Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Учебный полет закончился катастрофой


5 марта 2011 года Всеволод Инютин, Екатерина Соболь, КоммерсантЪ


В субботу в Белгородской области во время учебного полета разбился самолет Ан-148, который Россия в ближайшее время должна была поставить ВВС Мьянмы. Погибли семь человек, в том числе два пилота из страны-заказчика. Предполагается, что катастрофа произошла в тот момент, когда один из них управлял самолетом.

Ан-148 разбился около 11.00 возле села Гарбузово Алексеевского района Белгородской области. По свидетельству очевидцев, огромная машина, пролетев над местной школой, упала возле речки Черная Калитва и взорвалась. Обломками самолета разрушило дачный дом, принадлежащий, по предварительным данным, главному редактору воронежской областной газеты «Коммуна» Виктору Руденко (журналист не был доступен для комментариев — его мобильный телефон не отвечал). По предварительным данным, из местных жителей никто не пострадал. Зато погибли все семь человек, находившихся на борту Ан-148.
 
Ан-148 — украинско-российский ближнемагистральный пассажирский самолет, рассчитан на перевозку от 70 до 99 пассажиров. Максимальная дальность полета — 4400 км, дальность— 6240 км, крейсерская скорость — 800–870 км/ч. Пока единственным российским эксплуатантом лайнера является авиакомпания «Россия». Парк самолетов Ан-148 перевозчика состоит из шести Ан-148–100. Портфель заказов — более 100 твердых заказов от российских и иностранных авиакомпаний и государственных структур (Минобороны, МЧС).
 
Среди погибших — известные на всю страну пилот-испытатель и штурман-испытатель Воронежского авиазавода (ВАСО, выпускает Ан-148) Юрий Зубрицкий и Владимир Ясько, а также два пилота из Мьянмы. СКР возбудил уголовное дело по статье 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»).
 
Подробности трагедии рассказал советник гендиректора ВАСО, депутат Госдумы Сергей Гаврилов. По его словам, Ан-148 совершал не испытательный, а именно тренировочный полет. «Представители Мьянмы учились летать на наших машинах именно на ВАСО, хотя обычно подобные тренировки проходят на базе КБ Антонова на Украине. Механическая неисправность как причина трагедии, по предварительным данным, практически исключена. Машины уже были испытаны и протестированы, неполадки там крайне маловероятны»,— отметил господин Гаврилов. Он исключил и ошибки со стороны российских летчиков. «Зубрицкий был пилотом экстра-класса, известным на всю страну испытателем. Таких профессионалов единицы»,— отметил он.
 
Источники в ВАСО отмечают, что представители азиатского государства не имели должной подготовки для полетов, в частности, не проходили курсы на специальных тренажерах. "Возможно, один из них допустил сваливание самолета с эшелона в штопор", — отметил "Ъ" источник. Он предположил, что такие нарушения были допущены из соображений экономии. «Мьянма требовала от производителей быстрого и качественного результата — нашим пришлось экономить»,— отметил собеседник “Ъ”, пожелавший остаться неназванным. Пилоты, опрошенные “Ъ”, вообще считают большой ошибкой эксплуатацию самолета смешанным, как в последнем случае, экипажем. «Не исключено, что к трагедии могли привести несогласованные действия пилотов из разных стран, которые элементарно могли не понимать друг друга»,— отметил один из них.
 
Разбившийся Ан-148 был частью контракта на поставку двух таких машин, предназначенных для военно-транспортных целей, заключенного между Объединенной авиастроительной корпорацией и правительством Мьянмы. Каталожная стоимость одной машины варьируется от $23 млн до $26 млн в зависимости от комплектации.
 
С начала эксплуатации (декабрь 2009 года) Ан-148 стал одним из самых востребованных отечественных самолетов. Совокупный портфель заказов от российских и иностранных авиакомпаний и государственных структур (Минобороны, МЧС) — порядка 174 самолетов. Стартовый заказчик на Украине — «Аэросвит», в России — авиакомпания «Россия». Контракт на шесть самолетов плюс девять опцион был заключен ИФК и ГТК «Россия» на МАКС-2009. Предположительная сумма контракта — $120 млн. Соглашение по первым шести Ан-148 было полностью выполнено в 2010 году. Вторым эксплуатантом самолетов в России будет авиакомпания «Полет», которая получит первый Ан-148 в мае. Предварительные договоренности о поставке этих самолетов достигнуты с авиакомпаниями S-7, «Владивосток Авиа», «Саратовские авиалинии». Интерес к Ан-148 проявили в российском МЧС (12 ноября ведомство оформило заказ на два самолета). Переговоры по поставкам велись с управлением делами президента РФ, МВД и Минобороны РФ, которое планировало закупить два самолета Ан-148. Основным рынком сбыта за рубежом для Ан-148 эксперты называют страны Ближнего Востока, Латинской Америки. Предварительные договоренности российскими и украинскими компаниями по продаже самолетов были достигнуты с Ираном, Кубой и Венесуэлой.
 
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров в эфире "Коммерсантъ FM" рассказал о возможных причинах крушения Ан-148 и о его последствиях.
 
— Вам известны случаи отказа техники самолетов Ан—148?
 
— В целом Ан—148 зарекомендовал себя как хорошая машина, во всяком случае, это очень современный самолет с хорошими лётно-техническими характеристиками. Но, к сожалению, имеют место производственные недостатки. На авиазаводе ВАСО не смогли наладить нормальное современное производство этих самолетов и строят его по-старинке. Поэтому периодически выявляются производственные недоработки. Это очень плохо сказывается не только на имидже самого самолета, но и на его эксплуатации.
 
— Эта авария может повлиять на контракт с Мьянмой, которая заказала 2 таких машины?
 
— В первую очередь хочется сказать по данной катастрофе. По имеющейся у меня пока неподтвержденной информации, за штурвалом самолета находился пилот ВВС Мьянмы. Это был, я так понимаю, не столько испытательный, сколько учебный полет, что, возможно, было сделано в нарушение инструкций. Если это подтвердится, тут уже вопрос следствия, разбора ситуации в самой Мьянме. Если это было так, то это недопустимо — обучать пилотов без предварительной подготовки на тренажерах. 
 
— То есть вы полагаете, что он не прошел никакой подготовки?
 
— Я полагаю, что на эту подготовку у него просто не было времени, я уже не говорю про отсутствие тренажеров, учебных баз и всего остального. Вряд ли он мог пройти необходимое число часов подготовки на земле.
 
— Как подобные ЧП могут сказаться на репутации самолета, производства на международном рынке?
 
— Несомненно, катастрофа скажется отрицательно на репутации этого самолета, и не только на ней, но и на репутации вообще российского авиапрома. Это еще раз иллюстрирует то состояние, ту деградацию авиационной промышленности, которую мы наблюдали в течение последних 20 лет. Западные потенциальные заказчики сделают соответствующие выводы и более настороженно будут относиться не только к самолетам Ан—148, но и к другим нашим перспективным проектам. В том числе и к самолету Superjet 100.
 
— Сколько стоит один самолет Ан—148?
 
— По разным данным, порядка $23 млн.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBwZ9p
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/city/materials/metal/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer