Проблемными вопросами эксплуатации авиационной техники военного назначения являются низкая технологичность и, соответственно, недопустимо высокая стоимость ее технического обслуживания. Особенно это касается отечественных самолетов ФА при всех их превосходных летно-тактических характеристиках и при относительно большом спросе у зарубежных покупателей. Одной из причин такого положения дел является необоснованное многообразие и техническое несовершенство средств эксплуатационного контроля (СЭК).
Первое характерно не только для различных типов самолетов ФА (Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-29, МиГ-35 и др.), но даже для различных типов бортового оборудования одной и той же модификации самолета.
Ярким примером многообразия СЭК одного и того же функционального назначения даже для одних и тех же типов самолетов ФА являются наземные устройства обработки (НУО) полетной информации типа ТОПАЗ-М, АРМ-ТСВ и АСЭК-24 («Что мешает расследованию авиационных происшествий», «Авиапанорама» №№ 3, 4-2010 г.). Все три типа НУО предназначены для обслуживания самолетов типа Су-24. При этом абсолютно не обеспечена их информационная совместимость, что препятствует формированию и обработке баз данных о техническом состоянии всего парка эксплуатируемых самолетов типа Су-24.
Необоснованное многообразие СЭК различных видов оборудования наблюдается и для самолетов ФА новых поколений (Су-35, Т-50). Достаточно отметить, что для эксплуатации бортового оборудования только системы управления вооружением самолета Су-35 запланирована разработка и внедрение до 10 не совместимых между собой компьютеризированных СЭК.
Чрезмерная номенклатура системы СЭК создает большие проблемы по обеспечению обслуживания различных типов самолетов на аэродромах смешанного базирования, а также при перебазировании авиационной части. Особенно это может проявляться в условиях ведения боевых действий. Кроме того, разнообразие аппаратно-программной реализации пользовательских интерфейсов СЭК создает определенные трудности в технической подготовке обслуживающего персонала.
Одним из направлений в решении этих проблем является внедрение унифицированных СЭК, разработанных по согласованным с НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы) 4 ЦНИИ Минобороны России техническим заданиям. При этом в целях унификации СЭК должны быть предъявлены требования по интеграции решений задач обслуживания различных видов оборудования на базе единых и информационно совместимых аппаратных средств. Такой подход к интеграции СЭК позволит обеспечить возможность:
• уменьшения номенклатуры с существенным снижением габаритов и стоимости всей системы СЭК;
• информационной совместимости СЭК с созданием и обработкой единых баз данных о техническом состоянии парка эксплуатируемых самолетов ФА;
• существенного повышения уровня достоверности и автоматизации процедур контроля различных видов объектов обслуживания за счет применения унифицированных и наиболее совершенных методов и алгоритмов обработки информации;
• повышения живучести системы СЭК за счет дублирования функций контроля различного оборудования в унифицированных СЭК.
Создание системы унифицированных СЭК возможно в рамках разрабатываемой в НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы) 4 ЦНИИ Минобороны России «Концепции разработки и внедрения информационно-диагностической системы (ИДС) обеспечения обслуживания самолетов ФА» («Эксплуатация самолета будущего должна начинаться сегодня», «Авиапанорама», №5-2008).
В основу указанной концепции положены следующие организационные принципы:
• технические задания на составные части ИДС ФА разрабатываются НИО военно-научного комплекса (ВНК) Минобороны РФ;
• составные части ИДС ФА разрабатываются на конкурсной основе;
• военно-научное сопровождение ОКР по созданию составных частей ИДС ФА осуществляет 4 ЦНИИ Минобороны РФ.
Первые результаты реализации «Концепции разработки и внедрения ИДС обеспечения обслуживания самолетов ФА» получены при разработке информационно-диагностического средства применительно к задаче обеспечения обслуживания силовых установок самолетов типа Су-27, Су-30, Су-33 и Су-34 (ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М»). В настоящее время при военно-научном сопровождении НИЦ ЭРАТ ведутся инициативные ОКР по доработке ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М» применительно к самолетам типа Су-35 и МиГ-29. Рассматриваются проекты унификации ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М» для самолетов МиГ-35 и Т-50, а также расширение функций ИДС по обеспечению обслуживания таких систем самолетов ФА, как система управления вооружением, топливная система, система кондиционирования воздуха, система электроснабжения и другие.
Первый опыт внедрения ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М» подтвердил правильность выбранного пути унификации системы СЭК ФА на базе основных положений «Концепции разработки и внедрения ИДС обеспечения обслуживания самолетов ФА».



