Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уверенное второе место


16 марта 2011 года Ирина Якутенко, Lenta.ru


Текущий 2011 год - юбилейный для российской космонавтики. Ровно 50 лет назад Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил космический полет. В память об этом событии будет проводиться множество различных мероприятий, так или иначе связанных с космосом. Одним из них станет запуск космического корабля "Союз ТМА-21", которому было присвоено имя первого космонавта Земли. То есть, сам по себе запуск будет вполне обыкновенным, но на космодром Байконур должны были приехать важные гости из разных стран. В предыдущем предложении написано "должны были приехать", а не "приедут", так как в понедельник, 14 марта, выяснилось, что старт "Союза" перенесен на неопределенный срок.

До появления сообщений о переносе запуска - в пятницу, 11 марта, в Роскосмосе состоялось традиционное предполетное чаепитие членов экипажа "Союза" ("Гагарина") с руководителем Федерального космического агентства Анатолием Перминовым. Космонавты ритуально доложили, что к полету готовы, и пообещали выполнить все возложенные на них задачи. Помимо космонавтов, на чаепитии присутствовали журналисты, которым, в числе прочего, представили новую книгу издательства "Эксмо" "7 побед в космосе", выпущенную специально к годовщине полета Гагарина.
 
После завершения официальной части мероприятия глава российского космического ведомства рассказал о своем видении текущего положения дел в российской и мировой космонавтике. Кроме того, корреспондент "Ленты.Ру" поговорил с командиром отряда космонавтов Юрием Лончаковым.

Россия, Китай и космический туризм

В первую очередь журналисты поинтересовались отношением Анатолия Перминова к частной космонавтике - новой отрасли, которая в последнее время очень бурно развивается, в первую очередь потому, что именно на частные космические компании сделала ставку Америка (как известно, американцы в этом году сворачивают программу шаттлов). "Я считаю, что крупные, серьезные проекты, наподобие исследования Луны или Марса, желательно проводить в рамках международного сотрудничества. Это гораздо эффективнее, надежнее и менее затратно. Что касается больших крупных научных проектов - тут то же самое", - сказал Перминов.
 
Однако руководитель Роскосмоса, подчеркнул, что если у какой-то страны или тем более компании достаточно возможностей, чтобы осуществлять космические запуски - она вполне может делать это самостоятельно. "Но я против того, чтобы надежность [частных космических кораблей] была ниже, чем у штатных, государственных кораблей. Надо, чтобы в той стране, где планируется коммерческий полет, был какой-то контроль… чтобы проверка всех элементов корабля, всех систем была не ниже требований, которые мы предъявляем штатным пилотируемым кораблям", - подчеркнул Перминов.
 
Россия к услугам частной космонавтики в том смысле, в каком она развивается на Западе, пока прибегать не собирается. США планируют, что в ближайшие годы частные космические корабли будут доставлять на МКС профессиональных астронавтов и оборудование, а в России коммерческий космос пока ограничен туристической сферой. С 2001 по 2009 год "Союзы" доставили на Международную космическую станцию семерых туристов, после чего полеты "частных лиц" на МКС были прекращены. Сообщалось, что в 2013 году Россия планирует возобновить оказание туристических космических услуг.
 
Следующий вопрос журналистов касался места нашей страны в общемировой космической отрасли. В последнее время сразу несколько российских проектов, связанных с космосом, прошли не очень гладко (например, можно вспомнить, неудачную расстыковку МКС и грузового "Прогресса", первый в истории "Союзов" сбой стыковки со станцией, а также аварийный запуск трех спутников ГЛОНАСС). Кроме того, работу Роскосмоса в резкой форме раскритиковал вице-премьер РФ Сергей Иванов. Все эти события спровоцировали множество критических публикаций о состоянии российской космонавтики и соответствующую реакцию в блогах.
 
Тем не менее, Перминов уверен в том, что Россия по-прежнему является одним из лидеров мировой космонавтики. "Я считаю, что Россия твердо удерживает свои позиции и занимает, думаю, второе или третье место в мире [после США], если взять в общем все направления космической деятельности: пилотируемую [космонавтику], дистанционное зондирование Земли, научные программы, гидрометеорологию, связь, навигацию, наземные инфраструктуры, количество космодромов, ракет-носителей, их качество, финансирование", - уточнил глава Федерального космического агентства.
 
Высоко оценил Перминов и шансы на то, что в ближайшем будущем еще одно государство - Китай - существенно расширит список своих достижений в космосе. На сегодня КНР - третья после России и США страна, которая смогла самостоятельно отправить в космос человека. Кроме того, в 2008 году тайконавт (китайское название космонавта) впервые вышел в открытый космос. Подробнее о том, какие из своих амбициозных космических планов Китай уже реализовал, а какие только собирается, можно прочитать здесь.
 
На вопрос корреспондента "Ленты.Ру" о том, реальны ли перспективы Китая в обозримом будущем собрать на орбите собственную космическую станцию, Перминов ответил следующее: "Конечно, реальны. Двадцать лет назад мы запустили подобный модуль (Речь идет о модулях "Салют" – прим. "Ленты.Ру"), а китайцы твердо, быстро и уверенно идут по своей национальной программе. Я вижу, как они делают, например, по пилотируемой программе, многие вещи в гораздо более сжатые сроки, чем мы. То, что Советский Союз проходил за 10 лет, они проходят за 3-4 года. Но это говорит о том, что им легче, они уже знают, как это делается, мы делимся технологиями и имеем опыт совместной работы".
 
При этом Перминов отметил, что сотрудничество с другими государствами КНР приветствует только до определенной степени. "В частности, в пилотируемых программах мы не участвуем. Мы работаем только по отдельным деталям, по отдельным узлам контактируем или по отдельным контрактам. А так у них полностью самостоятельная программа", - объяснил руководитель Роскосмоса.
 
Задали Перминову вопрос и о его возможной отставке - слухи о том, что глава Федерального космического вынужденно сменит работу, упорно циркулируют в околокосмических кругах с момента неудачного запуска аппаратов "Глонасс-М". Близкие к ситуации источники сообщали, что нынешний руководитель Роскосмоса будет отправлен в отставку вскоре после празднования годовщины первого полета Гагарина в космос, то есть после 12 апреля. (После того как стало известно о переносе юбилейного полета "Союза", время предположительного ухода Перминова - опять же, по слухам - передвинулось на предпраздничные дни).
 
Анатолий Николаевич возможную смену места работы прокомментировал так: "У меня есть руководители, и когда мне нужно будет поменять место работы, они мне скажут".

Космонавты

Командир отряда космонавтов Юрий Лончаков рассказал корреспонденту "Ленты.Ру" о том, как сейчас происходит подготовка космонавтов, которые с декабря 2010 года объединены в один отряд. До этого, напомним, существовали отряд Роскосмоса в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) и отряд РКК "Энергия", кроме того, космонавтов-медиков готовили в институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН. В настоящее время в объединенном отряде 35 человек, причем соотношение "гражданских" к военным составляет примерно 50 на 50. Одна из будущих космонавтов - женщина, выпускница Московского авиационного института (МАИ) Елена Серова.
 
Лончаков рассказал, что Серова уже прошла общекосмическую подготовку и сейчас проходит подготовку в группах (то есть, подготовку по определенным программам). На вопрос о том, почему в российских отрядах космонавтов так долго не было женщин, Лончаков ответил, что, во-первых, не было желающих, а, во-вторых, среди тех немногих дам, которые подавали заявки, ни одна не подходила по состоянию здоровья. "Если у нас в следующем наборе будут женщины, мы с удовольствием их примем. Мы смотрим всех, беседуем со всеми", - сказал командир отряда и добавил, что набор планируется провести уже в этом году.
 
Космонавты необходимы России не только для уже ставших привычными полетов на МКС, но, в перспективе, и для более дальних экспедиций. О будущих пилотируемых миссиях к Луне и к Марсу не раз говорили представители космических ведомств самых разных стран, в том числе США и России. В настоящее время в ИМБП РАН проводится эксперимент "Марс-500", цель которого - изучить воздействие на психику и здоровье человека длительной изоляции от внешнего мира, с которыми космонавты неизбежно столкнутся в полете (подробнее об эксперименте можно прочитать тут).
 
Но помимо людей для полетов к дальним космическим рубежам необходимы соответствующие транспортные средства - ракеты и корабли. Кроме того, новая более грузоподъемная техника не помешала бы и для проведения экспедиций к МКС. Россия в настоящее время работает сразу над несколькими проектами - в частности, инженеры занимаются созданием так называемой перспективной пилотируемой транспортной системы и транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергии. Под первым сложным названием скрывается новый российский космический корабль, а под вторым - ядерный двигатель. Оба эти проекта пока находятся на стадии разработки, но работы по созданию нового корабля продвинулись несколько дальше - уже в июне 2010 года был завершен его эскиз.
 
Стоит ожидать, что в ближайшие недели представители российской ракетно-космической отрасли еще не раз соберут журналистов и ответят на вопросы о том, как обстоят дела в российском космосе. И хотя эта тема и так редко исчезает из лент новостных агентств, узнать чуть больше фактических данных всегда небезынтересно.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer