Как пример, в городе Жуковском в 2010 году решением администрации создан молодежный городской летно-технический центр, который включает в себя авиамодельную секцию, клуб технического творчества, юношескую планерную школу и аэроклуб (используя 22-летний опыт работы УАТСЦ ЭМЗ им. В.М.Мясищева). Занятия для школьников проводятся бесплатно на базе школ, техникумов, вузов с привлечением профессиональных преподавателей и инструкторского состава. Удалось изыскать минимальное бюджетное финансирование для оснащения центра станочным оборудованием, компьютерами, материалами для технического творчества и авиамоделирования, изготовить тренажер легкого летательного аппарата.
Если не заняться профориентацией молодежи, не будет в стране ни планеризма, ни высокопрофессиональных авиационных специалистов. Начинать нужно с детского сада и школы, ибо повернуть мировоззрение ученика 7–8 класса не так-то просто: влияет окружающая среда, родительские наставления, куда двигаться дальше и кем быть. Ребенок должен быть «окружен» возможностями посмотреть, пощупать, создать, попробовать. За партой сидеть скучно – очень нужно живое дело, должен быть виден и прочувствован конечный результат: построенная, запущенная и разбитая модель самолета, изготовленный своими руками планер или сверхлегкий летательный аппарат, осознанное чувство управления планером на высоте хотя бы 5 м.
Считаю самой правильной схемой подготовки летного состава, в том числе и планеристов, – авиамоделирование – компьютерное пилотирование – полеты в юношеских планерных школах (ЮПШ) на планере, мотопланере – полеты на самолете. Конечно же, такой путь требует больше времени и средств, чем обучение сразу на самолете. Но если начинать обучение с 6 класса средней школы, то до 11 класса времени вполне достаточно.
Кстати, Московский авиаремонтный завод (МАРЗ) готов даже за свои деньги начать воспроизводство планеров ЛАК-16 для ЮПШ.
Зарабатывать полетами в аэроклубах ДОСААФ на спортивной технике, тем более планерной, невозможно. Летная подготовка молодежи в аэроклубах должна быть бесплатной, другое дело, что при аэроклубах можно и нужно создавать АУЦ (авиационные учебные центры в рамках гражданской авиации), где готовить частных пилотов за плату, с выдачей свидетельств частного пилота. Может быть, даже обязать аэроклубы иметь в своей структуре авиамодельные лаборатории, а в планерных клубах – ЮПШ.
Наше государство действительно стало другим, но сегодняшняя ориентация его на воспроизводство технических специальностей – это большое подспорье к возрождению авиации и, в частности, планеризма.
Согласен с г-ном Федоровым (см. «Авиапанорама» №1-2011) в том, что нужно внедрять в России мотопланеры, в том числе, и в систему обучения. Однако стоимость мотопланера высока, да и без буксировочных полетов в планеризме не обойтись.
Где летать? Считаю, что всюду, где есть аэродромы и посадочные площадки. Препятствий в этом нет. Нужно только грамотное решение вопросов взаимодействия различных структур, базирующихся на аэродроме и проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность полетов.



