Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Планеризм может принести нашему обществу неоценимую пользу


11 мая 2011 года Валерий Селиванов, Авиапанорама


Конечно, сейчас проще начать летное обучение на легком самолете, типа МАИ-890 «Авиатика» или «Сигма-4» или «Икарус» С-42, но для самостоятельных полетов на них нужен возраст 16 лет. На планерах можно начинать летать самостоятельно с 14 лет. За два года можно очень здорово подготовиться к полетам на самолете и при этом ощутить несравнимое чувство свободного полета, попробовать самому найти восходящий поток и ощутить его не только вариометром и свистом воздуха. Можно легко набрать высоту больше высоты отцепки троса буксировщика или лебедки. В этих полетах планерист учится чувствовать машину, учится глазомеру и расчету, визуальной ориентировке и многим другим авиационным азам. Полеты на парение и, особенно, на пилотаж на планере – это надежный фундамент будущего летчика (пилота) профессионала.

Планер является самым совершенным летательным аппаратом,  по главному критерию – аэродинамическое качество – ему нет равных среди рукотворных летательных аппаратов. Лобовое сопротивление планера в 30–60 раз меньше подъемной силы. Т.е. для планера с полетным весом 300 кг для сохранения высоты полета без снижения потребуется всего 6 (!) кг тяги.
 
 Полностью согласен с высказываниями  В.Ф. Спивака и  В.П. Кузьмичева, частично не согласен с В.Е. Федоровым.  По вопросу отказа от обучения на одноместных планерах мне ближе мнение И.И. Шелеста, летчика-испытателя и писателя.
 
Игорь Иванович считал, что освоение планера самостоятельно, без вывозных полетов с инструктором, очень важно для воспитания личности летчика, особенно боевого. Ведь на каждый маневр противника не дашь контрольный полет, и учиться придется в воздухе самому. Такой личностью был Александр Иванович Покрышкин, ставший создателем новой тактики истребительной авиации, что признали даже наши враги, а командир полка пытался отдать Покрышкина под суд военного трибунала за нарушение требований устаревшего боевого устава.
 
Меня удивляет отношение к авиационным видам спорта наших авиационных ведомств. Пока они жалуются: нет специалистов-пилотов, инженеров, техников (гражданская авиация); нет инженеров-конструкторов (ОАК). Военные пока молчат, но скоро, через 2–3 года, и у них будет острейший дефицит летчиков. Но никто из них в упор не видит авиационные виды спорта и не хочет помогать им в их развитии. ОАК, например, является спонсором баскетбольного клуба в Москве. 
 
Когда-то в каждом областном центре СССР был обязательно аэроклуб, в городских парках были парашютные вышки. Сейчас аэроклубов почти не осталось. Аэродромы застраиваются.  Даже в Москве, на наших глазах, сверхприбыльный строительный «бизнес» поглотил 4(!) аэродрома:
 
– Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе, историческая Ходынка;
 
– аэродром «Тушино»;
 
– аэродром «Мячково»;
 
– аэропорт «Быково» закрыт и выставлен на торги.
 
Предлагаю все аэродромы России занести в Красную книгу, и разрешение на их ликвидацию, застройку должен давать только Президент России.
 
Пока ни в Минтрансе, ни в Минобороны не нашлось государственно мыслящего человека, задумавшегося о том, что развитие авиатехники идет как к увеличению скорости и высоты полета, так и к уменьшению посадочной скорости. Следовательно, должны появиться новые безопасные и очень необходимые летательные аппараты, способные садиться в центре города. Но аэродромы застроены, деньги поделены и вывезены…
В нашем родном государстве существуют ведомства и их подразделения с красивыми названиями: «…государственной политики в сфере …», только государственной политики не видно.
 
До середины XX века дети, как правило, подражая и помогая родителям, много находились на свежем воздухе,  на природе, общались с животными, простыми механизмами и инструментами, общались с товарищами и жили в реальном мире, иллюзий и фантазий было очень мало. Государственная пропаганда в СССР нацеливала молодежь на труд и службу Родине, гарантировала уверенность в завтрашнем дне и никого ничем не пугала. В XXI веке в России государственную идеологию запрещает 13 статья конституции. Свобода информации породила огромный поток коммерческой ложной информации, однобокой, фантастической. Вал информации и импортных игр из Интернета только усугубляет положение.  Часто нацеленной на ошарашивание, запугивание потребителя, обращение не  к разуму, а к инстинктам. В итоге у подростков формируется ложный образ окружающего мира. И попробуйте за это с кого-либо спросить…
 
Телевидение в большей части так же сбивает с толку, угадай, выиграй, сникерсни, ухвати…  Практиковавшаяся  ранее в  советской  школе ранняя профориентация забыта, и школьники к выпуску не могут определить свою профессиональную направленность.
 
Работа в авиамодельных и планерных кружках научила бы ребят работать не только головой, но и руками. Такая работа помогает лучше понимать физику, учиться делать простейшие расчеты, работать в коллективе единомышленников, заниматься полезным делом и для личности, и для общества. Вспомним, как пел В.С. Высоцкий: «И голове своей руками помогал».
 
В США нет училищ гражданской авиации. Поэтому коммерческая гражданская авиация получает молодое пополнение тремя потоками.
 
Первый и главный – отслужившие по контракту военные летчики из ВВС и авиации ВМФ.
 
Второй – из авиации национальной гвардии, где они проходят летную подготовку,  летая на современных боевых  самолетах.
 
Третий – из авиации общего назначения.
 
У нас эти потоки перерублены и загублены бюрократией.
 
Система авиации ДОСААФ СССР, позволявшая каждому мальчишке  почти любого областного центра заниматься в аэроклубе бесплатно одним или двумя видами авиационного спорта (летать на планере, самолете или прыгать с парашютом) разрушена. Теперь мальчишке за все нужно платить, а где взять деньги. Если парашютный прыжок обойдется в полторы тысячи рублей, то 1-часовой полет на самом дешевом самолете не менее 6–8 тыс. рублей, программа пилота-любителя в 40 часов станет в 280 тысяч.
 
В качестве вывода: проблема профориентации и подготовки школьников в аэроклубах перезрела. Нужен круглый стол с участием Минобрнауки, Института авиационной и космической медицины, ВВС, «Росавиации», ДОСААФ, ФАС, Государственной Думы и Администрации Президента Российской Федерации. На нем предлагаю обсудить следующие вопросы:
 
•медицинские допуски молодежи по возрасту;
 
•финансирование аэроклубов, спонсоры, бюджет;
 
 •совместная работа школ и аэроклубов;
 
 •конкурс проектов планеров СибНИА;
 
 •серийное производство планеров.
 
И еще, «о наболевшем». Меня, посвятившего всю свою жизнь летной службе, тревожит отношение нашего общества и его руководства к катастрофам по так называемому «человеческому фактору» или ошибке пилота (летчика). Все идет к тому, что скоро наши расследователи, как в ГИБДД будут писать: «экипаж не справился с управлением». Или как раньше: бог – дал, бог – взял.
 
Но ведь каждая катастрофа – это не только неоценимые  моральные потери, американцы учат подсчитывать и моральные  потери, оценивая жизнь человека в $2 млн мы, конечно, ценим дешевле.
 
Так, катастрофа среднего пассажирского самолета – это 300–500 $млн или 10 млрд рублей. Аварийность в нашей авиации в два раза выше, чем в США. Так может быть, стоит одуматься и направить часть государственных денег не на ускоренную подготовку скороспелых пилотов, затыкая дыры, а вложить, наконец, средства в фундаментальную подготовку пилотов (летчиков), начиная со школы. Пилот, имеющий фундаментальную летную подготовку, освоивший пилотаж на планерах и самолетах, не допустит  попадания в 95%  аварийных ситуаций, приведших к катастрофе. 
 
Вкладывать средства в подготовку профессионалов экономически выгодно.
 
О себе: начал летать на планере с 15 лет, а, спустя годы, при разрушении в полете на Ту-22М3 двигателя использовал опыт планериста и спас самолет, закончил службу в ВВС летчиком-инспектором Дальней авиации.
 
P.S. Об участниках круглого стола в этом номере. В замечательной книге А.П. Красильщикова «Энциклопедия. Планеры России» последние главы посвящены металлическим планерам: «Амур» и «Вега», конструктором которых был В.Ф. Спивак. Кстати, его разработки по тысячетонному самолету высоко оценивал  Г.Е. Лозино-Лозинский, он же был автором первого проекта самолета М-101Т «Гжель».
 
В.П. Кузмичев более 20 лет возглавлял планерный клуб ЭМЗ им.В.М. Мясищева, и только в прошлом году клуб стал городским, с базовой ориентацией на аэрокосмический лицей.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer