Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МиГ неудачи


29 апреля 2011 года Александр Реутов, Сергей Строкань, Иван Сафронов-мл., Елена Киселева, КоммерсантЪ


Россия проиграла крупнейший в этом веке оружейный тендер — на поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолета (MMRCA), на который выставляла свой МиГ-35. Сделка предусматривает поставку 126 истребителей и оценивается более чем в $10 млрд. Дальнейшую борьбу за "контракт века" продолжат французский Rafale и Eurofighter Typhoon. Утешением для Москвы может стать то, что тендер проиграли также американские Boeing Co. и Lockheed Martin. Но для МиГ-35 поражение критично: оно фактически означает, что эти истребители не получат и ВВС РФ, а также сильно снижает шансы продать их еще кому-нибудь в мире.

Министерство обороны Индии вчера оповестило "Рособоронэкспорт" и РСК МиГ о промежуточных итогах объявленного еще в 2007 году тендера MMRCA: у России самолеты закупаться точно не будут. Об этом официально объявил "Рособоронэкспорт". Источник, близкий к компании, пояснил "Ъ", что письмо индийской стороны было получено в ночь на четверг. "Индийская сторона проинформировала нас о промежуточных итогах тендера с детальным анализом причин отказа от приобретения российской техники. В письме содержится 14 пунктов, в каждом из которых детально проанализированы недостатки нашего предложения",— сообщил собеседник "Ъ", уточнив, что одна из претензий индийской стороны касается двигателей. 
 
Между тем с самого начала тендера и вплоть до начала этого года многие российские представители ВПК и высокопоставленные чиновники были уверены, что именно российский истребитель победит в конкурсе (см. справку на этой странице). Индийские эксперты также довольно высоко оценивали шансы МиГ-35, который, в частности, выигрывал у конкурентов за счет своей более низкой цены: Eurofighter Typhoon и Rafale заметно дороже. К тому же, в отличие от "МиГов", оба новейших европейских истребителя до самого последнего времени (событий в Ливии) практически ни разу не использовались в реальных боевых действиях. 
 
Шансы американских Boeing и Lockheed Martin также выглядели менее предпочтительными. Эксперты в Дели признавали, что здесь играют роль политические соображения. Они указывали, что в случае с США в долгосрочной перспективе никогда не известно, не подпадут ли те или иные виды вооружений, продаваемые Индии, под санкции. Тем более, до недавнего времени Индия имела печальный опыт американских санкций в связи с развитием своих ядерных программ. В последние годы ситуация улучшилась, и военно-техническое сотрудничество с Америкой резко активизировалось, однако "груз исторической памяти" дает о себе знать. В случае со столь крупным и жизненно важным для ВВС Индии контрактом там не могли не учитывать и малейшие риски. 
 
И тем не менее в США поражение Boeing и Lockheed Martin восприняли крайне болезненно. Американский посол в Дели Тимоти Ремер вчера заявил, что США "глубоко разочарованы" предварительными итогами тендера, а затем неожиданно подал в отставку. Ведь все участники боролись до конца (об истории тендера см. справку на стр. 3). А на завершающем этапе поддержку своим производителям оказывали первые лица: президенты РФ и Франции Дмитрий Медведев и Никола Саркози, премьер Великобритании Дэвид Кэмерон и президент США Барак Обама. Но Индия сделала именно тот выбор, который посчитала нужным для себя в настоящий момент, в пользу Европы. 
 
В Дели всегда особо подчеркивали, что диверсификация источников получения вооружений является ключевым принципом оборонной стратегии Индии. Так, на вооружении индийских ВВС в настоящее время находятся французские Mirage 2000, которые в 80-е начали закупать параллельно с советскими МиГ-29, а также британские ударные самолеты Jaguar наряду с близкими им по назначению МиГ-27. В последнее десятилетие Индия отдала России крупнейшие оборонные контракты: на авианосец "Адмирал Горшков" и группировку МиГ-29К для него, на фрегаты и аренду атомной подлодки. 
 
Именно с Москвой Дели подписался создавать крылатые ракеты BrahMos, истребитель пятого поколения и новый транспортный самолет MTA. У США же впервые в истории Индии были закуплены, в частности, новейшие морские патрульные самолеты P-8 и военно-транспортные С-130. И "ключевой принцип оборонной стратегии" страны явно требовал сделать шаг в сторону Европы. 
 
Тем более что это сулило и определенные технологические выгоды. В частности, как пояснил "Ъ" шеф московского бюро индийского государственного информагентства Press Trust of India Винай Шукла, "ставка, которую индийская сторона сделала в итоге на европейских производителей, объясняется тем, что приобретение их истребителей позволит Индии получить технологию, оптимально подходящую для реализации собственной программы TEJAS по созданию индийского легкого истребителя". В свою очередь, по словам господина Шуклы, российская технология, которую Индия могла получить в случае приобретения МиГ-35, для программы создания легкого истребителя TEJAS не подходит. "России же вообще грех жаловаться,— заявил "Ъ" господин Шукла.— Российские самолеты традиционно и так занимают значительное место в парке индийских ВВС". 
 
С этим согласен и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. "Это поражение — естественное порождение наших предыдущих побед",— считает он. Господин Пухов напомнил, что Россия еще в 1990-е годы приступила к перевооружению индийских ВВС. В результате к настоящему времени в копилке российских авиастроителей есть сделки по поставке, а также сборке в Индии в общей сложности 248 истребителей Су-30МКИ на общую сумму $7,75 млрд. 
 
Для ВМС Индии предназначены 45 корабельных истребителей МиГ-29К на сумму $2,232 млрд. Еще один контракт на $964 млн предусматривает модернизацию поставленных ранее истребителей МиГ-29. "Мы уже приблизились к тому, чтобы взять больше половины индийского парка боевой авиации",— констатирует Руслан Пухов. Кроме того, напоминает эксперт, условием тендера подразумевалось, что у претендента налажено производство самолета. "О МиГ-35 этого сказать пока нельзя",— заявил "Ъ" господин Пухов. 
 
Стоит отметить, что в Москве предполагали, что тендер MMRCA может закончиться неудачно для российского участника. "Зная индийскую сторону и ее любовь к диверсификации своих поставщиков, шансов выиграть этот тендер было объективно немного",— констатировал вчера источник "Ъ" в Минобороны РФ. "В условиях контроля Россией рынка тяжелых истребителей Индии (СУ-30МКИ.— "Ъ") едва ли индийская сторона захотела бы отдавать нам еще и рынок средних истребителей,— считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.— Даже если бы этот тендер и достался нам, то не факт, что производственных возможностей хватило бы на выполнение этого контракта". И, по данным "Ъ", эти сомнения эксперта вполне разделяют некоторые высокопоставленные руководители российского авиапрома. 
 
В этом контексте интересно, что в начале года, за считаные месяцы до объявления решения по тендеру, МиГ-35, в отличие от всех конкурентов по MMRCA, даже не прибыл на главный авиасалон страны-покупателя — Aero India-2011 в Бангалоре. При этом представители правительства Индии официально заявляли, что через своего посла в Москве они пытались не только выяснить причины неявки, но убедить Россию все-таки прислать самолет, но так ничего и не добились. 
 
Как бы то ни было, но в России вчера старались не драматизировать ситуацию. В своем официальном заявлении "Рособоронэкспорт" и ОАК считают, что принятое решение является исключительным правом выбора индийской стороны поставщика авиационной техники. "Несколько лет назад, когда тендер начинался, этот контракт был вопросом жизни и смерти для "МиГа" (РСК "МиГ".— "Ъ"),— пояснил Руслан Пухов.— Сейчас же у "МиГа" помимо бирманского контракта есть опцион на корабельные самолеты для той же Индии, есть два контракта по модернизации — в Сирии и опять же Индии. А в ближайшее время ожидается заключение контракта на поставку корабельных самолетов для ВМФ РФ". 
 
Однако определенные вопросы "жизни и смерти" поражение МиГ-35 в тендере все-таки ставит. Не так давно было объявлено, что Минобороны РФ также намерено закупить партию МиГ-35. И крупнейший контракт с Дели на 126 машин позволял существенно снизить в серии внутреннюю цену истребителя. Теперь же целесообразность развертывания его производства ради относительно небольшого заказа для ВВС РФ становится крайне сомнительной, и, скорее всего, от этих планов придется отказаться. И наконец, проигрыш в Индии ставит под удар начатое продвижение самолета на других рынках — латиноамериканском и ближневосточном. А ведь и там, и там Россия уже начала предлагать его потенциальным заказчикам.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer