В доперестроечные времена во многих средних школах, технических станциях, дворцах пионеров действовали авиамодельные кружки, в которых школьники приобщались к азам авиации, а в планерных школах (ЮПШ) и аэроклубах ДОСААФ могли реализовать свою мечту стать планеристом и, в дальнейшем, в летных училищах – летчиком военной или гражданской авиации. Через это прошли очень многие и многие летчики страны.
Авиамоделизм приобщает юношей также и к авиационному конструированию, что и стало моей судьбой в авиации.
После окончания Харьковского авиационного института в 1957 году я оказался в конструкторском отделе авиационного завода в г. Комсомольске на Амуре, где в то время запускались в серию цельнометаллические спортивные планеры А-11 и А-13, в проектировании которых и я участвовал, будучи студентом-дипломником на практике в ОКБ О.К. Антонова.
До 1960 года было построено 200 планеров, но они не предназначались для соревнований планеристов-спортсменов: А-11 – рекордный планер, а А-13 акробатический (пилотажный). Всесоюзные же соревнования проводились на учебных планерах L-13 «Бланик», закупленных в Чехословакии.
Конечно, было грустно видеть эти соревнования молодых планеристов на полутонных, громоздких учебных планерах, используемых не по назначению, но тогда ДОСААФ не имел легких одноместных планеров-парителей для проведения соревнований. Был объявлен конкурс на создание таких планеров «стандартного» класса.
Многие конструкторские коллективы того времени приняли участие в конкурсе. Мои проекты были замечены в ЦК ДОСААФ и там же на заводе в Комсомольске на Амуре были построены, а затем успешно испытаны в ЛИИ (г. Жуковский) легкие планеры- парители: Амур (1960 г.), Вега (1963 г.) и Вега-2 (1967 г.).
Они также испытывались и в условиях всесоюзных соревнований планеристов, и в сравнении с зарубежными планерами на тренировочных сборах лучших планеристов страны. Но, несмотря на то, что мои планеры имели высокие летно-технические характеристики на уровне зарубежных аналогов, они, к сожалению, серийно не строились, как впрочем, и планеры других отечественных конструкторов. Причина – изменилась политика: в системе СЭВ тематика легкомоторной авиации и планеров была передана для производства стран народной демократии. Однако мой опыт в конструировании и испытании спортивных планеров не пропал и пригодился в дальнейшей моей работе в ОКБ ЭМЗ им. В.М. Мясищева при проектировании и создании инициативных (кстати) проектов легких самолетов, в частности, многоцелевого самолета М-101Т «Гжель» и его модификаций. ( Авиапанорама №2.2010г, №3 2010г, №4 2010г, №5-6 2010г.
Я за массовый авиамоделизм и планеризм – школу конструкторов и летчиков!



