Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Созвездие дракона


5 марта 2011 года Ирина Якутенко, Lenta.ru


Если открыть ленту космических новостей практически любого издания, то о чем можно в ней прочесть? Чаще всего там встречаются новости о быте обитателей МКС, о запусках к станции российских "Союзов" и американских шаттлов, а также о стартах спутников и собранных различными исследовательскими зондами данных. Но очень может быть, что скоро в новостях о космосе будут постоянно фигурировать такие экзотические названия, как "Шэнчжоу" или "Тяньгун" - Китайская народная республика с устрашающей скоростью рвется в космос. И пока большую часть задуманного Поднебесной удавалось реализовать.

Китайская космическая программа стартовала в 1956 году, и ее первой целью был вывод на орбиту спутника к 10-летней годовщине образования КНР, а заодно разработка баллистических ракет, способных дать достойный ответ на возможную ядерную атаку со стороны капиталистического Запада. Отправить в космос спутник в 1959 году Китаю не удалось, но в 1960 году состоялся успешный запуск первой китайской баллистической ракеты DF-1, которая была практически точной копией советской ракеты Р-2.
 
Первое время все космические разработки Поднебесной были исключительно военными, но, начиная с 1968 года, страна вплотную занялась мирным космосом. В том году был создан Исследовательский институт космической медицины и инженерии (сейчас он называется Центр научно-исследовательской подготовки китайских космонавтов) и начался отбор кандидатов в тайконавты - китайский аналог космонавтов.
 
Первый китайский спутник появился на земной орбите уже в 1970 году - аппарат назывался "Донг фан хун 1" (Dong Fang Hong 1 - Красный Восток) и в его задачу входила трансляция песни о Великом Кормчем Мао. В последующие годы Поднебесная запустила еще несколько спутников, но, по сравнению с космическими программами СССР и США, достижения китайской космонавтики выглядели бледно. В КНР рассматривались планы по организации пилотируемых полетов, однако до середины 90-х годов прошлого века их реализация представлялась сомнительной.
 
В 1994 году КНР купила у России некоторые технологии, разработанные еще в середине XX столетия и используемые для производства знаменитых "Союзов" - самых надежных из существующих космических кораблей. Через пять лет - к 50-летнему юбилею КНР - состоялся первый запуск космического корабля "Шэнчжоу-1" (Shenzhou-1 - "Небесная ладья"), на котором в то время пока еще не было людей. Корабль пробыл в космосе 21 час. В 2001 году на борту второй "Небесной ладьи" в космос отправились собака, обезьяна, кролик, мыши, клетки и образцы тканей еще почти сотни животных и растений, а также микроорганизмы.
 
Два следующих корабля доставили на орбиту манекены людей в натуральную величину. Наконец, в 2003 году произошло событие, к которому страна готовилась все это время - на борту корабля "Шэнчжоу-5" в космос отправился китайский тайконавт Ян Ливей (Yang Liwei). Миссия продлилась 21 час 22 минуты, и за это время пятая "Небесная ладья" совершила 14 витков вокруг Земли.
 
По сравнению с рекордами пребывания в космосе, поставленными советскими и американскими космонавтами и астронавтами (например, Валерий Поляков непрерывно находился на орбите 437 дней), полтора часа не кажутся чем-то значительным. И тем не менее, Китай доказал свое право вступить в элитарный клуб государств, способных самостоятельно запустить человека в космос.
 
 
Вторая китайская пилотируемая миссия состоялась в 2005 году, и на этот раз полет продлился пять дней. Во время третьего запуска тайконавтов на орбиту в 2008 году один из них - Чжай Чжиган (Zhai Zhigang) - впервые в истории китайской космической программы совершил выход в открытый космос. Прогулка за бортом “Шэнчжоу 7” продолжалась четверть часа, хотя изначально планировалось, что Чжиган проведет в космосе 40 минут.
 
Пилотируемые полеты - это часть масштабной китайской программы освоения космоса, включающей создание собственной орбитальной станции, отправку пилотируемой миссии на Луну и освоение Марса. В настоящее время Поднебесная разрабатывает все эти направления, и по некоторым уже добилась заметных результатов.
 
Лунная программа
Лунная программа стартовала в 2007 году, когда к земному спутнику был отправлен зонд "Чанъэ-1" (Chang'e-1 – название происходит от имени одной из богинь китайского эпоса). Он провел на орбите Луны 16 месяцев и завершил свою миссию второго марта 2009 года, врезавшись в поверхность спутника. На основании собранных спутником данных китайские специалисты составили топографическую карту лунной поверхности и карту распределения на Луне некоторых химических веществ.
 
Второй китайский лунный зонд "Чанъэ-2" был запущен первого октября 2010 года. Изначально предполагалось, что он будет копией своего предшественника, но позже в его конструкцию были внесены заметные изменения. Аппарат обращается по орбите высотой сто километров, изучает поверхность земного спутника и заодно подыскивает место для посадки китайского лунного зонда "Чанъэ-3", который будет исследовать Луну "органолептически".
 
Запуск третьей "богини" намечен на 2013 год, и в начале марта представители китайской ракетно-космической отрасли сообщили о начале строительства аппарата. "Чанъэ-3" доставит на поверхность спутника шестиколесный луноход, который должен будет в течение трех месяцев собирать информацию о Луне. Энергия для работы лунохода будет поступать от распада радиоактивных изотопов.
 
За роботом на земной спутник отправятся люди - пилотируемый полет к Луне запланирован на 2017 год. Тайконавты, из которых будет набираться экипаж для этой миссии, уже приступили к тренировкам.
 
Орбитальная станция
Первый модуль МКС был отправлен в космос в 1998 году, а завершить эксплуатацию станции планируется в 2025 году. Китай не является постоянным участником программы Международной космической станции - в 2011 году Поднебесная намерена обзавестись собственным орбитальным "домом". Изначально предполагалось, что первый лабораторный модуль будущей станции под названием "Тяньгун-1" (Tiangong-1, или "Небесный дворец") отправится в космос в конце 2010 года, но позже дата старта была перенесена на вторую половину 2011 года.
 
Впоследствии с "дворцом" должны последовательно стыковаться космические корабли "Шэнчжоу" с номерами с восьмого по десятый. "Шэнчжоу-9" и "Шэнчжоу-10" доставят к модулю "Тяньгун-1" по два или три тайконавта. К 2020 году внутреннее пространство станции будет расширено еще одним лабораторным и одним основным модулями. Китайский аналог МКС должен проработать на орбите не меньше десяти лет.
 
Освоение Марса
Китайский исследовательский зонд должен стартовать к орбите Марса в ноябре 2013 года. Его конструкция будет напоминать конструкцию лунных зондов, причем представители китайской космонавтики особенно отмечают, что все научные приборы будут изготовлены в Поднебесной. Если китайские инженеры не успеют закончить все работы к концу 2013 года, то следующее благоприятное время для запуска, когда орбиты Земли и Марса будут максимально близки, представится в 2016 году.
 
Ведущий конструктор китайских лунных аппаратов Е Пэйцзянь (Ye Peijian) уточнил, что планы по запуску марсианского зонда еще должны пройти согласование в правительстве страны. А вот запуск марсианского зонда "Инхо-1" (Yinghuo-1) уже полностью согласован и намечен на ноябрь 2011 года. В космос аппарат должна вывести российская ракета-носитель - напарницей "Инхо-1" будет межпланетная станция "Фобос-грунт", запуск которой изначально был запланирован на 2009 год.
 
Чтобы осуществить все эти планы, а также проводить многочисленные запуски спутников, Китаю нужно несколько космических площадок. В настоящее время Поднебесная располагает тремя космодромами, а к 2013 году их количество должно вырасти до четырех. Строительство новой космической гавани началось 14 сентября 2009 года. Космодром будет расположен на острове Хайнань в 19 градусах к северу от экватора. Космический порт на столь низких широтах позволит Китаю снизить затраты при отправке аппаратов за пределы Земли.
 
Конечно, Китай - не единственная держава, которая стремится покорить космос. Признанные лидеры - России и США - регулярно проводят запуски кораблей и исследовательских аппаратов, Европа постоянно отправляет своих астронавтов на орбиту и запускает в небо спутники. В затылок этим странам дышит Индия, лунный зонд которой вошел в число аппаратов, обнаруживших воду на земном спутнике. О наличии космических амбиций уже объявили многие другие развивающиеся государства - подробнее об этом можно прочитать тут. Кроме того, пока КНР заимствует многие технологии у России - "Небесная ладья" во многом скопирована с "Союза", а китайские скафандры являются несколько модифицированными версиями отечественных "Соколов".
 
И все-таки, бурное развитие китайской космонавтики заставляет предположить, что в обозримом будущем КНР может стать очень серьезным соперником в космической гонке, которая, хотя и не объявлена официально, но, тем не менее, продолжается.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer