Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ахиллесова пята авиапрома


22 апреля 2011 года Николай Новичков, Независимое военное обозрение


Победные заявления руководителей российской системы военно-технического сотрудничества о наращивании в последние годы объемов военного экспорта все же не могут сгладить проблемных вопросов, связанных с эксплуатацией и послепродажным обслуживанием продукции военного назначения, поставленной за рубеж. В том числе и авиационной техники, которая в номенклатуре экспортируемой ПВН продолжает занимать лидирующие позиции.

Низкое качество продукции, выпускаемой сегодня отечественным ОПК, весьма больно бьет по имиджу российских спецэкспортеров. Что же касается лавинообразного роста рекламаций на российскую ПВН, потоком идущих из-за рубежа, то «стрелочником», естественно, становится отечественная промышленность, от продукции которой по ряду позиций уже начинает отказываться и само Министерство обороны России.
 
Долгие годы в списке приоритетных импортеров российского оружия лидировала Индия, которая даже при некотором снижении объемов закупаемой в последние годы российской ПВН продолжает оставаться нашим стратегическим партнером. Однако и у стратегического партнера терпение начинает лопаться. Прежде всего в вопросах организации послепродажного обслуживания поставленной военной техники. Существование этой проблемы не скрывают и в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России. В частности, как отмечал заместитель директора ФСВТС Вячеслав Дзиркалн, «индийский рынок вооружений насыщен продукцией из России, которая активно эксплуатируется, но система ее сервисного обслуживания недостаточно урегулирована. Индия предъявляет в этой связи справедливые претензии».
 
«Мы ищем пути решения, в частности, предложили схему абонентского обслуживания техники, которая была с интересом воспринята представителями ВВС Индии», – пояснил замглавы ФСВТС, уточнив, что необходимо сократить сроки рассмотрения поступающих ежегодно из Индии порядка двух тысяч заявок на техническое обслуживание. В рамках российско-индийской Межправительственной комиссии по ВТС, возможно, будет создана специальная группа для урегулирования вопросов, связанных с послепродажным сервисом военной техники, добавил он.
 
Но пока чиновники успокаивают общественность заявлениями о том, что «держат руку на пульсе» и стараются решить проблему, боеготовность парка российских боевых самолетов в составе ВВС Индии постепенно снижается.
 
Во время авиасалона «Аэро Индия-2011» в Бангалоре от представителей индийской компании ХАЛ (HAL) удалось, в частности, получить информацию о боеготовности парка истребителей МиГ-21-93. Если командование ВВС Индии после завершения в 2006 году программы модернизации 125 истребителей МиГ-21 в вариант МиГ-21-93 торжественно заявляло, что сможет эксплуатировать эти самолеты как минимум до 2025 года, то уже сегодня из этого количества истребителей свыше 50% являются неисправными. На этих самолетах необходим ремонт бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Копье-21И», созданной корпорацией «Фазотрон», установка которой существенно повысило боевые возможности истребителей и позволило использовать современные авиационные средства поражения, включая управляемые ракеты РВВАЭ, Р-73, Р-27Р по воздушным целям как в передней, так и задней полусфере, а также управляемые ракеты Х-31 и корректируемые авиабомбы КАБ-500 по наземным целям.
 
Но сегодня для ремонта этих станций необходимо отремонтировать в течение одного года только российскими специалистами в компании «ХАЛ Насик» около 200 функциональных блоков, вышедших из строя в процессе эксплуатации. Данный ремонт выполняет главным образом одно российское предприятие, специализирующееся в ремонте бортовых радиолокационных станций (БРЛС). Оно обладает высококвалифицированными специалистами, специальным оборудованием и наработанными технологиями, в том числе и для ремонта «Копья». Однако это предприятие сегодня отстранено от ремонта истребителей «МиГ» в России, что автоматически делает невозможным их ремонт и в Индии.
 
Что же касается ремонта боевых самолетов из состава ВВС России, то в связи с переходом на конкурсную систему формирования Гособоронзаказа с 2006 по 2010 год все ремонтные предприятия останавливаются в среднем на 6 месяцев для ожидания формирования нового Гособоронзаказа на текущий год. А такая приостановка деятельности ремонтных предприятий делает их существование невозможным.
 
В 2011 году в связи с передачей функции ремонта авиационной техники по Гособоронзаказу 2011 года вновь созданному предприятию «Авиаремонт», подчиненному Минобороны, изменений не произошло, на сегодняшний день большинство предприятий – исполнителей Гособоронзаказа простаивает из-за отсутствия государственных контрактов.
 
Индийским специалистам вряд ли интересно разбираться в том, кто и за что сегодня отвечает при обеспечении боеготовности российских боевых самолетов, поскольку их в первую очередь интересует собственная проблема, связанная с ремонтом стоящих на аэродромах истребителей МиГ-21-93. Однако концепция реформирования вооруженных сил России, реализуемая сегодня министром обороны Анатолием Сердюковым, согласно которой, например, весь ремонт боевой авиационной техники сосредоточивается именно на военном предприятии «Авиаремонт», в определенном смысле отражается и на боеготовности российской авиатехники, поставленной за рубеж в предыдущие годы.
 
По замыслу руководства Минобороны в создаваемое предприятие должны войти все военные авиаремонтные заводы России, и в нем должен быть сконцентрирован весь ремонт боевой авиационной техники и всего того бортового оборудования, которым эта авиатехника в буквальном смысле нашпигована. То, что «Авиаремонт» ранее никогда ремонтом радиолокационно-прицельных комплексов боевых самолетов не занимался, мало кого волнует. Как показывает практика, сегодня уровень непрофессионализма в управляющих структурах министерств и ведомств России достиг запредельного уровня. Разбираясь в вопросах распределения финансовых потоков, многие лица, принимающие решения, практически ничего не понимают в технике и тем более в тех технически сложных отраслях промышленности, которыми руководят. Собственно, и технически грамотных инженеров в России сегодня практически не осталось. Это, кстати, недавно подтвердил и сам президент России Дмитрий Медведев. Более года непрерывно говоря об инновациях и модернизации России, президент вдруг понял, что модернизировать страну сегодня по большому счету некому, поскольку в ней нет воспроизводства высококвалифицированных инженеров, а есть колоссальное количество финансистов, экономистов, юристов и всевозможного рода менеджеров, особенно с приставкой «топ», которые готовы управлять чем угодно, ничего в этом абсолютно не понимая. По их логике, если то предприятие, которое ремонтировало технику для Индии, не только не является военным авиаремонтным заводом, но и еще имеет наглость быть частным предприятием, то, естественно, должно быть отстранено от ремонта сложной радиоэлектронной техники военного назначения, включая и технику, находящуюся за рубежом.
 
Однако у этого предприятия, 15 лет успешно работающего в сфере ремонта сложнейшей бортовой радиолокационной техники, такой послужной список, что многим и не снился. Когда после завершения первой чеченской войны я и несколько моих коллег писали книгу «Российские вооруженные силы в чеченском конфликте: итоги, анализ, выводы», то в ней особое место отводилось анализу боевого применения авиации. Задачу подавления вооруженных формирований с воздуха должна была решать 4-я воздушная армия (ВА), которой командовал тогда генерал-лейтенант Владимир Михайлов, ставший затем главкомом ВВС России и Героем России. В составе 4-й ВА многие самолеты были в неисправном состоянии, и в частности истребители МиГ-29, у которых по причине постепенных отказов негарантийных блоков и узлов вышли из строя радиолокационно-прицельные комплексы (РЛПК). Число неисправных блоков и узлов в 4-й ВА превышало две сотни. Однако из-за отсутствия специальной эксплуатационно-ремонтной аппаратуры и необходимых запчастей ремонт неработающих блоков и узлов ремонтными службами 4-й ВА не представлялся возможным. Обращение в Министерство обороны также не давало результатов, поскольку деньги на негарантийный ремонт военным командованием выделялись гораздо меньше, чем были запросы российских серийных предприятий, участвовавших в выпуске РЛПК. И тогда для восстановления неработающих РЛПК командование ВВС привлекло специалистов предприятия, о котором идет речь. В результате с сентября 1995 по февраль 1996 года в строевых частях 4-й ВА эта фирма восстановила вышедшие из строя узлы и блоки из состава РЛПК истребителей МиГ-29, что сделало парк этих истребителей боеспособным, и они смогли решать боевые задачи.
 
Отказ от услуг высококвалифицированного предприятия, каким является предприятие, располагающее к тому же уникальной технологической базой, и переориентация ремонта сложной бортовой аппаратуры авиатехники на военные авиаремонтные предприятия, не имеющие соответствующего опыта в этой области, или на серийные предприятия, осуществляющие выпуск РЛПК, заставляет усомниться в адекватности управленческих решений командования МО РФ требованиям времени. С одной стороны, в ГОЗ включается закупка новой авиационной техники, которую давно ждали в строевых частях. С другой – из ГОЗ могут быть исключены реальные технические силы и средства, способные эту боевую авиатехнику поддерживать в процессе эксплуатации, и ставка делается на новые предприятия, ранее в интересах МО РФ этим не занимавшиеся.
 
Бардак, складывающийся в нашей стране в сфере ремонта оборудования боевой авиатехники, а другой термин трудно подобрать, приводит к тому, что и за рубежом наши партнеры начинают отказываться от услуг, предлагаемых «Рособоронэкспортом» и контролирующей его структуры – ФСВТС России. К примеру, индийская компании ХАЛ, которой надо отремонтировать около 200 функциональных блоков БРЛС истребителей МиГ-21-93, не хочет, по мнению ее представителей, иметь дело с отечественными организациями, отвечающими за сопровождение российских самолетов. Ей проще наладить процесс «каннибализации», разукомлектовывая часть вышедших из строя самолетов и снимая с них действующие блоки для установки на ремонтируемые машины, что неизбежно приведет к сокращению срока эксплуатации с планируемого 2025 на 2020 год самолетного парка МиГ 21-93 в Индии.
 
Кроме того, в Индии, а также в других странах – импортерах российской авиатехники активно действуют наши соседи из Украины и Белоруссии, где уровень бардака в сфере ремонта авиационной техники существенно ниже, чем в России. И к тому же гораздо проще оформляются лицензии на проведение ремонтных работ за рубежом, поставку запасных частей, инструмента и оборудования. Пока в России процесс «модернизации» и внедрения всевозможных «инноваций» в высокотехнологичных отраслях промышленности набирает силу, наша страна стремительно теряет рынок ремонта сложной радиоэлектронной аппаратуры, входящей в состав продукции военного назначения, а на место российских предприятий приходят зарубежные компании и фирмы.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBzrYW
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/evacuation/price/evac/nedorogo/, подробности здесь.
Стоимость полировки двери автомобиля: https://youdo.com/auto/carcare/doors/
Заказать Газель в Магнитогорске, узнать http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/magnitogorsk/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer