Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Во всех диапазонах


15 апреля 2011 года Виктор Худолеев, Красная Звезда


Как показали последние военные события в Ливии, новейшие радиоэлектронные средства вооружённых сил стран НАТО способны полностью подавить системы управления войсками и оружием противника, в частности парализовать его ПВО и коммуникации. Это в очередной раз доказывает, что достижение превосходства в управлении боевыми действиями в современных условиях оказывает определяющее влияние на достижение целей войны. И в этой сфере радиоэлектронная борьба имеет приоритетное значение. В ближайшее время качественные изменения в развитии сил и средств РЭБ должны обеспечить её перерастание в специфический основной вид боевых действий, который во многом будет определять ход и исход противоборств.

То, что радиоэлектронная борьба стала приоритетной и ключевой составляющей вооружённой и информационной борьбы XXI века, нашло закономерное отражение и в развитии войск РЭБ в Вооружённых Силах РФ. Так, все мероприятия оперативной и боевой подготовки войск проводятся с обязательным привлечением сил и средств РЭБ, в частности, для обучения действиям в сложной помеховой обстановке.
 
Об истории создания и некоторых аспектах строительства войск РЭБ в новом облике нашей армии читателям «Красной звезды» рассказывает начальник войск радиоэлектронной борьбы Вооружённых Сил РФ генерал-майор Олег ИВАНОВ.
 
Начало становления и развития РЭБ в России неразрывно связано с Русско-японской войной 1904-1905 годов, когда впервые в мировой истории силами Тихоокеанского флота под командованием адмирала С.О. Макарова был сделан практический шаг к ведению радиоэлектронной борьбы в боевых действиях на море. Среди событий тех лет особо следует выделить дату - 15 апреля 1904 года. В этот день во время обстрела японскими крейсерами внутреннего рейда г. Порт-Артур русский броненосец «Победа», создавая помехи своей радиостанцией, сорвал корректировку огня японских кораблей. Именно этот исторический факт, подтверждённый как российскими, так и японскими архивными документами, открыл эпоху РЭБ в военном деле и явился прообразом РЭБ в современном её понимании.
 
Более интенсивно радиопомехи начали применяться в ходе Первой мировой войны. Радиопомехи создавались с целью нарушения радиосвязи между штабами армий, корпусов и дивизий, а также между военными кораблями. Однако применялись они эпизодически, так как воюющие стороны отдавали предпочтение перехвату радиопередач, а не их срыву.
 
В годы Второй мировой войны РЭБ приобрела двусторонний характер. Так, ВВС и ПВО Германии и Великобритании широко применяли активные и пассивные помехи, а также эффективно осуществляли различные способы защиты от них. Уинстон Черчилль особо выделил новую сферу противоборства воюющих сторон, назвав её в своих мемуарах «Битвой лучей».
 
Широкое применение радиопомех нашими войсками способствовало успеху ряда сражений, военных действий на суше, в воздухе и на море. В результате обобщения опыта создания радиопомех на начальном этапе Великой Отечественной войны возникла объективная необходимость создания специальных частей радиопомех. 16 декабря 1943 года Государственный Комитет Обороны подписал Постановление «Об организации в Красной Армии специальной службы по забивке немецких радиостанций, действующих на поле боя», в соответствии с которым были сформированы первые части радиопомех - 130-й, 131-й, 132-й и впоследствии 226-й отдельные радиодивизионы специального назначения. За годы войны ими была сорвана передача более 24 тысяч радиограмм, накоплен большой опыт ведения разведки и создания радиопомех, а также защиты своих радиосредств от помех противника.
 
В послевоенные годы РЭБ развивалась семимильными шагами. Катализатором её развития послужили локальные войны и вооружённые конфликты 50 - 70-х годов прошлого века. Политическое и военное руководство СССР в этот период шло в ногу с магистральным направлением развития радиоэлектронной борьбы в вооружённых силах развитых стран мира.
 
Массовое применение средств радиоэлектронной борьбы армией США во Вьетнаме (60-е годы прошлого века) привело к необходимости более детального изучения средств РЭБ стран НАТО и изысканию новых способов защиты радиоэлектронных средств от радиопомех и ударов управляемых ракет, к разработке новых отечественных средств радиоэлектронного подавления.
 
В этот период начинает создаваться научный и военно-промышленный комплексы по научному обоснованию и разработке специальных средств разведки и помех. В качестве базового научного комплекса был сформирован 21-й Научно-исследовательский испытательный центр РЭБ.
 
С целью совершенствования практических навыков по слаживанию работы командования и органов управления при организации и ведении РЭБ, по боевому применению создаваемых комплектов сил и средств радиоэлектронного подавления проводился целый ряд специальных войсковых учений («Электрон-72», «Электрон-75», «Квант», «Дозор-86»).
 
Продолжительное время РЭБ ограничивалась выполнением задач традиционного радиоэлектронного подавления радиоэлектронных средств в системах управления войсками и оружием противоборствующей стороны. Однако качественные достижения как в области развития радиоэлектронных и информационных технологий, создания на их основе интегрированных информационно-управляющих систем, так и в области разработки разнородных перспективных сил и средств радиоэлектронного поражения коренным образом повлияли на радиоэлектронную борьбу в целом. Она стала приоритетной и ключевой составляющей вооружённой и информационной борьбы XXI века. Это нашло закономерное отражение в создании войск РЭБ в Вооружённых Силах РФ.
 
Строительство войск РЭБ стало ответной и действенной мерой на возникновение и реализацию в ведущих зарубежных странах новых концепций, таких как «сетецентрическая война», «ведение боевых действий в едином информационном пространстве» и других, основным содержанием которых является завоевание и удержание информационного превосходства и превосходства в управлении.
 
С этой целью осуществляются оптимизация состава и возможностей войск РЭБ в соответствии с объёмом возлагаемых на них задач на основных театрах военных действий, апробация новых форм и способов их боевого применения в современной системе операций и боевых действий, создание и оснащение соединений и воинских частей РЭБ перспективной техникой.
 
Подчеркну, что все мероприятия оперативной и боевой подготовки Вооружённых Сил РФ проводятся с обязательным привлечением сил и средств РЭБ для обучения войск действиям в сложной помеховой обстановке.
 
Соединения, воинские части и подразделения РЭБ перешли к новой форме подготовки личного состава - комплексной переподготовке подразделений с одновременным перевооружением на новые образцы техники радиоэлектронной борьбы, проводимой на базе Межвидового учебного центра и боевого применения войск РЭБ.
 
В разработке и закупках техники РЭБ произошёл переход от постепенного улучшения характеристик путём модернизации к созданию принципиально новых многофункциональных комплексов, обладающих уникальными характеристиками. По отдельным направлениям можно даже говорить о настоящем технологическом прорыве. Созданный необходимый потенциал военной науки и военно-промышленного комплекса способен реализовать инновационные технологии при разработке техники РЭБ, не уступающей мировым аналогам. И за всем этим стоят высококвалифицированные и преданные своему делу специалисты радиоэлектронной борьбы, болеющие всей душой за укрепление обороноспособности нашей страны.
 
Пользуясь случаем, поздравляю с Днём специалиста по радиоэлектронной борьбе всех ветеранов, личный состав соединений, воинских частей и подразделений РЭБ, преподавателей, учёных, конструкторов, работников промышленности. Желаю крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, оптимизма и дальнейших успехов в работе на благо нашего Отечества!



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer