Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наш ответ — «Ангара»


20 апреля 2011 года Юрий Бахвалов, Красная Звезда


В марте исполнилось 60 лет конструкторскому бюро «Салют» Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Об истории и перспективах предприятия рассказывает первый заместитель генерального конструктора ГКНПЦ имени М.В. Хруничева - начальник КБ «Салют» Юрий Бахвалов.

Опытно-конструкторское бюро № 23 (впоследствии переименованное в КБ «Салют») было образовано в 1951 году под руководством выдающегося советского авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева. Одним из достижений ОКБ-23 стало создание в начале 60-х годов прошлого века нескольких типов тяжёлых стратегических бомбардировщиков М-4 и 3М, а также звукового стратегического бомбардировщика М-50. В 1957—1960 гг. в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана.
 
В 1960 году ОКБ-23 было передано в Министерство среднего машиностроения и стало филиалом №1 по ракетно-космической тематике ОКБ-52 В.Н. Челомея.
 
За прошедшие годы в КБ «Салют» разработаны и внедрены ракеты-носители, разгонные блоки, малые космические аппараты и модули для орбитальных станций «Мир» и МКС. Коллектив КБ проявил себя новатором на всех направлениях своей деятельности - в выборе проектно-конструкторских решений, методов экспериментальной отработки, технологий изготовления изделий.
 
В настоящее время динамичное развитие ракетно-космической техники связано с максимально эффективным коммерческим использованием космического пространства и определяется усилением конкурентной борьбы на мировом рынке космических услуг между фирмами США, стран Западной Европы, Японии и Китая.
 
Всё это требует от КБ «Салют» целеустремлённой работы одновременно во всех перспективных направлениях, проведения НИОКР по исследованию и проектированию конкурентоспособных образцов ракет-носителей (РН), разгонных блоков (РБ) и космических аппаратов (КА). Тем самым научно-технический и коммерческий интерес для КБ «Салют» представляет вся палитра задач, связанных с освоением космоса в интересах мирового прогресса.
 
В августе 2011 года исполнится 5 лет со дня запуска с космодрома Плесецк ракетой-носителем лёгкого класса «Рокот» малого космического аппарата дистанционного зондирования земли «Монитор-Э». Тем самым подтвердила свою эффективность новая платформа для малых космических аппаратов, на базе которой начиная с 2004 года началось освоение спутников связи класса 1.000 кг. В КБ «Салют» выполнены работы по созданию и запуску КА «Казсат-1» в интересах Казахстана и «Экспресс-МД-2», созданного в рамках федеральной программы. Их назначение - ретрансляция потоков информации в системе спутниковой связи и вещания России и Казахстана.
 
В настоящее время в отечественной космонавтике для выведения КА на геопереходные и геостационарные орбиты используется ракета-носитель «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М» разработки ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. При запуске с космодрома Байконур масса аппаратов, выводимых на геостационарную орбиту ракетой-носителем «Протон-М» с «Бриз-М», составляет до 3,6 т. Масса полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту в интересах международных коммерческих программ, в настоящее время составляет до 6 тонн.
 
В связи с этим для успешного решения поставленных жизнью задач в КБ «Салют» проводятся работы по дальнейшей модернизации характеристик системы выведения «Протон-М/Бриз-М», что позволит выводить на геопереходную орбиту космические аппараты с массой до 6,5 тонны без кардинальной переделки комплекса.
 
На международном рынке наиболее стабильным и ресурсоёмким сегментом является предоставление пусковых услуг для запуска аппаратов на высокоэнергетические орбиты владельцами ракет тяжёлого класса. За последнее время мировой коммерческий парк пополнился новыми ракетами-носителями тяжёлого класса - «Ариан-5G», «Ариан-5ЕСА», «Ариан-5ЕСВ», а также «Атлас-V504, 505, 551», «Дельта-4» и «Дельта-4Н».
 
По показателю «масса полезной нагрузки, выводимой на геопереходную орбиту» зарубежные РН тяжёлого класса в ближайшей перспективе могут иметь следующие характеристики:
 
«Ариан» - от 6,0 до 12,0 т (в зависимости от назначения), «Атлас» - от 4,0 до 12,0 т; «Дельта» - от 4,0 до 13,0 т.
 
Необходимость сохранения Россией приоритетных позиций по запуску тяжёлых КА связи на геостационарную и геопереходную орбиты требует принятия неотложных мер по развитию и модернизации отечественных средств выведения.
 
В середине 90-х годов ХХ века для КБ «Салют» начался этап создания новой РН модульного типа, т.е. представляющей собой комплекс РН различной мощности с общим названием «Ангара». Переход к модульной конструкции ракет был вызван желанием минимизации объёмов наземной стендовой отработки за счёт сведения её в основном к отработке одного универсального ракетного модуля (УРМ), имеющего размерность РН лёгкого класса.
 
Использование УРМ позволяет создавать на их основе ракет-носителей различных классов. Предельной по количеству блоков может быть ракета-носитель, состоящая из семи модулей, - «Ангара-А7».
 
Учитывая возможность создания РН «Ангара-А7», предусматривается модификация разгонного блока с увеличенной заправкой до 27 тонн, что обеспечивает запуски на этом носителе на геостационарную орбиту космических аппаратов массой 7,6 тонны и на геопереходную орбиту массой 13 тонн.
 
Сравнение энергетики РН «Ангара-А7» с модифицированным разгонным блоком с перспективными зарубежными РН тяжёлого класса повышенной грузоподъёмности - «Ариан-5ЕСА», а также «Атлас-V», «Дельта-4» и «Дельта-4Н», показывает, что даже при запуске с космодрома Плесецк она обеспечивает паритет по массе полезной нагрузки при запуске на наиболее востребованные высокоэнергетические орбиты.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer