Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вертолеты по-индийски в ассортименте


15 апреля 2011 года Владимир Щербаков, Независимое военное обозрение


Одним из отличительных признаков державы с развитым национальным авиапромышленным комплексом является способность самостоятельно осуществлять разработку и серийный выпуск вертолетов различных типов. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Показательным примером является тот факт, что такие страны, как Северная Корея, Иран или Пакистан, создав самостоятельно отдельные образцы ракетного и даже ядерного оружия, создавать хотя бы многоцелевые вертолеты своими силами пока так и не научились.

Тем более высокий интерес заслуживают работы, ведущиеся в области вертолетостроения индийскими авиастроительными компаниями, сумевшими создать не только национальный многоцелевой, но и ударный, боевой вертолет. Запрос о закупке первой серийной партии последних машин был недавно одобрен правительством Индии – вскоре в войска поступят первые 65 национальных ударных вертолетов LCH. Высокую же степень важности, которую уделяет вертолетной теме Министерство обороны Индии, можно оценить хотя бы по тому факту, что совокупная стоимость реализуемых на сегодня в его интересах вертолетных проектов достигает 10 млрд. долл., что сопоставимо с одной из самых ресурсоемких и стратегически важных программ национальных Военно-воздушных сил – закупке флота из 126 многоцелевых истребителей MMRCA. И это неудивительно – по оценке командования Военно-воздушных сил Индии, в настоящее время потребности данного вида национальных Вооруженных сил в современных и высокоэффективных вертолетах различного типа удовлетворены всего на 74%.
 
Понимая стратегическую важность оснащения силовых ведомств страны и прежде всего Министерства обороны новейшими вертолетами различного назначения, а также прогнозируя взрывной рост спроса на «стальных» стрекоз на внутреннем гражданском и корпоративном рынке, руководство крупнейшей и ведущей индийской авиастроительной корпорации – «Хиндустан Аэронотикс Лимитед» приняло решение существенно увеличить в среднесрочной перспективе долю вертолетных проектов в бизнесе компании: если в настоящее время они составляют всего 5–6% общего производства и объема НИОКР корпорации, то, по словам главы корпорации Ашока Наяка, в ближайшие 10 лет их доля должна возрасти до 20–25%. Причем компания уже начала поставлять вертолеты собственной постройки в другие страны – пока это государства так называемого третьего мира, в частности страны Африки, но все же.
 
УЧЛИ ОПЫТ КАРГИЛА
 
Главная индийская «вертолетная сенсация» нынешнего года – первая демонстрация широкому кругу специалистов «национального» ударного вертолета LCH (Light Combat Helicopter – «легкий боевой вертолет»), состоявшаяся в рамках проходившей в феврале в Бангалоре международной аэрокосмической выставки «Аэро Индия 2011», а также первый заказ на партию серийных машин со стороны Министерства обороны Индии – в марте с.г. подписан контракт на 65 новых ударных вертолетов, совокупная стоимость которых вместе с пакетом дополнительного оборудования и услуг превысила 1,4 млрд. долл. Официальный запрос командования ВВС Индии был одобрен Министерством обороны страны еще в октябре 2006 года, после чего проходил длительные согласования в профильных подразделениях правительства республики.
 
Впервые модель и относительно подробная информация о вертолете LCH были продемонстрированы разработчиком – корпорацией HAL – еще на выставке «Аэро Индия 2007», но в этот раз зрители и специалисты смогли увидеть первый прототип LCH в полете, а второй прототип – на статической стоянке. Первый же прототип LCH был облетан 29 марта 2010 года в Бангалоре, на территории летно-испытательного центра компании HAL. Полет продолжался около получаса и прошел успешно. Были отработаны режимы взлета и посадки, висения и маневрирования на малых скоростях на высотах 20–25 м. Вертолет тогда пилотировал экипаж в составе пилота – старшего летчика-испытателя HAL полковника Анни Пиллаи и второго пилота и оператора системы вооружения полковника Хари Наира. «Это очень важный день для всех нас, особенно тех, кто принимал непосредственное участие в программе создания вертолета LCH, – сообщил в интервью индийской газете «Бизнес Стэндарт» глава HAL Ашок Найяк, отметивший, правда, что поднять LCH в воздух планировали еще в декабре 2009 года, но «по различным причинам были вынуждены переносить сроки».
 
Идея разработки собственными силами боевого вертолета, наилучшим образом удовлетворяющего требованиям ВС Индии, была выдвинута бывшим командующим ВВС главным маршалом авиации Шринивасапурамом Кришнасвами после тщательного анализа результатов боевого применения различных типов вертолетов в ходе Каргильского вооруженного конфликта 1999 года – в тот раз индийским военным пришлось вести в горных районах ожесточенные бои как с сепаратистами, так и поддерживавшими их регулярными формированиями пакистанских Вооруженных сил. Тогда неожиданно выяснилось, что в условиях высокогорья оказать помощь армейским подразделениям могут только российские Ми-17 и выпускавшиеся по лицензии французские легкие вертолеты. А вот боевые вертолеты забраться на те высоты, где шли ожесточенные бои между индийскими и пакистанскими военными, так и не смогли (это касается и поставленных в свое время из Советского Союза Ми-25 и Ми-35 – экспортных версий Ми-24Д и Ми-24В).
 
Идею командующего активно поддержал тогдашний руководитель HAL Ашок Баведжа, сформировавший специальную группу, перед которой была поставлена задача проектирования «своего боевого вертолета». Ряд конструктивных элементов и технологических идей была при этом отработана на другом вертолете индийской разработки – многоцелевом «Дхрув» (ALH). Последний, кстати, активно поставляется в строевые эскадрильи – заказчик уже получил полсотни таких машин, а в один из дней выставки «Аэро Индия 2011» глава вертолетного подразделения HAL торжественно передал представителю армейской авиации СВ Индии документы на пять «Дхрув», оснащенных уже ТВаД TM333-2C2 «Шакти» (взамен Turbomeca TM333-2В2), созданными совместно специалистами HAL и «Турбомека» и оснащенными полностью цифровой системой управления типа FADEC. Новый двигатель имеет большую мощность и обладает лучшими высотными характеристиками, что является обязательным пунктом в требованиях индийских военных.
 
LCH представляет собой двухместный легкий ударный вертолет, основными задачами которому командованием ВВС и СВ определены борьба с бронетехникой противника (в том числе танками), оказание непосредственной огневой поддержки своим сухопутным подразделениям и ведение контрпартизанских действий, ведение разведки и наблюдения, борьба с малоскоростными воздушными целями – особенно с беспилотными летательными аппаратами – и подавление средств ПВО противника. Особенностями вертолета являются малая заметность в различных диапазонах, «стеклянная» кабина, достаточно мощное бронирование и вооружение (20-мм пушка с нашлемным прицелом, разнообразные авиационные средства поражения на внешней подвеске). Причем особый упор в ходе проектирования был сделан на обеспечении высоких летных характеристик в условиях высокогорья: по заявлениям ряда индийских экспертов, LCH способен выполнять взлет в горах на высоте до 3000 м, осуществлять применение пушки и НАР на высотах до 5000 м, а также выполнять пуск управляемых ракет по летательным аппаратам, выполняющим полет на высотах до 6400 м.
 
Вертолет LCH имеет узкий фюзеляж, а пилот и оператор вооружения располагаются по схеме «тандем» в кабине, стенки и стекла которой способны выдерживать попадание 12,7-мм бронебойных пуль. Шасси вертолета – неубираемое, с хвостовым колесом, способное выдерживать большие нагрузки при аварийной посадке машины. Значительное количество элементов нового вертолета максимально унифицировано с применяемыми на многоцелевом вертолете «Дхрув», что, по оценке разработчиков, должно существенно снизить закупочную стоимость машины.
 
Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей TM333-2C2 «Шакти» с полностью цифровой системой управления типа FADEC, разработанных совместно компаниями HAL и «Турбомека». Несущий винт – четырехлопастный, лопасти со стреловидными законцовками выполнены из композиционных материалов. Рулевой винт также выполнен четырехлопастным.
 
В состав бортового вооружения LCH включены подвижная 20-мм пушку, смонтированная под фюзеляжем в его носовой части (в 2006 году было объявлено о том, что разработчики остановили свой выбор на французской подвижной пушечной установке Nexter THL20 с пушкой М261, прицеливание при стрельбе из которой может вестись при помощи нашлемного прицельного устройства), а также подвешиваемые на подкрыльевые узлы неуправляемые и управляемые ракеты классов «воздух–поверхность», «воздух–РЛС» и «воздух–воздух». На базе индийской ПТУР «Наг», принятой на вооружение СВ Индии в варианте базирования на бронемашинах, ведется отработка нового варианта – ПТУР вертолетного базирования HELINA . В числе неуправляемых средств поражения рассматриваются НАР калибров 57, 68 или 80 мм, авиабомбы, кассетные боеприпасы и контейнеры с гранатометами.
 
По информации индийских источников, серийные вертолеты будут оснащаться специальной вращающейся платформой с тепловизионной станцией переднего обзора и лазерным дальномером-целеуказателем с рабочей дальностью 4000 м. Вероятно, данная платформа аналогична той, что применена индийскими специалистами на БЛА «Нишант» национальной разработки. Аппаратура в обеих кабинах экипажа построена по принципу «стеклянной кабины», у пилота и второго пилота (оператора вооружения) установлены многофункциональные ударостойкие жидкокристаллические дисплеи размером 229х279 мм (диагональ – 14,2 дюйма).
 
«Испытания вертолета идут по графику и успешно, – подчеркнул накануне открытия выставки в интервью одному из «шоу-дейли» глава HAL Ашок Наяк, – причем для ускорения отработки программы летных испытаний мы планируем построить еще два летных прототипа». Хотя глава компании несколько неточен – работы по боевому вертолету LCH идут отнюдь не по графику, налицо явное отставание. Ведь по первоначальному плану первые три прототипа LCH планировалось выкатить из цеха предприятия еще до октября 2008 года, а подъем в воздух первого из них предполагалось осуществить еще в конце 2008 – начале 2009 года, чтобы обеспечить начало опытной эксплуатации первой машины не позднее марта 2010 года и полную сертификацию вертолета к январю 2011 года. При этом до конца 2010 года планировалось построить уже 10 машин. По факту же индийской конструкторской группе удалось полностью завершить все проектные работы только к февралю 2008 года, а первый полет удалось провести лишь весной 2010 года.
 
Что касается востребованности новой «стальной стрекозы», то на сегодня Военно-воздушные силы и Сухопутные войска Индии заявили о необходимости приобретения не менее 179 боевых вертолетов типа LCH. По данным индийских СМИ, на сегодня HAL уже подписала с Минобороны Индии предварительные контракты на поставку 65 вертолетов для ВВС – он уже, как было указано в начале материала, переведен в твердый контракт, и 114 боевых вертолетов – для армейской авиации Сухопутных войск. Сертификация LCH запланирована на 2012 год, а начало серийного выпуска – на 2013 год. В случае если все пойдет нормально, серийные вертолеты смогут начать поступать в войска в 2015–2016 годах, а пока МО Индии – в качестве промежуточного решения – проводит тендер на закупку 22 зарубежных боевых вертолетов, которые временно «закроют» потребности военных в таких машинах, пока на вооружение не придут LCH. В данном тендере принимают участие американский AH-64D «Апач Лонгбоу» и российский Ми-28НЭ «Ночной охотник».
 
Впрочем, на ударном вертолете руководство HAL прекращать работы по вертолетной тематике отнюдь не собирается – в настоящее время активно ведутся работы по легкому многоцелевому вертолету LUH, макет которого демонстрировался на стенде корпорации HAL в ходе международной выставки «Аэро Индия 2011». Программа LUH, заказчиком которого сразу выступили ВВС и СВ Индии, была официально открыта в 2009 году, сборка первого прототипа должна быть завершена уже в следующем году, а первый полет запланирован на 2013 год. Предварительный объем заказа – 187 вертолетов. В настоящее время двигатель для LUH еще окончательно не выбран, в качестве вариантов рассматриваются образцы разработки компаний «Турбомека», «Пратт энд Уитни», «Ханиуэлл», а также двигатель «Шакти», производство которого налажено на соответствующем предприятии HAL.
 
 
Решение по силовой установке, согласно информации руководства корпорации, должно быть принято уже в самые ближайшие месяцы. Вертолет LUH будет иметь взлетную массу 3,12 т, длину 11,5 м, высоту 3,4 м, ширину по корпусу 1,6 м, диаметр несущего винта 11,6 м, массу пустого 1,91 т, максимальная скорость 260 км/ч, крейсерская скорость 235 км/ч, дальность полета 350 км, вместимость – 2 члена экипажа и 6 пассажиров. Отличительными особенностями машины станут «стеклянная» кабина, лыжное шасси, амортизирующие пассажирские сиденья, обеспечение двигателя цифровой системой управления FADEC по двум каналам и прочие новшества, характерные для современных вертолетов. По заявлениям представителей фирмы-разработчика, данный вертолет будет привлекаться для решения самого широкого круга задач в интересах военных и гражданских заказчиков: грузопассажирские перевозки, медико-эвакуационные работы, перевозки класса VVIP, а также ведение разведки и наблюдения.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer