Низкое качество продукции, выпускаемой сегодня отечественным ОПК, весьма больно бьет по имиджу российских спецэкспортеров. Что же касается лавинообразного роста рекламаций на российскую ПВН, потоком идущих из-за рубежа, то «стрелочником», естественно, становится отечественная промышленность, от продукции которой по ряду позиций уже начинает отказываться и само Министерство обороны России.
Долгие годы в списке приоритетных импортеров российского оружия лидировала Индия, которая даже при некотором снижении объемов закупаемой в последние годы российской ПВН продолжает оставаться нашим стратегическим партнером. Однако и у стратегического партнера терпение начинает лопаться. Прежде всего в вопросах организации послепродажного обслуживания поставленной военной техники. Существование этой проблемы не скрывают и в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России. В частности, как отмечал заместитель директора ФСВТС Вячеслав Дзиркалн, «индийский рынок вооружений насыщен продукцией из России, которая активно эксплуатируется, но система ее сервисного обслуживания недостаточно урегулирована. Индия предъявляет в этой связи справедливые претензии».
«Мы ищем пути решения, в частности, предложили схему абонентского обслуживания техники, которая была с интересом воспринята представителями ВВС Индии», – пояснил замглавы ФСВТС, уточнив, что необходимо сократить сроки рассмотрения поступающих ежегодно из Индии порядка двух тысяч заявок на техническое обслуживание. В рамках российско-индийской Межправительственной комиссии по ВТС, возможно, будет создана специальная группа для урегулирования вопросов, связанных с послепродажным сервисом военной техники, добавил он.
Но пока чиновники успокаивают общественность заявлениями о том, что «держат руку на пульсе» и стараются решить проблему, боеготовность парка российских боевых самолетов в составе ВВС Индии постепенно снижается.
Во время авиасалона «Аэро Индия-2011» в Бангалоре от представителей индийской компании ХАЛ (HAL) удалось, в частности, получить информацию о боеготовности парка истребителей МиГ-21-93. Если командование ВВС Индии после завершения в 2006 году программы модернизации 125 истребителей МиГ-21 в вариант МиГ-21-93 торжественно заявляло, что сможет эксплуатировать эти самолеты как минимум до 2025 года, то уже сегодня из этого количества истребителей свыше 50% являются неисправными. На этих самолетах необходим ремонт бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Копье-21И», созданной корпорацией «Фазотрон», установка которой существенно повысило боевые возможности истребителей и позволило использовать современные авиационные средства поражения, включая управляемые ракеты РВВАЭ, Р-73, Р-27Р по воздушным целям как в передней, так и задней полусфере, а также управляемые ракеты Х-31 и корректируемые авиабомбы КАБ-500 по наземным целям.
Но сегодня для ремонта этих станций необходимо отремонтировать в течение одного года только российскими специалистами в компании «ХАЛ Насик» около 200 функциональных блоков, вышедших из строя в процессе эксплуатации. Данный ремонт выполняет главным образом одно российское предприятие, специализирующееся в ремонте бортовых радиолокационных станций (БРЛС). Оно обладает высококвалифицированными специалистами, специальным оборудованием и наработанными технологиями, в том числе и для ремонта «Копья». Однако это предприятие сегодня отстранено от ремонта истребителей «МиГ» в России, что автоматически делает невозможным их ремонт и в Индии.
Что же касается ремонта боевых самолетов из состава ВВС России, то в связи с переходом на конкурсную систему формирования Гособоронзаказа с 2006 по 2010 год все ремонтные предприятия останавливаются в среднем на 6 месяцев для ожидания формирования нового Гособоронзаказа на текущий год. А такая приостановка деятельности ремонтных предприятий делает их существование невозможным.
В 2011 году в связи с передачей функции ремонта авиационной техники по Гособоронзаказу 2011 года вновь созданному предприятию «Авиаремонт», подчиненному Минобороны, изменений не произошло, на сегодняшний день большинство предприятий – исполнителей Гособоронзаказа простаивает из-за отсутствия государственных контрактов.
Индийским специалистам вряд ли интересно разбираться в том, кто и за что сегодня отвечает при обеспечении боеготовности российских боевых самолетов, поскольку их в первую очередь интересует собственная проблема, связанная с ремонтом стоящих на аэродромах истребителей МиГ-21-93. Однако концепция реформирования вооруженных сил России, реализуемая сегодня министром обороны Анатолием Сердюковым, согласно которой, например, весь ремонт боевой авиационной техники сосредоточивается именно на военном предприятии «Авиаремонт», в определенном смысле отражается и на боеготовности российской авиатехники, поставленной за рубеж в предыдущие годы.
По замыслу руководства Минобороны в создаваемое предприятие должны войти все военные авиаремонтные заводы России, и в нем должен быть сконцентрирован весь ремонт боевой авиационной техники и всего того бортового оборудования, которым эта авиатехника в буквальном смысле нашпигована. То, что «Авиаремонт» ранее никогда ремонтом радиолокационно-прицельных комплексов боевых самолетов не занимался, мало кого волнует. Как показывает практика, сегодня уровень непрофессионализма в управляющих структурах министерств и ведомств России достиг запредельного уровня. Разбираясь в вопросах распределения финансовых потоков, многие лица, принимающие решения, практически ничего не понимают в технике и тем более в тех технически сложных отраслях промышленности, которыми руководят. Собственно, и технически грамотных инженеров в России сегодня практически не осталось. Это, кстати, недавно подтвердил и сам президент России Дмитрий Медведев. Более года непрерывно говоря об инновациях и модернизации России, президент вдруг понял, что модернизировать страну сегодня по большому счету некому, поскольку в ней нет воспроизводства высококвалифицированных инженеров, а есть колоссальное количество финансистов, экономистов, юристов и всевозможного рода менеджеров, особенно с приставкой «топ», которые готовы управлять чем угодно, ничего в этом абсолютно не понимая. По их логике, если то предприятие, которое ремонтировало технику для Индии, не только не является военным авиаремонтным заводом, но и еще имеет наглость быть частным предприятием, то, естественно, должно быть отстранено от ремонта сложной радиоэлектронной техники военного назначения, включая и технику, находящуюся за рубежом.
Однако у этого предприятия, 15 лет успешно работающего в сфере ремонта сложнейшей бортовой радиолокационной техники, такой послужной список, что многим и не снился. Когда после завершения первой чеченской войны я и несколько моих коллег писали книгу «Российские вооруженные силы в чеченском конфликте: итоги, анализ, выводы», то в ней особое место отводилось анализу боевого применения авиации. Задачу подавления вооруженных формирований с воздуха должна была решать 4-я воздушная армия (ВА), которой командовал тогда генерал-лейтенант Владимир Михайлов, ставший затем главкомом ВВС России и Героем России. В составе 4-й ВА многие самолеты были в неисправном состоянии, и в частности истребители МиГ-29, у которых по причине постепенных отказов негарантийных блоков и узлов вышли из строя радиолокационно-прицельные комплексы (РЛПК). Число неисправных блоков и узлов в 4-й ВА превышало две сотни. Однако из-за отсутствия специальной эксплуатационно-ремонтной аппаратуры и необходимых запчастей ремонт неработающих блоков и узлов ремонтными службами 4-й ВА не представлялся возможным. Обращение в Министерство обороны также не давало результатов, поскольку деньги на негарантийный ремонт военным командованием выделялись гораздо меньше, чем были запросы российских серийных предприятий, участвовавших в выпуске РЛПК. И тогда для восстановления неработающих РЛПК командование ВВС привлекло специалистов предприятия, о котором идет речь. В результате с сентября 1995 по февраль 1996 года в строевых частях 4-й ВА эта фирма восстановила вышедшие из строя узлы и блоки из состава РЛПК истребителей МиГ-29, что сделало парк этих истребителей боеспособным, и они смогли решать боевые задачи.
Отказ от услуг высококвалифицированного предприятия, каким является предприятие, располагающее к тому же уникальной технологической базой, и переориентация ремонта сложной бортовой аппаратуры авиатехники на военные авиаремонтные предприятия, не имеющие соответствующего опыта в этой области, или на серийные предприятия, осуществляющие выпуск РЛПК, заставляет усомниться в адекватности управленческих решений командования МО РФ требованиям времени. С одной стороны, в ГОЗ включается закупка новой авиационной техники, которую давно ждали в строевых частях. С другой – из ГОЗ могут быть исключены реальные технические силы и средства, способные эту боевую авиатехнику поддерживать в процессе эксплуатации, и ставка делается на новые предприятия, ранее в интересах МО РФ этим не занимавшиеся.
Бардак, складывающийся в нашей стране в сфере ремонта оборудования боевой авиатехники, а другой термин трудно подобрать, приводит к тому, что и за рубежом наши партнеры начинают отказываться от услуг, предлагаемых «Рособоронэкспортом» и контролирующей его структуры – ФСВТС России. К примеру, индийская компании ХАЛ, которой надо отремонтировать около 200 функциональных блоков БРЛС истребителей МиГ-21-93, не хочет, по мнению ее представителей, иметь дело с отечественными организациями, отвечающими за сопровождение российских самолетов. Ей проще наладить процесс «каннибализации», разукомлектовывая часть вышедших из строя самолетов и снимая с них действующие блоки для установки на ремонтируемые машины, что неизбежно приведет к сокращению срока эксплуатации с планируемого 2025 на 2020 год самолетного парка МиГ 21-93 в Индии.
Кроме того, в Индии, а также в других странах – импортерах российской авиатехники активно действуют наши соседи из Украины и Белоруссии, где уровень бардака в сфере ремонта авиационной техники существенно ниже, чем в России. И к тому же гораздо проще оформляются лицензии на проведение ремонтных работ за рубежом, поставку запасных частей, инструмента и оборудования. Пока в России процесс «модернизации» и внедрения всевозможных «инноваций» в высокотехнологичных отраслях промышленности набирает силу, наша страна стремительно теряет рынок ремонта сложной радиоэлектронной аппаратуры, входящей в состав продукции военного назначения, а на место российских предприятий приходят зарубежные компании и фирмы.



