Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воин и учитель


12 апреля 2011 года Кирилл Белов, ВПК


Израиль принял окончательное решение удалить из рядов своей авиации американские штурмовики Douglas A-4 Skyhawk. Один из символов израильских ВВС уступит свое место легкого ударного и тренировочного самолета более современному собрату по учебно-боевой когорте.

Несущий элемент конструкции
 
Практически все израильские летчики в сущности начинали свой боевой путь со «Скайхоков». Эта машина является для них чем-то вроде последнего учебно-боевого рубежа. Злые языки даже язвят, что в числе пилотов этих штурмовиков надолго задерживаются только совсем уж безнадежные кадры, которых не получилось продвинуть на более сложную и важную технику: в 70-е годы – на «Миражи» и «Фантомы», позже – на F-16 и F-15.
 
Представляется, что этот взгляд на вещи ошибочен и даже в чем-то оскорбителен. Пилоты «Скайхоков» прекрасно показывали себя в боевых операциях ВВС Израиля, который был крупнейшим оператором этих систем, не считая, собственно, Соединенных Штатов. С 1966 года Тель-Авив закупил 217 таких машин плюс еще 46 было передано ему «из наличия» ВВС и авиации корпуса морской пехоты США в порядке компенсации крупных потерь во время «войны Судного дня» 1973 года (их в спешном порядке доставили в Левант на борту авианосца «Индепенденс»). Кстати, в той войне Израиль, только по официальным данным, потерял свыше сотни самолетов и как раз половина из них – «Скайхоки».
 
После принятия на вооружение более современных ударных машин «Скайхоки» потихоньку отошли на второй план, сосредоточившись главным образом на учебно-тренировочных задачах, которыми они и занимались до недавнего времени.
 
Осенью 2008 года в Израиле разразился скандал. В процедурах сервисного обслуживания «Скайхоков», писала газета «Га'арец», были выявлены крупные нарушения, связанные с сокрытием неработоспособности отдельных узлов и блоков, в частности проблем с высотомерами и автопилотом. Доходило до того, что механические повреждения на колесах шасси и их шинах приказывали закрашивать, а не латать и заделывать.
 
 
Ни одна машина не попала в связи с этими бездумными «мерами» в аварию и не пострадала, однако принимая во внимание солидный возраст учебных штурмовиков, командование ВВС Израиля «посадило» самолеты на аэродромы. В декабре 2008 года было официально объявлено о том, что «Скайхоки» выведут из летного состава и заменят более современными самолетами, способными одинаково успешно выполнять как учебно-тренировочные задачи, так и функции легкого штурмовика на поле боя.
 
Претенденты в очереди
 
Кандидаты на замену «Скайхоков» поначалу представляли собой весьма разношерстный зоопарк самолетов крайне различного генезиса и тактико-технических данных. Среди них был американский учебно-тренировочный T-45S Goshawk разработки «Боинга», итальянский M.346 от «Финмекканики», американо-корейский сверхзвуковик T-50 Golden Eagle и даже переоснащенная двухместная версия истребителя F-16B Fighting Falcon.
 
От переделки «Файтинг Фэлконов» отказались почти сразу: уж слишком сложен F-16 в роли учебно-тренировочного самолета. Кроме того, сказался и фактор затрат. Недолго продержался в кандидатах и «Госхок»: хорошая машина, под которую США готовы были верстать пакет военной помощи Израилю, тем не менее не обладала развитыми способностями к «побочному» (читай – чисто ударному) применению. А израильские ВВС очень ценили ударные возможности «Скайхоков» и требовали от его сменщиков не только тренировочных, но и боевых доблестей.
 
Итальянский M.346 – вообще машина интересная. Это близкий родственник российского учебно-боевого самолета Як-130, однако же с не вполне уверенной реализацией ударных функций. В 90-е годы этот «эмигрант» разрабатывался фирмой «Аэромакки» совместно с ОКБ Яковлева и при участии нижегородского авиастроительного завода «Сокол». Однако уже в 2000-м «Аэромакки» отказалась от совместного проекта, стороны оставили друг другу комплекты документации и принялись делать свои машины самостоятельно. Собственно, так и появился Як-130, ныне определенный ВВС России в качестве основной учебно-боевой машины. Итальянский же его «кузен» взлетел только в 2004 году.
 
Результат вышел не то чтобы сильно блестящий: отечественный Як-130 демонстрирует более развитый набор возможностей, причем как тренировочных, так и чисто ударных. Российский самолет отличается наиболее развитым комплексом БРЭО и может применять более широкий спектр управляемого вооружения. Кстати сказать, открытая архитектура БРЭО позволяет сравнительно несложно организовать и использование с Як-130 западного управляемого ракетного оружия – как минимум в том наборе, который штатно несет M.346.
 
Однако именно M.346 в ноябре 2010 года вошел в шорт-лист из двух кандидатов на место «Скайхока». Пару ему составил T-50 Golden Eagle, разработанный южнокорейской фирмой Korean Aerospace Industries (KAI) совместно с американской Lockheed Martin.
 
Американо-корейская машина имеет ряд характерных отличий. Во-первых, она сверхзвуковая: на форсаже способна давать полтора Маха в отличие от трансзвукового M.346. (Кстати сказать, китайский учебный истребитель L-15, очень сильно смахивающий на своих прямых конкурентов Як-130 и M.346, тоже спроектирован сверхзвуковым.) Во-вторых, в комплексе бортового вооружения и БРЭО «Золотого Орла» можно применять весьма богатый набор УРО. Среди ракет «воздух-воздух» здесь и стандартные AIM-9 Sidewinder, но и более современные AIM-120 AMRAAM, которые нельзя запускать с «итальянца». Среди ударного вооружения, помимо дежурных AGM-65 Maverick, есть и образцы поинтереснее. Например, бортовой комплекс T-50 позволяет успешно применять управляемые боеприпасы системы JDAM, а также корректируемые авиабомбы с лазерным наведением.
 
Израиль наращивает свое присутствие на рынке оборонных технологий Южной Кореи, и в связи с этим выбор T-50 в качестве замены для «Скайхоков» представляется весьма вероятным – в рамках укрепления двустороннего военно-технического сотрудничества. Не пройдет копеечка и мимо американских бюджетов за счет участия в сделке «Локхида». Так что шансы трансокеанского консорциума на замещение своими машинами старичков «Скайхоков» представляются несколько более предпочтительными.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer