Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Когда «всё под контролем» сознания


24.03.11 13:35 Валерий Козлов, Журнал "Авиапанорама", №1, 2011


Деятельность любого специалиста не исключает выполнение ошибочных действий, которые, как известно, приводят к негативным последствиям. Поэтому проблема профилактики ошибок всегда стояла и стоит очень остро. С этой целью разрабатываются различного рода рекомендации, как по совершенствованию подготовки специалистов, так и по оптимизации их деятельности. Нередко внедрение рекомендаций требует дополнительных финансовых затрат. И это не всегда воспринимается лояльно. Однако среди рекомендаций есть одна, которая исключительно проста по сути, еще проще по исполнению, а уж тем более не требует вложения финансов в свою реализацию. Это – «включить сознание».

 
Интересно, что в силу определенных причин (не медицинское и не психологическое образование и др.) эта рекомендация у некоторых вызывает улыбку, а у кого-то даже прямое непонимание и отторжение. И вины этих специалистов в таком отношении к данной рекомендации нет никакой. Они просто не представляют, что значит «включить сознание», почему, и когда это необходимо делать в обязательном порядке. Поэтому на происхождении и сути данной рекомендации остановимся подробно, тем более сам автор занимался изучением и внедрением данной рекомендации в авиационной практике.
 
Каждый знает, что в основе выполнения любой профессиональной деятельности лежат навыки. Понятие «навык» широко используется в производственной среде, однако, что из себя он представляет и как формируется, знают далеко не многие. А навык – всего лишь способ автоматизированного выполнения действия. Это значит, что специалист выполняет действие, не задумываясь о том, что делает, т. е. автоматически, без привлечения для контроля за ним сознания. Такое достигается после многократных повторений одного и того же действия, что, собственно, и приводит к формированию навыка. Суть последнего заключается в том, что не только отрабатывается исполнение действия, но и, что самое главное, происходит смена уровня регуляции, который становится ниже. Оказывается, что в процессе формирования навыка психическая регуляция действий передается от коры больших полушарий головного мозга, осуществляющих сознательный контроль за происходящим, сначала к подкорковым образованиям мозга, а затем даже спинному мозгу. Когда это состоится, то процесс формирования навыка завершается, и специалист легко выполняет определенное действие, не контролируя его сознанием. Образно говоря, руки и ноги четко работают при абсолютно свободном сознании.
 
Рассмотрим примеры. Все, кто что-то осваивал, особенно вождение автомобиля, помнят, как в первых поездках каждое действие требовало повышенного внимания, т. е. активного участия сознания. Прежде, чем что-то сделать, человек заранее это продумывал, а затем внимательно контролировал исполнение. Потом действия начинали выполняться быстрее и проще и, наконец, наступал момент, когда обучаемый без напряжения сознания мог легко выполнить все действия по вождению. Т.е. регуляция действий от коры головного мозга, обеспечивающей сознательный контроль, перешла к спинному мозгу, осуществляющему автоматическое их выполнение.
 
Становится понятным, что навыки – это благо и при освоении любой профессии всегда стремятся к их отработке. Но важно подчеркнуть другое: навыки эффективны только при сохранении условий, в которых они отрабатывались, и отсутствии выбора при их реализации! Изменение условий труда требует, как правило,   другого действия, а не того, что выполнялось как навык ранее. Чтобы это требование выполнить, необходимо оценить изменившиеся условия и выбрать правильное, адекватное им действие. А сделать это можно, только используя сознание. Вот почему и появилась рекомендация «включить сознание». Данная рекомендация полезна и в ситуациях, когда требуется, в зависимости от обстоятельств, осуществить альтернативный выбор одного из навыков и его реализовать. Понятно, что бессознательный подход в таких случаях чреват ошибками.
 
Теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда «включить сознание» требуется в обязательном порядке, иначе высока вероятность ошибок.
 
Первая ситуация. Она описана выше и связана с изменением условий, в которых отрабатывались навыки. Например (очень полезный для большинства читателей пример!), у водителя сформировался летний стиль вождения автомобиля, но внезапно выпал первый снег. Если водитель, не «включив сознания», этого не учел и не изменил стиль вождения (не увеличил дистанцию, не снизил скорость, не стал тормозить ступенчато и др.), то он станет активным участником «дня жестянщика».
 
Вторая ситуация. Одними органами управления выполняются две процедуры, что достигается разным объемом или последовательностью действий. Например, открытие дверей в самолете. Естественно, у специалиста имеются и два вида сформировавшихся навыков. Какая и когда выполняется процедура, а, следовательно, какой вид навыков реализуется, зависит от обстоятельств. В этих случаях обязательно следует «включать сознание», поскольку высока вероятность при бессознательном подходе перепутать процедуры и несанкционированно выпустить трап. Поэтому данная рекомендация служит одним из важных инструментов защиты у бортпроводников от собственных ошибок, приводящих к несанкционированному выпуску трапа.
 
Третья ситуация. У специалиста сформировался и закрепился в процессе практики навык, но при освоении другой авиатехники этот навык не может быть использован и требуется сформировать новый. Пока последний не отработан, специалист все делает под контролем сознания. Но вот наступает момент, когда новый навык сформировался, но еще как следует не закрепился и не «подавил» старый. Поэтому в этих условиях старый навык иногда (при отсутствии сознательного контроля) может проявиться и привести к негативному результату. Поэтому надо знать о возможности «отрицательного переноса навыка» и волевым усилием долго сознательно контролировать выполняемые действия, т. е. постоянно «включать сознание».
 
Четвертая ситуация. Если авиатехника имеет эргономический недостаток, когда можно перепутать органы управления (например, тумблеры, педали и др.), «включать сознание» при взаимодействии с ними обязательно. В противном случае перепутывания не избежать.
Пятая ситуация. Если действие исключительно важное и цена ошибки чрезвычайно высокая, то выполнять его необходимо при обязательном контроле сознания. Уместно вспомнить здесь о высокоавтоматизированных самолетах, где навыки просты и быстро формируются, но допущенная ошибка имеет очень высокую цену, поэтому работа со всеми органами управления должна осуществляться при «включенном сознании» и под контролем непилотирующего летчика.
 
Таким образом, изменение условий деятельности или наличие альтернативных навыков требует при выполнении действий обязательного «включения сознания». В противном случае не избежать ошибок и их негативных последствий.
 
 Приведу пересказ со слов пассажирки, пострадавшей в авиакатастрофе в аэропорту Сургута 1 января 2011 г., опубликованный в «Новой газете» 07.01.2011.
 
«Самолет стоял. Люди уже разделись. Засунули свои норковые шубы в верхние ящики. Моя знакомая сидела в куртке рядом. Все уже пристегнулись. Когда завели двигатели, заорали «нанайцы», они сидели возле туалета и первые почувствовали дым. Сразу отрубился свет и стюардессы кричали «всем на пол». Запахло дымом. Моя знакомая оглянулась и увидела огонь. Пластик мгновенно весь загорелся. Наклонилась к полу и почувствовала, что потянуло свежим воздухом. Хотела уже ползти, но ей зажало ноги, потому что люди с задних кресел полезли прямо по головам впереди сидящих. По ней прошелся какой-то мужик. Короче, когда освободила ноги, полезла тоже через кресло на крыло, где открыли запасной выход (она удачно сидела – ряд рядом с крылом). Добравшись до выхода, её уже кто-то выдернул, а дальше с крыла её снял по лестнице работник аэропорта. Люди в панике прыгали с крыла, ломали ребра, ноги. Одна девушка выпрыгнула прямо из этого выхода на полосу. Кто-то потерял родственников. Кричал. Последние люди выходили уже с черными лицами. Паника. Шок. Отравились все абсолютно. Побежали сами в здание аэропорта. Кто босиком, кто раздетый...
 
Уже в здании аэропорта моя знакомая услышала взрыв. Смотреть не стала... А потом они все сидели в накопителе без еды до 18.00. Наша российская действительность: МЧС приехало поздно, скорых тоже не хватает. Не кормили. Дали только воды. Работники аэропорта выдали людям вещи, обувь, предложили зарегистрироваться на следующий рейс. Милиция переминалась с ноги на ногу и не знала, как взять со всех объяснительную. Главное ведь – бумажку! 
 
Моя знакомая поехала домой поесть, а потом в больницу, потому что ноги пострадали. А по поводу погибшей хочу сказать, что если бы все выходили друг за другом, а не создавали пробки, вытаскивая свои шубы, ноутбуки и другие ценные вещи, возможно, бесценная жизнь женщины была бы сохранена».
 
Эта информация дает обильную пищу для размышлений многим ведомствам, должностным лицам и простым гражданам. А если вернуться к теме статьи, можно сказать, что действия в подобной, исключительно стрессовой ситуации регулируются качественно иными механизмами – тут у кого-то «включается» что-то ранее якобы отсутствовавшее, а у кого-то наоборот – «отключается» даже то, чем он руководствовался всю свою предшествующую жизнь. Но и «включается», и «отключается» всё то же сознание.
 
В заключение продемонстрируем целесообразность пользования рекомендацией «включить сознание» в повседневной жизни. Так, в быту без «включения сознания» не следует выходить из дома, чтобы позже не мучить себя вопросами: выключен ли утюг, телевизор и т.д. Не следует забывать о включении сознания с возрастом, когда меняется осанка, появляется сутулость и шаркающая походка. Чтобы не попасть во власть этих признаков старения, автоматически приобретаемых с годами, необходимо включить сознание и контролировать собственную осанку, положение плеч и подъем ног при ходьбе. 



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer