Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Первый день войны


21 марта 2011 года Константин Бенюмов, Lenta.ru


Вечером 19 марта ВВС Франции нанесли удары по позициям войск ливийского лидера Муаммара Каддафи. Этот рейд знаменовал начало военной операции западных союзников в Ливии, которую американское командование назвало "Одиссея. Рассвет". Бомбардировки стихли только к утру 20 марта. Стороны ждут начала следующей фазы операции, а Каддафи уже посоветовал противникам готовиться к затяжной войне.

На то, чтобы разработать план совместных действий в Ливии, у мирового сообщества ушло больше месяца. Антиправительственные выступления, которые постепенно перетекли в полномасштабную гражданскую войну, начались в североафриканской стране 15 февраля. О необходимости военного вмешательства заговорили почти сразу, однако принять документ по Ливии Совет безопасности ООН смог только 17 марта.
 
Резолюция 1973 требовала немедленного прекращения огня и предусматривала закрытие воздушного пространства Ливии (этот пункт был основным требованием противников Муаммара Каддафи; собственно, поводом для международного вмешательства послужило то, что руководитель Джамахирии начал применять против манифестантов авиацию). В случае невыполнения требований резолюция закрепила за странами ООН право "защищать мирное население Ливии любыми средствами". Исключалось только прямое военное вторжение и оккупация.
 
Повстанцы встретили резолюцию Совбеза ООН дружным ликованием. Официальные ливийские власти, напротив, страшно занервничали. На протяжении последующих суток информация о реакции из Триполи поступала крайне противоречивая. Сперва сторонники ливийского режима объявили, что резолюция угрожает территориальной целостности страны и призывает граждан убивать друг друга. Затем Каддафи поклялся "превратить в ад" жизнь тех, кто попробует предпринять против его сил активные действия (еще до голосования в ООН полковник пригрозил, что в ответ на начало военной операции будет сбивать гражданские самолеты и топить суда).
 
Утром 18 марта войска Каддафи возобновили наступление на позиции повстанцев в Мисурате и стали демонстративно готовиться к походу на столицу мятежников - Бенгази. В ответ на это Франция, а вслед за ней и другие европейские страны заявили, что в течение нескольких часов отправят к Ливии свои бомбардировщики. После этого в Триполи неожиданно объявили о подчинении резолюции 1973 и прекращении всех военных операций и даже пригласили в страну международных наблюдателей.
 
Однако вскоре выяснилось, что разворачивать самолеты над Средиземным морем рано. Через несколько часов после объявления перемирия повстанцы сообщили, что танки и артиллерия Каддафи снова обстреливают Мисурату. В Триполи это отрицали. Затем появились сообщения о бомбардировке Бенгази. Официальные власти заявили, что бомбежки - дело рук самих повстанцев. Впоследствии стало известно, что в результате обстрелов и бомбардировок в Бенгази погибли более 90 человек.
 
К середине дня 19 марта ливийское руководство, наконец, окончательно определилось со своими планами. В столицу мятежников вошли танки, а Муаммар Каддафи направил официальные сообщения лидерам западных стран, а также генсеку ООН Пан Ги Муну. В них он заявил, что ливийский народ "готов умереть" за своего руководителя, и в случае интервенции Запад "пожалеет".
 
Формального отказа признать резолюцию ООН западные страны решили не дожидаться. Вечером 19 марта (около семи часов по местному времени) французские самолеты атаковали позиции ливийских войск около Бенгази и вскоре отчитались об успешном уничтожении нескольких единиц бронетехники. Этот налет стал первым эпизодом союзной операции в Ливии.
 
К французским бомбардировкам вскоре присоединились ВМС США и Великобритании, выпустившие по 20 объектам ПВО Ливии 112 ракет "Томагавк" с кораблей и подводных лодок. Также в интервенции в Ливию принимают участие Канада, Италия, Испания, Дания и Норвегия. О готовности оказать материально-техническую поддержку заявили Польша и Германия. Россия и Китай, которые воздержались во время голосования в Совбезе ООН, от участия в операции отказались, а после ее начала выразили сожаление в связи с действиями западных союзников.
 
Налеты продолжались всю ночь. Сообщалось, что союзная авиация подвергла бомбардировке бункер Каддафи в Триполи. Утром 20 марта появились сообщения о том, что ВВС США подключили к операции бомбардировщики B-2: три самолета-невидимки сбросили 40 бомб на ливийский аэродром, чтобы уничтожить ВВС противника.
 
Между тем сторонники Муаммара Каддафи заявили, что удары союзников пришлись по гражданским объектам, а большинство жертв - старики, женщины и дети (по оценкам государственных СМИ, погибли 48 человек, пострадали 150; других данных о жертвах первого дня операции в Ливии нет). В ответ на интервенцию Ливия официально отказалась подчиняться резолюции Совбеза ООН. Сам полковник ночью выступил с коротким обращением, в котором заявил, что раздаст населению оружие, чтобы народ боролся против "варварского нападения колониалистов и крестоносцев". Кроме того, Каддафи в очередной раз пригрозил ударами по иностранным гражданским объектам в Средиземноморье.
 
К утру 20 марта наступило затишье. Американские военные говорят, что данные спутниковой разведки позволят в течение дня воскресенья точно оценить ущерб, нанесенный силам Каддафи. Предполагается, что ПВО Ливии удалось достаточно ослабить, чтобы наладить безопасное воздушное патрулирование и отправить на разведку беспилотники.
 
Западные корреспонденты в ливийских городах сообщают, что несмотря на ночные рейды силы Каддафи по-прежнему сохраняют боеспособность. Около полудня ливийский лидер выступил с новым обращением, в котором назвал происходящее "очень счастливым моментом". Президента США Барака Обаму и британского премьера Дэвида Кэмерона он назвал животными и предсказал им судьбу Гитлера и Муссолини. "Мы готовы к продолжительной войне, - заявил Каддафи. - Вы не готовы, а мы - готовы".



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer