальная программа лояльности позволяет копить баллы не только тем, кто летает по 20 - 50 раз в год. За счет банковских и партнерских программ это удается и менее активным пассажирам. Во-вторых, европейцы активнее пользуются бонусными программами, поскольку вообще больше летают.
 
Действительно, условия иностранных авиакомпаний мало отличаются от российских. К примеру, для получения премиального билета АirBaltic из Риги в Копенгаген нужно слетать 7,5 раза по этому направлению, Lufthansa из Франкфурта-на-Майне в Лондон - 13 раз, Air Berlin из Цюриха в Берлин - 24. А по количеству «летающего населения» - провал. По данным Транспортной стратегии РФ до 2030 года, коэффициент авиационной подвижности россиян (среднее количество перелетов, совершаемых одним жителем) в 2008 году составил 0,31, к 2020-му вырастет до 0,9 - 1, к 2030-му - 1,7. Для сравнения, лидерами рейтинга в 2008-м были Кипр (4,57), Норвегия (4,46) и Мальта (3,81). Россияне летают меньше жителей перечисленных стран в среднем в 14 раз, отсюда и невозможность накопить адекватное количество бонусов.
 
Руководитель отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров:
 
- Росавиация отчиталась, что в 2010 году авиакомпании перевезли 57 млн пассажиров. Замечу, что это не уникальные клиенты, а количество проданных билетов. То есть туда и обратно слетало 28,5 миллиона. Чтобы назвать реальное число «летающих» россиян, нужно ориентироваться на паспортные базы перевозчиков. Точные цифры они не дают, но по нашим оценкам, авиатранспортом пользуется около 8 - 10 млн человек (6 - 7% населения). Доля часто летающих здесь велика, невозможно же 57 млн билетов продать отпускникам. Понятно, что наибольшее количество бонусов авиакомпании дают за перелеты бизнес-классом, а на промотарифах оно минимально. Получается, что бонусные программы полезны только тем, кто летает часто, далеко, дорого и преимущественно за рубеж. Перевозчиков это устраивает, ведь они привязывают к себе состоятельных пассажиров. На некоторых направлениях эконом-класс вообще не приносит прибыль, а доходным является только бизнес- и первый.
 
Еще одна проблема бонусных программ активно обсуждается на специализированных форумах - перевозчики лимитируют количество билетов, которые можно купить за баллы. Поэтому может так получиться, что в нужный момент вы просто не сможете использовать накопленные бонусы.
 
Наше исследование показало: удобные и развитые программы лояльности есть лишь у пяти российских авиакомпаний. С учетом того, что количество часто летающих пассажиров в будущем будет расти, перевозчикам важно устранить имеющиеся недостатки и за счет партнерских программ расширить способы накопления и использования бонусов. Помимо этого компании могут существенно увеличить количество участников, уменьшив стоимость премиальных билетов: сегодня пассажирам, летающим эконом-классом, в разы выгоднее пользоваться услугами дискаунтеров, чем копить бонусы. В первую очередь это актуально для небольших перевозчиков. Только хорошие условия могут дать им преимущество перед крупными авиакомпаниями, входящими в мировые альянсы.
 
Дополнительные материалы:
 
Методика исследования

В рейтинге принимают участие авиакомпании из топ-15 по пассажирообороту в 2010 году: Аэрофлот, Трансаэро, S7, ЮТэйр, Оренбургские авиалинии, ГТК «Россия», Уральские авиалинии, Владивосток Авиа, ВИМ-Авиа, Якутия, Донавиа (таблица 1). Четыре перевозчика исключены: Nordwind Airlines и Red Wings занимаются только чартерами, авиакомпания «Глобус» входит в состав ГК S7 (работает по той же бонусной программе), «Москва» прекратила полеты 17 января 2011 года из-за финансовых проблем.
 
Источник информации - сайты компаний. При оценке основное внимание уделялось удобству участия в программе лояльности, возможностям накопления и использования бонусных баллов.
 
Для расчета рейтинга мы оценивали следующие параметры:
 
I. Наличие у авиакомпании накопительных бонусных программ: для индивидуальных и корпоративных клиентов, агентов (один балл - если программа есть, ноль - если нет).
 
II. Форма начисления премий: баллы, мили, фиксированный процент стоимости (один балл - за первые два типа, два балла - за второй).
 
III. Необходимость самостоятельного подсчета. Если при бронировании билета через сайт количество бонусов подсчитывается автоматически, авиакомпания получает один балл. Если нет (нужно использовать «калькулятор» на отдельной странице, либо считать вручную, изучая условия программы) - ноль баллов.
 
IV. Количество полетов на определенном направлении (внутренние и международные рейсы), необходимое для получения премиального билета (таблица 2). До десяти включительно (два балла), от 11 до 21 (один балл), свыше 21 (ноль баллов).
 
V. Количество партнерских программ подсчитывалось по следующей схеме: гостиница - один балл, гостиничная сеть из двух-пяти объектов - два балла, свыше пяти объектов - три балла, международный прокат автомобилей - два балла, остальные партнеры - по одному баллу. Критерии итоговой оценки: отсутствие партнерских программ (ноль баллов), до 15 (один балл), от 15 до 30 (два балла), свыше 30 (три балла).
 
VI. Количество совместных проектов с банками (ноль баллов в случае их отсутствия, один балл - до пяти банков, два балла - свыше пяти банков).
 
VII. Дополнительные возможности использования накопленных бонусов: повышение класса купленного билета, нормы багажа, оформление билета на третье лицо (за каждый сегмент авиакомпания получает один балл).



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9ewp
Здесь http://courier.youdo.com/food-delivery/torty/, недорого.
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/country/dlv/megdugorodnie/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer