Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающие радары в прошлом и настоящем — часть III


19 апреля 2011 года Илья Крамник, ВПК


Роль самолетов ДРЛОиУ в современных военно-воздушных силах трудно переоценить. Без этих летательных аппаратов сегодня немыслимы сколько-нибудь крупные воздушные операции, а функциональные возможности летающих радаров значительно выросли. Совершенствование радиоэлектронного оборудования, его миниатюризация сделали реальным появление многочисленных вариантов подобных машин на основе легких и средних платформ, по своим характеристикам не уступающих более тяжелым коллегам.

Новые претенденты
 
Использование самолетов ДРЛОиУ в централизованной системе управления и связи жизненно необходимо любой стране, которая претендует на обладание передовыми вооруженными силами. Современные летательные аппараты этого класса способны обнаруживать цели в воздухе, на поверхности воды, на земле и позволяют управлять действиями разнородных сил в реальном масштабе времени. Не преувеличивая, можно сказать, что наличие машин этого класса в составе ВВС ныне является одним из существенных отличительных признаков их соответствия требованиям XXI века.
 
Значение, которое придают самолетам ДРЛОиУ военные стратеги, легко уяснить, изучив их распространение в наиболее горячих регионах мира, в частности в Азии, где целый ряд государств, как больших, так и малых, приобретает или пытается наладить их собственное производство. Сегодня в регионе представлены наиболее современные машины ДРЛОиУ, и на их примере можно изучать развитие концепции в целом. При этом помимо традиционного основного поставщика подобной техники – США – появились новые ее производители: Швеция, Бразилия, Израиль, Китай. К сожалению, к активным игрокам на этом рынке сегодня можно лишь ограниченно причислить Россию, и эту проблему мы обсудим ниже.
 
Израильскую компанию IAI, продвигающую систему Phalcon (искаженное Falcon – сокол, аббревиатура от словосочетания Phased-Array, L-band, CONformal), можно назвать одним из самых активных игроков на современном рынке летающих радаров. Прежде всего нужно отметить контракт на поставку самолетов А-50EI для ВВС Индии, которые в настоящее время располагают тремя аппаратами этого типа и еще три должны получить в ближайшие несколько лет. Речь идет об экспортном варианте российского летающего радара А-50, основное оборудование которого РЛС IAI EL/M-2075 Phalcon с фазированной антенной решеткой, способная обнаруживать цели на расстоянии до 450 километров. Оборудование машины, кроме того, позволяет вести радиоэлектронную разведку, включая контроль средств связи противника.
 
Израильские технологии очень интересуют Китай, для которого еще в 90-е годы разрабатывался вариант А-50И, также оснащенный израильским радаром. Поставки в Китай однако не состоялись из-за давления США на Израиль, но судя по всему Пекин сумел получить ряд ключевых технологий, позволивших самостоятельно разработать летающий радар на основе все того же Ил-76. И теперь их у Китая пять, не считая более мелких KJ-200, но речь о них пойдет чуть позже.
 
 
Израильское оборудование используется также на самолетах G550 AEW ВВС Сингапура, получивших четыре такие машины. Их отличает непривычный облик – основные антенны РЛС расположены вдоль бортов самолета в конформных обтекателях. В дальнейшем G550 должны заменить и остающиеся в составе ВВС этого островного государства четыре американских самолета E-2C. Следует отметить, что G550 AEW, будучи куда легче и меньше А-50 или Е-3, практически не уступает им по возможностям оборудования и значительно превосходит устаревающий E-2C, при этом обладая внушительной продолжительностью полета. Объем топливных баков G550 обеспечивает машине взлетным весом всего 42 тонны девятичасовое патрулирование на удалении ста миль от базы. Среди достоинств G550 можно отметить минимальное время передачи сигнала от антенны радара на экран оператора (всего 2–4 секунды), что повышает возможности системы по управлению боем, когда многое решается за считаные мгновения. Стоит отметить также следующее обстоятельство: миниатюризация радиоэлектронного оборудования, во-первых, позволила разместить все необходимое в достаточно скромном по объему фюзеляже бизнес-джета, во-вторых, оставила достаточно места для размещения внушительного радиотехнического экипажа в 20 человек, обеспечив таким образом оптимальную нагрузку на операторов.
 
Глядя на G550 и других представителей третьего поколения концепции ДРЛОиУ, можно заметить еще одно обстоятельство: использование конформных антенн с фазированными решетками в ряде случаев позволило отказаться от традиционного ротодома – грибообразного обтекателя большого диаметра над фюзеляжем, сохранив при этом круговой обзор РЛС. Размещение антенн в конформных обтекателях по бортам или в относительно компактных по сравнению с ротодомом надфюзеляжных установках улучшает аэродинамическое качество и несильно сказывается на ЛТХ базовых машин.
 
Говоря о самолетах ДРЛО новых поколений, нельзя не отметить шведское предложение: РЛС Erieye компании Ericsson с фазированной антенной решеткой, устанавливаемую на компактных турбовинтовых и турбореактивных самолетах – от EMB-145 до SAAB-340. Приобрел Saab-340AEW Таиланд, получивший их в комплекте со шведскими истребителями JAS-39 Gripen. Помимо Таиланда Пакистан заказал четыре SAAB-200 AEW. Три таких самолета уже получены, еще один должен поступить в июне 2011 года. Этот контракт, заключенный в 2006 году, стал ответом Пакистана на приобретение Индией российско-израильской платформы «Фэлкон».
 
«Шведы», как и другие современные машины ДРЛОиУ, находят применение для патрулирования государственных границ, территориальных вод, управления воздушным движением и ряда других задач. Среди прочего можно выделить специфическую для западноевропейских проектов «гуманитарную» направленность: оборудование шведских самолетов позволяет использовать их для экологического мониторинга, контролируя загрязнение атмосферы и поверхности. В современных «гуманитарных» рекламных проспектах не декларируется, но подразумевается возможность задействовать такие самолеты для радиохимической разведки в конфликтах с использованием оружия массового поражения. При этом нужно отметить, что в Азии такой конфликт или же однократное применение ОМУ отнюдь не исключены.
 
Успешное копирование
 
Выше уже упоминались летающие радары ВВС НОАК, и о них можно сказать поподробнее. Основной машиной ДРЛОиУ Китая является KJ-2000 – китайская реализация проекта А-50И с российской платформой Ил-76 и скопированного израильского радара «Фэлкон». Помимо того, на вооружении ВВС Китая стоят также четыре самолета KJ-200, построенных на основе транспортника Y-8 (копия советского ВТС Ан-12). Основное оборудование здесь – копия шведского радара Erieye. Китай планирует скоординированные действия своих платформ ДРЛОиУ. Предполагается, что KJ-200 найдет применение в качестве передовой системы обнаружения, передавая информацию на патрулирующий в глубине боевых порядков KJ-2000, с борта которого будет осуществляться управление воздушными операциями. Проверку в реальных действиях система пока не проходила, а о том, как она показала себя на учениях, известно мало. Поэтому сказать, насколько полно она будет воплощена в жизнь, пока трудно.
 
На основе KJ-200 по заказу ВВС Пакистана создан самолет ZDK-03 с несколько измененным оборудованием. По имеющейся информации, пока пакистанские ВВС обладают одной такой машиной.
 
Сохранение позиций
 
Несмотря на появление в 1990–2000-е годы большого числа новых игроков, которых мы только что отчасти перечислили, лидером в производстве летательных аппаратов ДРЛО по-прежнему остаются США. Среди их проектов, созданных с использованием РЛС нового поколения, можно особо выделить самолет B-737 AEW&C с радиолокационной станцией разработки NorthropGrumman. РЛС с фазированной антенной решеткой размещена в компактном невращающемся надфюзеляжном обтекателе.
 
B-737 поставляется зарубежным заказчикам. На сегодня построено 12 таких аппаратов для ВВС Турции, Австралии и Южной Кореи, не исключены их поставки европейским странам НАТО.
 
Другой новой системой ДРЛО американского производства стал самолет E-2D Advanced Hawkeye, который должен сменить на палубах американских авианосцев устаревающие Е-2С 70-х годов. Е-2D очень похож на предшественника, но его оборудование полностью заменено. Машина получила радар с фазированной антенной решеткой, а объем решаемых ею задач заметно вырос, в частности она может использоваться в системе противоракетной обороны, обеспечивая целеуказание для ракет-перехватчиков SM-3. В течение ближайших 20 лет США планируют построить 75 E-2D, полностью заменив имеющийся парк палубных машин ДРЛОиУ.
 
Домашние реалии
 
На первый взгляд с российскими машинами ДРЛО все обстоит вроде бы благополучно: А-50 имеют относительно «свежий» для тяжелых самолетов возраст, не превышающий трех десятков лет, наличный парк проходит модернизацию по проекту А-50У, продукция, созданная на основе российской платформы, поставляется за рубеж.
 
Если же оценивать состояние дел всесторонне и объективно, то его можно назвать критическим. Основные проблемы в этой сфере сводятся к следующему: А-50У объективно отстает по возможностям своего оборудования от предлагаемых сегодня на рынке машин, в том числе от созданных на основе российской платформы, а модернизация парка отечественных аппаратов ДРЛО сильно запаздывает – имеющиеся 19 машин планируется переоборудовать по стандарту А-50У до конца десятилетия. Модернизация А-50 весьма существенно подняла его возможности в плане обработки информации и управления действиями разнородных сил. Однако «сердцем» машины по-прежнему остается радар с параболической антенной решеткой, возможности и надежность которого по сравнению с современными РЛС с ФАР объективно ниже.
 
Поэтому индийские и китайские ВВС сделали выбор в пользу израильского радара в качестве основы для своих систем ДРЛОиУ. Пути преодоления отставания пока неведомы. Информация о перспективном самолете ДРЛОиУ для ВВС России отсутствует даже в самых общих чертах, неясны ни платформа, ни оборудование, ни сроки его создания.
 
К сожалению, при подготовке материала не удалось получить комментарий специалистов ОАО «Концерн «Вега», поставщика радаров для отечественных машин ДРЛОиУ со времен Ту-126. Очевидно, что для устранения существующих проблем требуются усилия как со стороны государства, так и со стороны производителей. При этом стратегические решения должны быть приняты уже в ближайшее время, иначе разрыв станет угрожающим.
 
Представляется, что России необходим современный самолет ДРЛОиУ на основе более экономичной и дешевой платформы, чем Ил-76 (с учетом роста стоимости этой машины при возобновлении ее производства в Ульяновске под индексом Ил-476). На роль такой платформы просто напрашивается Ту-204, гражданские перспективы которого по-прежнему весьма туманны, а в качестве основы для военных бортов специального назначения он вполне мог бы остаться в серии, сохраняя загрузку производственных мощностей. И коль скоро разработка российской системы нового поколения, очевидно, запаздывает, то в русле новой концепции военных закупок, предполагающей возможность приобретения ВВТ за рубежом, можно рассмотреть вопрос о создании на основе Ту-204 самолета ДРЛОиУ с использованием израильского комплекса «Фэлкон». Новинка с учетом того, что и самолет, и комплекс уже созданы, могла бы пойти в серию уже в течение ближайших 4–5 лет, дополняя А-50 и А-50У. В дальнейшем этот самолет мог бы получить уже российский комплекс, как только его разработка будет завершена.
 
Серьезным пробелом в отечественной линейке авиатехники является отсутствие «компактного» самолета ДРЛОиУ, который мог бы составить конкуренцию машинам на основе платформ «Сааб» и «Эмбраер». Кроме того, «компактный» летающий радар жизненно необходим отечественному ВМФ, коль скоро тот собирается развивать авианосную компоненту, пусть сегодня строительство авианосцев и отодвинуто на второй план. Возможности модернизированного «Адмирала Кузнецова», не говоря уже о перспективных авианосцах, резко возрастут при наличии отечественного аналога «Хокая», который не может быть заменен имеющимся вертолетом ДРЛОиУ Ка-31 ни по ресурсам оборудования, ни по летным характеристикам. Кроме того, учитывая объем рынка современных легких самолетов ДРЛО, наличие такой машины повысило бы экспортный потенциал российской авиатехники.
 
Очень хочется надеяться, что на самом деле все не так и у отечественных разработчиков есть практически готовый ответ конкурентам в виде современного комплекса ДРЛОиУ с новым радаром, который может быть запущен в серию в ближайшие годы, а государство в лице Минобороны уже финансирует соответствующие работы. Однако, как показывает практика последних двух десятилетий, завеса молчания, стыдливо именуемая государственной тайной, у нас особенно густа в тех случаях, когда приходится маскировать отсутствие какого-либо прогресса, и напротив – наличие успехов немедленно находит отражение в информационной сфере.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer