Докладом The European Aviation Vision 2050 открылись вчера в Мадриде «Европейские авиационные дни» — довольно помпезное событие, которое раз в пять лет собирает ученых, отраслевых чиновников, бизнесменов не только из стран Евросоюза, но и из-за океанов. «Концепцию-2050» по поручению властей ЕС разработала комиссия высокопоставленных авиаторов и авиастроителей, включая руководителей Европейского авиационно-космического холдинга EADS и его дочернего концерна Airbus. Президент Airbus Томас Эндерс в общих чертах обрисовал на конференции будущее устройство гражданской авиации на континенте.
По его словам, в 2050 году над ЕС пролетят 16 млрд пассажиров (сейчас 2,5 млрд в год) и 400 млн тонн грузов. При этом ущерб от авиации для экологии будет радикально сокращен. По прогнозам, авиационные двигатели к этому времени будут выбрасывать на 90% меньше окислов азота, на 75% — углекислого газа, а шумовой эффект снизится на 65%. Концепция подразумевает, что самолеты в Европе станут летать быстрее и пунктуальнее. Путешественники внутри Европы способны будут завершить свою поездку «от двери до двери» в пределах четырех часов. Время прибытия самолетов не будет отклоняется от расчетного более чем на одну минуту в любую погоду.
Авторы концепции уверены, что к 2050 году «инновационная, устойчивая и высококонкурентная европейская авиастроительная индустрия закрепит за собой роль мирового лидера». Предполагается, что в целом европейский авиапром будет контролировать более 40% мирового авиарынка. А процесс проектирования летательных аппаратов станет значительно дешевле. В частности, расходы на сертификацию новых образцов техники авторы доклада надеются за 40 лет сократить вдвое.
Россия в документе отдельно не упоминается, если не считать короткого пассажа во вступительной части, описывающей расстановку экономических сил в мире 2050 года: «Европа наряду с США является теперь одним из экономических моторов, так же как Бразилия, Россия, Индия и Китай».
У России между тем нет концепции развития собственного авиатранспорта, а также и взаимодействия с соседями на срок, хотя бы приблизительно сопоставимый с тем, на который замахнулись авторы европейской концепции. Авиаперевозки планируются у нас в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» на 2010–2015 годы, которую правительство последний раз уточняло своим постановлением в прошлом году. Авиастроители только разрабатывают собственную стратегию развития до 2020 года.
«У нас совершенно разное отношение общества к долговременным планам, — считает главный редактор отраслевого журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. — В России проекты на дальнюю перспективу вызывают недоверие, вполне обоснованное, принимая во внимание те случаи в прошлом, когда жизнь тут полностью опрокидывала предначертанные планы». Синицкий подчеркнул, что будущее российской авиационной отрасли, несомненно, лежит в направлении интеграции с европейской, однако предсказать темп этого сближения исключительно трудно.



