Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Неиспытанный провал


22 марта 2011 года Анастасия Петрова, Взгляд


В действиях должностных лиц Роскосмоса, причастных к неудачному декабрьскому запуску спутников ГЛОНАСС, могут быть признаки превышения должностных полномочий, сообщили в понедельник в Следственном комитете. Как выяснилось, во время старта вышел из строя разгонный блок, который до этого ни разу не проходил испытаний.

Следственный комитет (СК) РФ в понедельник объявил о начале проверки, которую осуществляют сотрудники ведомства по факту потери при запуске трех спутников «ГЛОНАСС-М» в декабре прошлого года.
 
Как сообщили в СК, по предварительным данным, должностные лица Роскосмоса ввели в состав ракетно-космического комплекса использовавшийся впервые и не прошедший необходимых испытаний разгонный блок, который в процессе запуска «вышел из строя, сбился с курса, что привело к падению спутников». Нанесенный государству ущерб следователи оценивают в размере 4,3 млрд рублей. 
 
Следователи не исключают, что в действиях должностных лиц космического агентства есть признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). «Проводятся опросы очевидцев и свидетелей, назначены и проводятся необходимые экспертные исследования. По результатам проверки будет принято процессуальное решение», – говорится в сообщении СК.
 
Напомним, 17 февраля Генпрокуратура объявила о массе нарушений, связанных с подготовкой к запуску. Не исключено, что следственные органы возбудят уголовные дела по выявленным фактам. Генпрокуратура сообщила как раз о том, что в составе ракетно-космического комплекса (РКК) в Роскосмосе использовали изделия новой разработки с ограниченным объемом испытаний. Как установили проверяющие надзорного ведомства, бывший замруководителя агентства Виктор Ремишевский (уволен в конце декабря) утвердил решение о порядке проведения комплексных испытаний разгонного блока, «которым в нарушение существующих требований часть объема наземной экспериментальной отработки перенесена на этап летных испытаний, а штатную заправку разгонного блока разрешено проводить без дополнительной отработки эксплуатационной документации». «Разрешение указанных вопросов относится к компетенции совета главных конструкторов. Однако данное решение не рассматривалось указанным советом и не согласовывалось с головными научно-исследовательскими институтами, осуществлявшими экспертное сопровождение разработки, создания и испытаний нового разгонного блока», – подчеркнули в Генпрокуратуре.
 
Кроме того, выяснилось, что 5 декабря прошлого года было утверждено совместное решение Госкомиссии по проведению летных испытаний средств выведения космических аппаратов и Госкомиссии по проведению летных испытаний космических систем и комплексов двойного назначения о готовности ракеты-носителя и разгонного блока к проведению заправки и пуску. «При этом указанное решение было принято без окончательных заключений головных НИИ о технической готовности к летным испытаниям разгонного блока и в отсутствие итогового отчета о результатах его испытаний. Из принявших названное решение 32 членов государственных комиссий лишь восемь утверждены в установленном порядке соответствующими распоряжениями правительства РФ», – сообщили в надзорном ведомстве.
 
«В результате совершения должностными лицами Федерального космического агентства действий, явно выходящих за пределы их полномочий, существенно нарушены охраняемые законом интересы государства», – пришли к выводу проверяющие и направили собранные материалы в следственные органы.
 
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, три спутника, запущенные 5 декабря с Байконура на ракетоносителе «Протон-М», должны были завершить формирование системы ГЛОНАСС. Однако случилось непредвиденное: разгонный блок ДМ-3, выводивший спутники на околоземную орбиту, после отделения от ракеты-носителя при включении собственных двигателей отработал импульс больше расчетного, из-за чего аппараты были выведены на более высокую нерасчетную орбиту и упали в океан.
 
Комиссия, занимавшаяся расследованием происшествия, пришла к выводу, что разгонный блок ДМ-03 был перезаправлен топливом. «Основная причина – неправильно написанная формула в документации на заправку кислородом разгонного блока», – заявил ее глава Геннадий Райкунов.
 
Вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что, «по сути, детская ошибка привела к таким серьезным последствиям». При этом, говоря о потерях государства из-за падения спутников, он назвал меньшую сумму, чем Следственный комитет в понедельник, – 2,5 млрд рублей.
 
Анатолий Перминов в свою очередь признал, что потеря спутников стала следствием ряда недостатков в работе. «Аварийный запуск космических аппаратов ГЛОНАСС в прошлом году – следствие недостаточного контроля за работой над новыми модификациями техники на предприятиях ракетно-космической промышленности, а также малоэффективного использования опыта головных научно-исследовательских организаций», – сказал глава Роскосмоса.
 
В итоге Перминов согласился с тем, что в его ведомстве необходимо применять эффективные и конкретные меры по повышению контроля качества и надежности ракетно-космической техники.
 
По результатам расследования обстоятельств неудачного пуска вице-президент РКК «Энергия» Вячеслав Филин и замруководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский в декабре были отправлены в отставку. Источники сообщали также, что над главой Роскосмоса Александром Перминовым сгущаются тучи, но он отделался выговором.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer