Так получилось, что отечественный вертолет Ми-34, созданный четверть века назад, долго не находил заказчика, что не позволяло запустить машину в серийное производство. Тем временем на постсоветском пространстве «крепко» обосновалась американская компания «Робинсон». Ее легкий вертолет R44 многим казался пределом мечты. Однако в ходе эксплуатации машины ее владельцы столкнулись с рядом негативных моментов и с «кусающейся» ценой.
Появление же Ми-34С1, естественно, при условии, если промышленность решит главные задачи, связанные с его экономичностью и эксплуатационной технологичностью, может привести к серьезному изменению на отечественном вертолетном рынке.
Несмотря на годы, прошедшие с его презентаций в начале 1990-х, Ми-34С1 все еще «кот в мешке», но его рекламная цена ожидается, как минимум, в полтора раза ниже «Робинсона».
Ми-34
К разработке спортивного вертолета Ми-34, предназначенного для замены ветерана Ми-2, приступили в 1980 г. Его первый полет состоялся в ноябре 1986 г. и год спустя в воздух поднялся первый серийный экземпляр, построенный на авиазаводе в Арсеньеве (Приморский край). Однако в стране, оказавшейся в сложной экономической ситуации, реализовать задуманную программу производства и продвижения машины на рынок не удалось. Тем не менее, предприятие изыскало возможности внебюджетного финансирования и продолжило совершенствование вертолета. Но пока не решены главные задачи, связанные с повышением экономичности машины и определении ее ресурса, что позволило бы приносить эксплуатантам прибыль. Лишь после этого можно будет говорить о многофункциональности Ми-34, включая мониторинг окружающей среды, нефте-, газопроводов, линий электропередач, лесов и водоемов, коммерческие перевозки пассажиров и грузов, обучение курсантов.
А для этого необходимо не только заменить двигатель, но и повысить весовую отдачу, перейдя к широкому использованию композиционных материалов вместо металла с его многочисленными заклепками, портящими не только аэродинамику, но и внешний вид вертолета, заменить шарнирные узлы навески лопастей несущего винта эластомерными и многое другое.
Эта работа завершилась созданием сертифицированного варианта Ми-34С. Вертолет соответствует международным требованиям летной годности FAR-27 и имеет сертификаты типа Авиационного Регистра МАК на двигатель и по уровню шума на местности.
К настоящему времени предприятие выпустило 22 машины по цене около $350 тыс. Несколько Ми-34С приобрели московская милиция и Омский летно-технический колледж гражданской авиации. Они были поставлены в Казахстан, Хорватию и Нигерию.
Что касается эксплуатационных расходах, то о них говорить не приходится, поскольку ресурс вертолету никто не назначал. Правда, в СМИ встречаются сообщения том, что первый ремонт необходим после 300 часов налета из-за выработки ресурса отдельных агрегатов. Если это так, то и говорить о конкурентоспособности машины не приходится.
Летом 2007 г. российские спортсмены впервые выступили на Ми-34С, заняв призовые места в национальных чемпионатах Великобритании, Италии и Франции. 19 июля 2008 г. перед открытием VI Всероссийских вертолетных соревнований на «Кубок КБ Миля», был подписан контракт между ОАО «Вертолеты России» и Росавиацией на приобретение 20 учебных машин, а год спустя прошло сообщение о восстановлении серийного производства Ми-34.
В 2010 г. на международной выставке HeliRussia был представлен макет Ми-34С1 с двигателем М9Ф. Ожидается, что он будет дешевле «Робинсона» R44. Первый полет запланирован на середину текущего года. Однако сегодня на сайте «Вертолетов России» какой-либо информации о Ми-34С1 не найдешь.
На базе Ми-34 разработан целый ряд машин различного назначения, в том числе Ми-34С2 «Сапсан» и беспилотный Ми-34БП (для работы в опасных для человека зонах) с газотурбинными двигателями Arrius-2F и АИ-450 соответственно. Но все они пока существуют лишь на бумаге.
|
Тип
|
Ми-34С
|
Ми-34С1
|
|
Двигатель
|
М-14В-26В
|
М-9ФВ
|
|
Взлетная мощность, л.с.
|
325
|
365
|
|
Расход топлива, л/ч
|
751)
|
64–652)
|
|
Длина, м
|
8,853)
|
|
|
Высота, м
|
2,75
|
|
|
Диаметр несущего винта, м2
|
10
|
|
|
Размеры кабины, мм
длина
высота
ширина
|
2,26
1,3
1,37
|
|
|
Количество дверей
|
4
|
|
|
Максимальный взлетный вес, кг
|
1350
|
1450
|
|
Вес пустого, кг
|
1010
|
950
|
|
Запас топлива, кг
|
120 кг
|
–
|
|
Коммерческая нагрузка, кг
|
2404)
|
378
|
|
Нагрузка на мощность, кг/л.с.
|
4,15
|
~4
|
|
Скорость, км/ч
крейсерская
максимальная
|
180
220
|
180–195
240
|
|
Скороподъемность макс., м/с
|
9,15
|
8
|
|
Вертикальная скорость снижения, м/с
|
|
до 7
|
|
Практический потолок, м
|
4500
|
4450
|
|
Статический потолок5), м
|
1500
|
1930
|
|
Практическая дальность полета, км
|
360
|
4506)
|
|
Экипаж, чел.
|
2
|
1
|
|
Пассажиры, чел.
|
2
|
3
|
|
Ресурс, ч
|
–
|
–
|
|
Стоимость, $ тыс.
|
3507)
|
–
|
Примечания: 1 - на висении; 2 –оценка; 3 - с учетом винтов – 11,414 м; 4 - на внешней подвеске – 300 кг; 5 - с учетом влияния близости земли; 6 - максимальная – 570 км. 7. Выпуск Ми-34С прекращен.
«Робинсон» R.44 «Равен 1» (Raven I)
Легкий четырехместный вертолет R.44 компании Robinson Helicopter совершил первый полет в марте 1990 г. Два года спустя был получен сертификат FAA и весной 1993 г. началось его серийное производство. С тех пор машина стала популярной как среди пилотов-любителей, та и профессионалов, завоевав заслуженный авторитет во всем мире. В 1997 г. на R.44 был совершен кругосветный перелет, продемонстрировавший его высокую надежность.
Вертолет постоянно совершенствуется. Так, в 2000 г. в системе управления циклическим шагом ввели гидроусилитель и эластомерный подшипник в трансмиссии рулевого винта, педали стали регулируемыми под рост пилота.
С 2002 г. начался выпуск R.44 с новыми электросистемой и лопастями несущего винта увеличенной площади. Естественно, возросла и цена машины. В США она приблизилась к $400 тыс.
Вертолет хорошо зарекомендовал себя и в нашей стране и помимо европейской части активно эксплуатируется в Сибири и горных районах Алтая. Он используется для наблюдения за нефте- и газопроводами, ЛЭП, а «Авиалесоохраной» – для мониторинга лесных угодий. «Робинсон» перевозит и легкие грузы, в том числе и на наружной подвеске.
За неимением лучшего или хотя бы аналогичного отечественного вертолета, R.44 стал широко применяться для первоначального обучения пилотов. Для этого в крупных городах России организованы учебные центры, а на Эльбрусе организована первая в России школа для обучения полетам в горах.
Высокая весовая отдача (в значительной степени благодаря использованию композиционных материалов) и высокоэкономичный двигатель способствуют крайне низкому расходу топлива – 45–55 кг за час полета, т.е. 21,5–24 кг (около 30 л) на 100 км пути. Низкий уровень шума, легкость в управлении и система спутниковой навигации значительно снижают утомляемость пилота.
R.44 по желанию заказчика может комплектоваться полозковым или поплавковым шасси, а также карбюраторным или инжекторным двигателем.
Несмотря на растущую популярность, ему присущ ряд недостатков, включая необходимость хранения в отапливаемом ангаре, высокооктановый бензин 100LL, завозимый в РФ из-за рубежа, не решены вопросы ремонта конструкций из композиционных материалов. Замену масла необходимо производить через каждые 50 часов налёта. Многих настораживает и цена – свыше $550 тыс.
Несмотря на значительный мировой опыт, накопленный за годы эксплуатации и, казалось бы, высокую надежность «Робинсонов», избежать летных происшествий, связанных с отказами техники, не удается. Так в 2011 г. отделение части системы управления вертолетом от гидроусилителя, приведшее к фатальному исходу. Не помогла даже своевременная сигнализация и быстрая реакция пилота.
В связи с этим, было рекомендовано осуществлять проверки соединений в системе управления вертолетом, особенно в верхних и нижних частях сервомеханизмов.
Регламентные работы проводятся с интервалом в 100 часов налета, а капитальный ремонт – через 12 лет или после 2200 часов налёта. Причем для этого уже не надо отправлять машину за океан, достаточно связаться компанией, осуществляющей ремонт на территории РФ.
|
Двигатель
|
Lycoming O-540
|
|
Взлетная мощность, л.с.
|
260
|
|
Расход топлива, л/ч
|
45–55
|
|
Длина, м
|
9,061)
|
|
Высота, м
|
3,27
|
|
Диаметр несущего винта, м2
|
10,06
|
|
Размеры кабины, мм
длина
высота
ширина
|
|
|
Количество дверей
|
4
|
|
Максимальный взлетный вес, кг
|
1134
|
|
Вес пустого, кг
|
683
|
|
Запас топлива, кг
|
133,52)
|
|
Коммерческая нагрузка, кг
|
380
|
|
Нагрузка на мощность, кг/л.с.
|
4,36
|
|
Скорость, км/ч
крейсерская
максимальная
|
210–217
235–240
|
|
Скороподъемность макс., м/с
|
5
|
|
Вертикальная скорость снижения, м/с
|
–
|
|
Практический потолок, м
|
4265
|
|
Практическая дальность полета, км
|
5433)
|
|
Экипаж, чел.
|
1
|
|
Пассажиры, чел.
|
3
|
|
Ресурс, ч
|
2200
|
|
Стоимость, $тыс.
|
Свыше 5604)
|
Примечание. 1- с учетом винтов – 11,75 м; 2- в перегоночном варианте допускается установка дополнительного 40-литрового бака; 3- максимальная дальность с дополнительным баком – 650 км; 3- поплавковый вариант вертолета – «Клипер II» стоит свыше $680 тыс. 4. С учетом таможенных сборов. Без таможенных сборов – 340 тысяч долларов.



