Ан-148 разбился около 11.00 возле села Гарбузово Алексеевского района Белгородской области. По свидетельству очевидцев, огромная машина, пролетев над местной школой, упала возле речки Черная Калитва и взорвалась. Обломками самолета разрушило дачный дом, принадлежащий, по предварительным данным, главному редактору воронежской областной газеты «Коммуна» Виктору Руденко (журналист не был доступен для комментариев — его мобильный телефон не отвечал). По предварительным данным, из местных жителей никто не пострадал. Зато погибли все семь человек, находившихся на борту Ан-148.
Ан-148 — украинско-российский ближнемагистральный пассажирский самолет, рассчитан на перевозку от 70 до 99 пассажиров. Максимальная дальность полета — 4400 км, дальность— 6240 км, крейсерская скорость — 800–870 км/ч. Пока единственным российским эксплуатантом лайнера является авиакомпания «Россия». Парк самолетов Ан-148 перевозчика состоит из шести Ан-148–100. Портфель заказов — более 100 твердых заказов от российских и иностранных авиакомпаний и государственных структур (Минобороны, МЧС).
Среди погибших — известные на всю страну пилот-испытатель и штурман-испытатель Воронежского авиазавода (ВАСО, выпускает Ан-148) Юрий Зубрицкий и Владимир Ясько, а также два пилота из Мьянмы. СКР возбудил уголовное дело по статье 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»).
Подробности трагедии рассказал советник гендиректора ВАСО, депутат Госдумы Сергей Гаврилов. По его словам, Ан-148 совершал не испытательный, а именно тренировочный полет. «Представители Мьянмы учились летать на наших машинах именно на ВАСО, хотя обычно подобные тренировки проходят на базе КБ Антонова на Украине. Механическая неисправность как причина трагедии, по предварительным данным, практически исключена. Машины уже были испытаны и протестированы, неполадки там крайне маловероятны»,— отметил господин Гаврилов. Он исключил и ошибки со стороны российских летчиков. «Зубрицкий был пилотом экстра-класса, известным на всю страну испытателем. Таких профессионалов единицы»,— отметил он.
Источники в ВАСО отмечают, что представители азиатского государства не имели должной подготовки для полетов, в частности, не проходили курсы на специальных тренажерах. "Возможно, один из них допустил сваливание самолета с эшелона в штопор", — отметил "Ъ" источник. Он предположил, что такие нарушения были допущены из соображений экономии. «Мьянма требовала от производителей быстрого и качественного результата — нашим пришлось экономить»,— отметил собеседник “Ъ”, пожелавший остаться неназванным. Пилоты, опрошенные “Ъ”, вообще считают большой ошибкой эксплуатацию самолета смешанным, как в последнем случае, экипажем. «Не исключено, что к трагедии могли привести несогласованные действия пилотов из разных стран, которые элементарно могли не понимать друг друга»,— отметил один из них.
Разбившийся Ан-148 был частью контракта на поставку двух таких машин, предназначенных для военно-транспортных целей, заключенного между Объединенной авиастроительной корпорацией и правительством Мьянмы. Каталожная стоимость одной машины варьируется от $23 млн до $26 млн в зависимости от комплектации.
С начала эксплуатации (декабрь 2009 года) Ан-148 стал одним из самых востребованных отечественных самолетов. Совокупный портфель заказов от российских и иностранных авиакомпаний и государственных структур (Минобороны, МЧС) — порядка 174 самолетов. Стартовый заказчик на Украине — «Аэросвит», в России — авиакомпания «Россия». Контракт на шесть самолетов плюс девять опцион был заключен ИФК и ГТК «Россия» на МАКС-2009. Предположительная сумма контракта — $120 млн. Соглашение по первым шести Ан-148 было полностью выполнено в 2010 году. Вторым эксплуатантом самолетов в России будет авиакомпания «Полет», которая получит первый Ан-148 в мае. Предварительные договоренности о поставке этих самолетов достигнуты с авиакомпаниями S-7, «Владивосток Авиа», «Саратовские авиалинии». Интерес к Ан-148 проявили в российском МЧС (12 ноября ведомство оформило заказ на два самолета). Переговоры по поставкам велись с управлением делами президента РФ, МВД и Минобороны РФ, которое планировало закупить два самолета Ан-148. Основным рынком сбыта за рубежом для Ан-148 эксперты называют страны Ближнего Востока, Латинской Америки. Предварительные договоренности российскими и украинскими компаниями по продаже самолетов были достигнуты с Ираном, Кубой и Венесуэлой.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров в эфире "Коммерсантъ FM" рассказал о возможных причинах крушения Ан-148 и о его последствиях.
— Вам известны случаи отказа техники самолетов Ан—148?
— В целом Ан—148 зарекомендовал себя как хорошая машина, во всяком случае, это очень современный самолет с хорошими лётно-техническими характеристиками. Но, к сожалению, имеют место производственные недостатки. На авиазаводе ВАСО не смогли наладить нормальное современное производство этих самолетов и строят его по-старинке. Поэтому периодически выявляются производственные недоработки. Это очень плохо сказывается не только на имидже самого самолета, но и на его эксплуатации.
— Эта авария может повлиять на контракт с Мьянмой, которая заказала 2 таких машины?
— В первую очередь хочется сказать по данной катастрофе. По имеющейся у меня пока неподтвержденной информации, за штурвалом самолета находился пилот ВВС Мьянмы. Это был, я так понимаю, не столько испытательный, сколько учебный полет, что, возможно, было сделано в нарушение инструкций. Если это подтвердится, тут уже вопрос следствия, разбора ситуации в самой Мьянме. Если это было так, то это недопустимо — обучать пилотов без предварительной подготовки на тренажерах.
— То есть вы полагаете, что он не прошел никакой подготовки?
— Я полагаю, что на эту подготовку у него просто не было времени, я уже не говорю про отсутствие тренажеров, учебных баз и всего остального. Вряд ли он мог пройти необходимое число часов подготовки на земле.
— Как подобные ЧП могут сказаться на репутации самолета, производства на международном рынке?
— Несомненно, катастрофа скажется отрицательно на репутации этого самолета, и не только на ней, но и на репутации вообще российского авиапрома. Это еще раз иллюстрирует то состояние, ту деградацию авиационной промышленности, которую мы наблюдали в течение последних 20 лет. Западные потенциальные заказчики сделают соответствующие выводы и более настороженно будут относиться не только к самолетам Ан—148, но и к другим нашим перспективным проектам. В том числе и к самолету Superjet 100.
— Сколько стоит один самолет Ан—148?
— По разным данным, порядка $23 млн.



