Как стало известно «Ъ-MD», на прошлой неделе в Кишиневе представители государственных структур Республики Молдова провели встречу с представителями low-cost-авиакомпании WizzAir. С венгерской стороны в переговорах участвовал топ-менеджер WizzAir Джон Стефенсон.
Как писал ранее «Ъ-MD» (см. «Ъ-MD» «Low-Cost готовится к посадке в Кишиневе» от 15 марта), договоренность о визите руководства авиакомпании WizzAir в Кишинев была достигнута 9 марта в Софии на встрече посла Республики Молдова в Болгарии Александру Пригорски с президентом WizzAir Жозефом Варади.
Директор Государственной администрации гражданской авиации (ГАГА) Юрие Зиду рассказал «Ъ-MD», что «представитель WizzAir действительно приезжал в Кишинев, чтобы узнать, можно ли наладить авиаполеты в Молдове». Он также отметил, что авиакомпания согласна прийти на молдавский рынок только через три года, «но при условии, что тариф в аэропорту за обслуживание пассажиров не будет превышать двух евро». На сегодня тариф за пассажирское обслуживание составляет 6,2 евро.
Справка "Ъ-MD"
В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки.
По словам господина Зиду, представители Кишиневского аэропорта заявили, что «тариф не может опускаться, поскольку Европейский банк согласился предоставить кредит для реконструкции аэропорта при условии, что тарифы не будут снижаться».
Напомним, Европейский банк выдал Кишиневскому аэропорту кредит в размере 46,25 млн евро в целях реконструкции и сроком до 2024 года.
В аэропорту молдавской столицы не скрывают заинтересованности низкобюджетной авиакомпании WizzAir выйти на молдавский рынок. «В первую очередь венгерская компания заинтересована в либерализации рынка воздушного пространства. На данный момент авиационный рынок РМ регулируется двусторонними соглашениями между государствами», - сообщила «Ъ-MD» руководитель отдела маркетинга аэропорта Галина Телпиз.
Говоря о требовании авиаперевозчика low-cost относительно минимальной оплаты аэропорту, госпожа Телпиз отметила: «Аэропорт готов предоставить определенные скидки: 50% на взлет/посадку, 25 % - на обслуживание пассажиров, в случае ночных рейсов, при создании компанией авианаправлений, не существующих на сегодняшний день. Если же WizzAir откроет непосредственно базу в аэропорту Кишинэу (не менее пяти самолетов), то будет рассмотрена возможность предоставления дополнительных скидок».
Тот факт, что компания WizzAir проявляет интерес к молдавскому рынку, подтверждают и в Минтрансе РМ. При этом в министерстве отмечают, что авиакомпания не планирует прийти на рынок в текущем году, поскольку намерена детально изучить ряд вопросов: законодательные, технические, маркетинговые аспекты, а также статистику пассажироперевозок. «Low-cost - бюджетная авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за перелет в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. Они экономят практически на всем. А аэропорт, ввиду обязательства перед Европейским банком, пока не в состоянии снизить тарифы», - прокомментировал «Ъ-MD» ситуацию начальник службы воздушного транспорта Валентин Доготарь.
Один из инициаторов недавних переговоров, представитель WizzAir в Болгарии Кристиан Крыстев рассказал «Ъ-MD», что руководство венгерской авиакомпании осталось довольно визитом в Кишинев и встречами с властями. «Думаю, если такой подход будет и дальше, то компания сможет начать со временем полеты из Кишиневского аэропорта», - сказал господин Крыстев. По его словам, из штаб-квартиры WizzAir отправили предложения по возможности открытия в Кишиневском аэропорту региональной базы с несколькими самолетами. Из Кишинева могли бы осуществляться полеты по таким направлениям, как Италия, Германия и Испания.
Как отметил один из болгарских экспертов, опыт Болгарии, откуда пошла инициатива о возможности сотрудничества между авиакомпанией WizzAir и Молдовой, показал, что привлечь авиаперевозчиков можно с помощью скидок на таксы и концессионирования аэропортов. Вопрос о том, планирует ли молдавское правительство отдать в концессию Кишиневский аэропорт, также был поставлен венгерской авиакомпанией в ходе минувших переговоров.
Комментируя «Ъ-MD» возможный приход на молдавский рынок низкотарифной компании, в Moldavian Airlines говорят, что «на первый взгляд, появление новой бюджетной авиакомпании не должно приветствоваться с нашей стороны (с конкурентной точки зрения)». «Тем не менее мы полностью поддерживаем появление low-cost-авиаперевозок на рынке Молдовы, так как это будет способствовать либерализации рынка воздушного пространства, то есть присоединению к «Открытому небу» (общеевропейское соглашение о режиме свободных полетов. - «Ъ-MD»)», - подчеркнули в Moldavian Airlines. При этом один из представителей Moldavian Airlines, пожелавший остаться неизвестным, добавил, что «рынок не должен быть монополизирован, условия для всех авиакомпаний должны быть равными». «Конкуренция должна быть. Но должна быть честной», - подытожил источник.
В свою очередь, коммерческий директор государственной компании Air Moldova Андрей Цуркан появление low-cost-компании прокомментировал так: «Конечно, присутствие новых конкурентов на рынке может снизить нашу долю в авиаперевозках, но она уменьшится незначительно. Учитывая географическое и геополитическое расположение нашей страны, присоединившись к «Открытому небу», у нас появляется возможность привлечь на свои рейсы трансферных пассажиров через Кишиневский аэропорт».
Другие представители местного авиарынка возможное появление бюджетной компании комментируют неохотно, ссылаясь на то, что это «не в их компетенции».
Как рассказал источник «Ъ-MD», близкий к переговорам с компанией WizzAir, существует лобби, которое всячески защищает интересы национального авиаперевозчика Air Moldova и пытается не допустить новых игроков на молдавский рынок. По его словам, лобби работает против воли премьер-министра Владимира Филата, который не раз говорил о необходимости либерализации рынка авиаперелетов в пользу потребителей.
А в случае прихода на рынок подобного WizzAir перевозчика, погрязшая в долгах Air Moldova может обанкротиться, а «кое-кто из транспортных чиновников» может потерять «кормушку». По словам источника «Ъ-MD», подобная перспектива пугает государственное предприятие Air Moldova, где заработки топ-менеджеров с учетом различных бонусов могут превышать 50 и даже 100 тыс. леев в месяц.
Источник также считает, что контракт о кредите с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) на реконструкцию Кишиневского аэропорта подписан не в пользу Молдовы и при отсутствии новых полетов. И непонятно, как долго будет выплачиваться.
В то же время представитель одной из авиакомпаний, также пожелавший остаться неназванным, рассказал «Ъ-MD», что «low-cost-компании, как правило, входят в консорциумы и работают на устранение конкурентов. Их приход на рынок - это лишь подготовка к приходу крупных игроков». По его мнению, низкотарифная компания будет три-четыре месяца работать себе в убыток, а потом в Молдову придет какой-нибудь гигант как Lufthansa, Air France или Delta. «Вы видели где-то в Европе бюджетную компанию как крупного игрока?!» - задается вопросом представитель местной авиакомпании. «Такого нет. Потому что low-cost — это чартерные рейсы на определенные направления. Он не полетит, если не будет полным. А регулярная авиакомпания как троллейбус: полный или неполный, а ехать надо», - резюмировал сотрудник.
По мнению директора независимого аналитического центра Expert-Grup Александра Опруненко, появление бюджетной low-cost-компании окажет позитивное влияние не только на воздушный рынок, но и на весь молдавский рынок в целом. «В первую очередь это будет выгодно клиентам. Ввиду существенного понижения цен. Во-вторых, это будет выгодно государству. Так как страна станет более открытой. В том числе и для зарубежных инвесторов». Господин Опруненко выдвинул предположение, что Кишиневский аэропорт «может оказаться связующим звеном между Европой и Азией».
Справка "Ъ-MD"
Wizz Air - польско-венгерская low-cost-авиакомпания, работающая на восточноевропейском рынке авиаперевозок с 2003 года. Штаб-квартира авиакомпании находится в венгерском городе Вечеш, в то время как базовым аэропортом является международный аэропорт Катовице (Польша).
Справка "Ъ-MD"
Wizz Air - польско-венгерская low-cost-авиакомпания, работающая на восточноевропейском рынке авиаперевозок с 2003 года. Штаб-квартира авиакомпании находится в венгерском городе Вечеш, в то время как базовым аэропортом является международный аэропорт Катовице (Польша).



