Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Противники Муамара Каддафи сойдут с небес на землю


28 марта 2011 года Александр Габуев, Кирилл Белянинов, КоммерсантЪ


В операции против Муамара Каддафи наступил переломный момент. В выходные ливийские повстанцы при поддержке западной авиации наконец смогли развить успешное наступление и взять три важных города: Адждабию, Рас-Лануф и Брегу. Успехи сопутствуют коалиции и на дипломатическом фронте — после недельной дискуссии ответственность за операцию по обеспечению воздушной блокады Ливии все же согласилось взять на себя НАТО. Однако для свержения Муамара Каддафи этих успехов пока недостаточно, поэтому уже в ближайшее время операция может перейти в наземную фазу.

День великого перелома
 
Идущая уже вторую неделю бомбардировка Ливии силами международной коалиции в выходные дала первый серьезный результат — окопавшиеся в Бенгази повстанцы наконец-то смогли развить успешное наступление и двинуться в сторону Триполи. Перелом начался в субботу, когда войска национального переходного совета смогли взять соседний город Адждабию в 160 км к югу от революционной столицы. Предыдущие попытки взять этот ключевой в стратегическом отношении город с населением около 80 тыс. человек, открывающий дорогу на Триполи, закончились для повстанцев полным фиаско (см. "Ъ" от 23 марта). В нынешней победе решающую роль сыграл массированный авиаудар сил коалиции, которые уничтожали танки и БТР правительственных сил. В результате верные Каддафи части были вынуждены отступить, а повстанцы заняли, по сути, пустой город. 
 
После взятия Адждабии официальный представитель ливийской народной армии (так называют себя войска повстанцев) полковник Ахмед Бани заявил, что на этом силы революции не остановятся и в ближайшее время будут развивать наступление. Уже к вечеру повстанцы продвинулись еще дальше и заняли маленький городок Брега с населением около 10 тыс. человек, в котором расположен крупный НПЗ. А вчера победное наступление повстанцев на запад продолжилось и увенчалось взятием Рас-Лануфа, одного из крупнейших нефтяных портов на востоке страны, в котором также расположен крупный НПЗ с мощностью 220 тыс. баррелей в сутки. 
 
К вечеру ливийская народная армия смогла продвинуться еще дальше на запад, взяв городок Бен-Джавад в 50 км от Рас-Лануфа. До Триполи отсюда примерно 530 км по хорошей дороге, проходящей вдоль моря. Сегодня противники Каддафи планируют начать наступление на родной город полковника Сирт, находящийся в 150 км к западу от Бен-Джавада. 
 
Взятие трех ключевых городов на востоке страны, особенно Рас-Лануфа, резко укрепляет позиции повстанцев и национального переходного совета во главе с экс-министром юстиции Мустафой Мохаммедом Абдель-Джалилем. Дело в том, что теперь у оппозиционеров появляется возможность экспортировать нефть — к Рас-Лануфу подходят трубопроводы, соединяющие побережье с расположенными на востоке и контролируемыми повстанцами нефтегазоносными бассейнами Сирт, Киренаика и Куфра. Как заявил вчера официальный представитель национального переходного совета по вопросам экономики и нефти Али Тархуни, в течение этой недели повстанцы начнут экспортировать нефть на мировой рынок. "Мы производим сейчас 100-130 тыс. баррелей нефти в день и легко можем нарастить добычу до 300 тыс. баррелей",— заявил он. 
 
По словам господина Тархуни, правительство в Бенгази уже договорилось с Катаром о том, что эта страна займется продажей и маркетингом ливийской нефти. Организация поставок даст переходному совету финансовые ресурсы, необходимые для снабжения армии и организации мирной жизни на подконтрольной территории. По сути, даже если повстанцы не продвинутся на запад, они под прикрытием коалиции смогут сформировать экономически самодостаточный центр власти на востоке страны. 
 
На Сирт!
 
Останавливаться на достигнутом окрыленные успехом повстанцы не собираются. "В понедельник мы начнем наступление на Сирт. Если мы выдавим Каддафи из города, то это будет настоящий перелом — путь на Мисурату и Триполи будет открыт,— заявил вчера официальный представитель ливийской народной армии Мустафа Гериани.— Люди в Сирте уже восстали против Каддафи, осталось только разбить его силы в городе". 
 
Однако битва за Сирт явно не сложится для повстанцев так же легко, как победный марш последних двух дней. В отличие от Адждабии, Рас-Лануфа и Бреги, которые быстро перешли в руки революционеров в феврале и были утрачены ими в начале марта после контрнаступления правительственных сил, родной город полковника с начала революции еще ни разу ему не изменил. Дело в том, что значительную часть почти 140-тысячного населения составляют представители племени каддафа, к которому принадлежит и сам лидер ливийской джамахирии. Кроме того, за 42 года своего правления полковник не забывал о своей малой родине, активно инвестируя в развитие и благоустройство Сирта — одно время он даже планировал перенести туда столицу. Так что вряд ли повстанцам стоит рассчитывать на симпатии его жителей. 
 
Кроме того, в случае с Сиртом авиация коалиции, сыгравшая ключевую роль в недавних успехах повстанцев, окажется перед нелегким выбором. Если в случае с бомбардировками Адждабии, Рас-Лануфа и Бреги Франция, Великобритания и США могли объяснять свои действия защитой мирного населения, которая предписана им резолюцией 1973 СБ ООН, то в Сирте сложится прямо противоположная ситуация — в случае ударов по центру города пострадает мирное население. Именно поэтому до вчерашнего дня удары коалиции по Сирту имели точечный характер — бомбардировкам подвергались в основном военные объекты на периферии города. А без взятия Сирта о продвижении в сторону Триполи силам повстанцев, скорее всего, придется забыть. 
 
С небес на землю
 
В этих условиях коалиции предстоит определиться со стратегией дальнейших действий. Все большее количество экспертов полагает, что без наземной операции Муамара Каддафи свергнуть не удастся. "Если они поставили целью режим Каддафи свергнуть, то, наверное, без наземной фазы они не обойдутся",— заявил "Интерфаксу" начальник Генштаба РФ Николай Макаров. 
 
Пока что лидеры коалиции всячески отрицают планы по подготовке наземной операции. Шеф Пентагона Роберт Гейтс в интервью телеканалу CBS уже сказал, что вооруженные силы США участвовать в сухопутной операции в Ливии не будут. Правда, он оговорился, что Вашингтон может "создать условия" для действий других членов коалиции. О возможной высадке сил коалиции в Ливии в пятницу на закрытой встрече с лидерами конгресса упомянул и президент США Барак Обама. "Он заверил нас, что американские войска не будут участвовать во второй части операции в том смысле, что их ботинки не ступят на землю Ливии",— рассказал интернет-изданию Politico член комитета конгресса по разведке Датч Рупперсбергер. Однако появившийся в лексиконе политиков военных оборот "вторая фаза операции" уже говорит о многом. Еще красноречивее начавшаяся на прошлой неделе переброска в Средиземное море с военной базы в Виргинии более 4 тыс. военнослужащих десантной группы постоянной готовности Bataan и 22-го экспедиционного формирования корпуса морской пехоты ВМС США. 
 
Не исключено, что командование всей операцией против режима Каддафи в итоге ляжет на плечи НАТО. По крайней мере, в четверг альянс после недельных дискуссий согласился взять на себя командование операцией по созданию над Ливией бесполетной зоны. "Раньше против этой идеи выступал Париж, но теперь французы видят, что операция рискует затянуться, поэтому лучше разделить ответственность за все дальнейшие действия с НАТО",— поясняет источник "Ъ" в штаб-квартире альянса. 
 
Командовать операцией от НАТО будет канадец генерал-лейтенант Шарль Бушар, командные центры будут размещаться в Неаполе и Брюсселе. Вполне вероятно, что в ближайшее время функции этого командования будут расширены — вчера совет НАТО собрался на заседание в Брюсселе на уровне послов. По словам собеседника "Ъ", по итогам заседания может быть принято решение о распространении ответственности альянса на все компоненты военной операции. Следующий шанс обсудить стратегию появится у противников Каддафи уже завтра на конференции в Лондоне, куда прибудут представители Лиги арабских государств и всех стран, входящих в коалицию.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBwrGw
Объявление: https://youdo.com/lawyer/landlaw/salepurchase/, в Москве.
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/garbage/container/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer