Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Принцип "Цзянь"


27 апреля 2011 года Василий Сычев, Lenta.ru


Китай активизировал разработку и испытание новых боевых самолетов, информация о которых просачивается в сеть все чаще. Сейчас уже достоверно известно, что Китай занимается разработкой палубного истребителя J-15, который будет базироваться на авианосце "Ши Лан", и истребителя-бомбардировщика пятого поколения J-20. Снимки и того, и другого были обнародованы в китайских СМИ, что уже само по себе стало явлением необычным.

Правительство Китая весной 2011 года обнародовало новую военную стратегию, в которой объявило, что намерено придерживаться политики большей открытости. Правда в самом документе какие-либо факты о военном развитии страны раскрыты не были, однако со временем стало ясно, что Китай все же начал придерживаться новой стратегии. В частности, страна стала более расслабленно относиться к публикации фотографий и видео прототипов своих истребителей в сети, хотя раньше нещадно с этим боролась.
 
И хотя китайские официальные лица не распространяются о новых военных проектах, кажется, что Пекин все-таки пытается похвастаться своими достижениями. Такое поведение для властей страны необычно - в прошлом Китай самым тщательным образом скрывал любую информацию о новых разработках, будь то истребители, подводные лодки или ракетные системы. Очевидно, начав придерживаться политики открытости, китайцы пытаются убить сразу двух зайцев.
 
Во-первых, укрепить ощущение национального единства внутри страны и, во-вторых, дать понять остальным государствам, что Китай готов занять место в ряду главных мировых держав. Ведь фактически любая обнародованная фотография того или иного прототипа - это попытка Китая продемонстрировать, что страна может не только копировать чужие технологии и решения, но и создавать свои собственные, "не хуже, чем у других".
 
Брат-близнец
 
26 апреля 2011 года ряд китайских СМИ обнародовали серию фотографий нового палубного истребителя J-15 (Цзянь-15) Flying Shark. Эти снимки выполнены в шпионском стиле (как если бы фотограф прятался в кустах или за мусорным баком), однако сам факт появления таких фотографий в печати говорит о том, что Пекин не возражает против их публикации. И все же сам стиль снимков намекает, что официальный Китай к ним никакого отношения не имеет. Почему так, не понятно.
 
Как бы то ни было, снимки J-15 были сделаны на площадке Завода №112 китайского авиастроительного предприятия Shenyang Aircraft Corporation на северо-востоке страны. Фотографии 25 апреля появились на китайских военных форумах cjdby.net и fyjs.cn и только на следующий день их напечатали официальные китайские СМИ. Предположительно, истребитель уже прошел серию заводских испытаний. Видео одного из них можно посмотреть здесь.
 
По данным китайского издания Global Times, первый полет самолета состоялся 31 августа 2009 года. Подробности о проекте засекречены. Предположительно, Китаю потребуется еще несколько лет на проведение летных испытаний J-15. Считается также, что новый самолет будет принят на вооружение после 2015 года, хотя его носитель - авианосец "Ши Лан" (бывший "Варяг") может приступить к ходовым испытаниям уже в 2011 году и поступить на вооружение - в 2012-м.
 
Существуют две версии происхождения J-15. Первая, которой придерживаются большинство российских и западных экспертов, сводится к тому, что Китай в 2005 году (по другим данным, в 2001-м) приобрел у Украины один из первых прототипов советского палубного истребителя Су-33 - Т-10К-3. Прототип китайского палубного истребителя является копией купленного у Украины самолета. Судя по снимкам, самолет оснащен складывающимся крылом (считается, что такая технология несколько лет назад Китаю была недоступна), укороченной хвостовой балкой и усиленным шасси.
 
Вторая версия - китайского происхождения. Ряд китайских СМИ утверждают, что несмотря на поразительное внешнее сходство J-15 и Су-33, первый разработан на основе истребителя J-11B, который в свою очередь является доработанной копией Су-27СК. Изменения касаются, в первую очередь, широкого использования радиопоглощающих покрытий, радара с активной фазированной антенной решеткой китайской разработки и переднего цельноповоротного горизонтального оперения. В любом случае, из обеих версий следует, что J-15 - измененная копия одного из советских проектов.
 
Предположительно, на J-15 установлены двигатели Shenyang WS-10A китайской разработки, способные развивать тягу в 132 килоньютона при использовании форсажа. Считается, что улучшенная версия этих двигателей - WS-10G - используется на прототипе китайского истребителя-бомбардировщика пятого поколения J-20, совершившего первый полет 11 января 2011 года. Другие технические подробности о J-15 пока неизвестны. Если судить по фотографиям, J-15 имеет такое же строение планера, как и Су-33, построенный по схеме интегрального триплана с передним горизонтальным оперением.
 
Су-33 способен развивать скорость до 2,3 тысячи километров в час и совершать полеты на расстояние до трех тысяч километров. На истребителе установлены двигатели АЛ-31Ф серии 3, способные выдавать тягу в 122,6 килоньютона в режиме форсажа. Самолет вооружен 30-миллиметровой пушкой и имеет 12 точек подвески для управляемых и неуправляемых ракет, свободнопадающих бомб и бомбовых кассет. Общая масса боевой нагрузки истребителя может составлять до 6,5 тонны.
 
Любопытно, что ранее Китай вел переговоры с Россией о покупке партии из 50 Су-33, однако впоследствии сократил размер возможного заказа до двух самолетов. Вскоре после этого Россия прекратила переговоры о продаже истребителей. По одним данным, прекращение переговоров связано с опасением утечки технологий, как это произошло в случае с J-11 (копия Су-27), по другим - с началом испытаний истребителя J-11B, разработанного на базе Су-27 в нарушение договоренностей о защите интеллектуальной собственности.
 
Мастерство копирования
 
Китай занимается активным копированием советских и российских авиационных технологий, причем зачастую копии оригиналов поставляются на экспорт. В настоящее время в Китае для местных ВВС производятся самолеты J-7, H-6, Y-5, Y-7 и Y-8 - модернизированные копии российских и украинских МиГ-19, МиГ-21, Ту-16, Ан-2, Ан-24 и Ан-12 соответственно. И это помимо уже упомянутых истребителей серии J-11 (J-11B, J-11C, J-11D).
 
25 апреля 2011 года на китайских форумах появилась информация о том, что Пекин, вероятно, приступил к испытаниям нового истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой J-18 Red Eagle. Официально начало испытаний самолета подтверждено не было. Предположительно, летные испытания J-18 состоялись в начале апреля 2011 года. Полеты выполнял самолет, внешне похожий на российский палубный истребитель Су-33. Почему очевидцы посчитали, что выполнявший полеты самолет является именно J-18, не уточняется.
 
Китай еще в 2005 году объявил, что намерен создать истребитель, аналогичный американскому перспективному F-35B Lightning II. Подробности о китайском проекте J-18 пока не известны. Вероятнее всего, сведения о нем являются уткой. Ведь если самолет был скопирован с Су-33, то для реализации технологии укороченного взлета и вертикальной посадки на J-18 китайским инженерам пришлось бы много поработать. Так, масса полностью снаряженного Су-33 составляет 33 тонны. Для сравнения, у самолета с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B Harrier этот показатель составляет 10,4 тонны, у советского Як-141 он же составлял 19,5 тонны при разбеге в 120 метров, а у F-35B - 22,5 тонны.
 
То есть, создать тяжелый истребитель с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки теоретически возможно, но целесообразность и экономическая оправданность такого самолета будут весьма спорными. Ведь разработка такой машины потребует неординарных технических решений, а ее использование будет очень дорогим - для короткого взлета и вертикальной посадки потребуется значительно больше топлива, чем для обычного палубного истребителя. Кроме того, к двигателям, шасси и конструкции самолетов такого типа предъявляются особенно жесткие требования.
 
Ранее в сети неоднократно появлялась информация, что Shenyang Aircraft Corporation занимается разработкой истребителя J-16, или версии J-11B, доработанной с применением технологии малозаметности. Кроме того, создается дальний истребитель-бомбардировщик J-17 (измененная копия Су-34) и J-19 (более тяжелая версия J-11B). Власти Китая официально информацию об этих разработках не подтверждают. Подробных сведений об этих самолетах также пока нет.
 
В феврале 2011 года директор российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев рассказал, что в 2008 году с Китаем было подписано специальное соглашение по линии Министерства юстиции, которое, впрочем, не разрешило вопроса с нелицензионным копированием советской и российской техники. "В послевоенное время и потом, во времена СССР, мы поставляли в Китай целые линии по производству тех или иных изделий. Тогда не требовалось подписания каких-то бумаг, у нас на сей счет и документов-то никаких нет. И претензий серьезных теперь предъявить не можем", - пояснил Дмитриев.
 
Положение осложняется также и тем, что Китай, копируя российскую военную продукцию, вносил в нее собственные изменения. "Эти изделия уже не наши, а сделаны с серьезным участием китайской военной промышленности. Китайцы считают их своими. Здесь очень трудно договариваться", - констатировал Дмитриев, добавив, что в настоящее время военно-техническое сотрудничество с Китаем пошло на спад из-за быстрого развития промышленности этой страны, которая уже в состоянии самостоятельно обеспечивать многие свои потребности.
 
Будущее китайской авиации
 
Во второй половине 2010 года в России разгорелся спор относительно поставки в Китай российских реактивных двигателей, которые используются на различных китайских истребителях. В начале июля 2010 года компании "Сухой" и "МиГ" выступили против заключения нового контракта с Китаем на поставку двигателей РД-93, которые используются на истребителях FC-1 и их экспортных вариантах (JF-17 Thunder). Поводом для протеста стало намерение Китая поставлять FC-1 в Египет. На этот же рынок намерена выйти РСК "МиГ" с МиГ-29.
 
Позже стало известно, что поставки двигателей в Китай все же будут продолжены. Речь шла о силовых установках АЛ-31Ф для Су-27 и Су-30, а также АЛ-31ФН для китайских истребителей J-10. Как пояснили замдиректор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев и генеральный директор компаний "Сухой" и "МиГ" Михаил Погосян, Россия продолжит поставки двигателей, поскольку китайские истребители не составляют серьезной конкуренции российским боевым самолетам. По словам Михеева, тактико-технические характеристики китайских самолетов "еще далеки от российских".
 
И это, вероятно, правда. Дело в том, что мало скопировать внешний вид той или иной военной техники. Чтобы полученная копия не уступала по своим качествам оригиналу, необходимо, чтобы самолет был создан в соответствии с технической документацией, технологией производства, с применением именно тех материалов, которые были предусмотрены конструкторами. А ведь кроме этого, еще необходимо знать, как собирать самолет и как его потом эксплуатировать. В этом плане китайские инженеры продвигаются на ощупь.
 
Например, Китай уже много лет занимается копированием российских двигателей АЛ-31Ф и РД-93, однако копии обладают практически вдвое меньшим эксплуатационным ресурсом и надежностью. Ранее представители ВВС некоторых стран-операторов китайских истребителей, в частности, Шри-Ланки, Судана и Намибии, заявляли, что самолеты обладают небольшим межремонтным ресурсом, однако представляют собой более дешевую альтернативу российской продукции.
 
Тем не менее путь реверс-инжиниринга, избранный Китаем, теоретически может помочь стране сократить отставание в военной сфере от передовых держав. Ведь в этом случае экономится время на испытание и доводку собственных прототипов, нарабатывается уникальный опыт переиначивания чужих технологических решений с целью создания своих. А при соответствующих темпах развития промышленности возможен и шаг к созданию собственных образцов военной техники.
 
Что такой шаг уже сделан, Китай решил показать в январе 2011 года, когда начал летные испытания истребителя-бомбардировщика J-20, созданного, якобы, по китайским чертежам с применением китайских, а не заимствованных технологий. Сложно судить, насколько уникальным получился истребитель, в котором специалисты сразу же углядели черты американского F-22 Raptor и российских Т-50 (ПАК ФА) и МиГ 1.44. Но эволюция навыков китайских конструкторов и инженеров, очевидно, все же идет.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBzot2
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/city/appliances/fridge/dlv/msk/, лучшие цены тут.
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/dlv/kruglosutochno/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer