Усилиями нескольких поколений у нас были заложены и развивались прочные традиции авиастроения, и нужно максимально использовать все имеющиеся возможности для подъёма отечественной авиации в условиях XXI века и требований сегодняшнего дня» (Владимир Путин, РИА «Новости»). О том, как дела в «авиационной державе» обстоят в реальности, рассказывают автору статьи рабочие Ульяновского завода «Авиастар» СП.
«Есть зарплата, ее даже несколько раз увеличивали, - говорит один из собеседников, - Только, вот, несмотря на увеличение, когда я несколько лет назад устраивался на завод, я получал больше». Причем, по словам рабочих, зарплата съедается не только инфляцией, но и «урезанием технологического времени» и прочими милыми штучками, которыми руководящие заводом эффективные менеджеры владеют достаточно хорошо. «Нами управляют экономисты, они умеют хорошо уменьшать издержки, причем за счет снижения зарплаты. Собственно это единственное, что они умеют!» – говорят работники завода.
Впрочем, эффективные менеджеры умеют еще кое-что. А именно эффективно увеличивать собственное поголовье. Так при Союзе, что на Ульяновском авиастроительном заводе, что по все отрасли в целом, трудилось в несколько раз меньше начальников, чем сейчас эффективных менеджеров (то, что в конце 1980-х годов четверть гражданских самолётов и 40 % военных самолётов мира производились в Советском Союзе, а ныне доля российских самолётов в мировом авиапарке снизилась до 2 %, случайное совпадение, не более того).
И напоследок, следует заметить, что параллельно росту эффективных управленцев прошло резкое сокращение других сотрудников. В том числе вспомогательных рабочих. К примеру, по словам электриков, если до этого корпус ОБЧ обслуживало 7 человек, то теперь двое. Возможно, эффективные руководители считают, что по подписанным ими бумагам, ток может идти также хорошо, как и по проводам.
Причем сокращают не только целыми профессиями, но и целыми учреждениями. Как говорят работники «Авиастара»: «при Союзе самолеты разрабатывались в специальном КБ, а затем пускались в серию, сейчас Московские КБ практически ликвидированы, в основном от них остались одни конторские здания, а площади сдаются в аренду, а менеджеры хотят от «Авиастара», что бы он совмещал и экспериментальное, и серийное производство, причем производство было рентабельным уже на экспериментальной стадии, а это невозможно!»
Однако в любом случае сейчас на «Авиастаре» есть заказ. Два самолета Ту-204СМ. Часть людей работает на них. Часть находится в простое, получает две трети заработка, и достаточно часто, доплату за то, что заменяют разнорабочих. Собственно разнорабочие в основном уже поувольнялись (при зарплате разнорабочего на «Авиастаре» менее 5 тысяч, это не удивительно).
Есть информация, что будущее завода обеспечено, поскольку Ульяновск собираются сделать авиационной столицей России, есть информация, что с 1 апреля в простой будет переведено еще больше рабочих, а так же запланированы сокращения.
Чему из этого верить каждый может решить сам, исходя из личного опыта наблюдения эффективности эффективного менеджмента, а также осознания факта, что среднемагистральный широкофюзеляжный самолёт (Ту-204СМ) является усовершенствованной версией самолётов Ту-204. Она была призвана сменить в авиакомпаниях устаревшие Ту-154.[« О мерах, принимаемых правительством Российской Федерации по обеспечению воздушного транспорта современными отечественными воздушными судами». — Минпромторг России, 23 декабря 2009 года.] Однако уже в начале 2010 года выведенные из эксплуатации авиакомпанией «Аэрофлот» самолёты этой марки планируется заменить (ну и уже заменяют) авиалайнерами A320 производства западноевропейской компании Airbus (Смена крыла. — Эксперт Online)



