Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ми-34С ищет покупателя, сдаст ли «Робинсон» свои позиции?


13 мая 2011 года Николай Якубович, Авиапанорама


В марте 2011 г., после завершения авиационной выставки Heli Expo, проходившей в США, Китай вновь обратил свои взоры на российский легкий вертолет Ми-34, а точнее на его новую версию «С1». Более того, в холдинг «Вертолеты России» поступили первые заявки на эту машину.

Так получилось, что отечественный вертолет Ми-34, созданный четверть века назад, долго не находил заказчика, что не позволяло запустить машину в серийное производство. Тем временем на постсоветском пространстве «крепко» обосновалась американская компания «Робинсон». Ее легкий вертолет R44 многим казался пределом мечты. Однако в ходе эксплуатации машины ее владельцы столкнулись с рядом негативных моментов и с «кусающейся» ценой.
 
Появление же Ми-34С1, естественно, при условии, если промышленность решит главные задачи, связанные с его экономичностью и эксплуатационной технологичностью, может привести к серьезному изменению на отечественном вертолетном рынке.
 
Несмотря на годы, прошедшие с его презентаций в начале 1990-х, Ми-34С1 все еще «кот в мешке», но его рекламная цена ожидается, как минимум, в полтора раза ниже «Робинсона».
 
Ми-34
 
К разработке спортивного вертолета Ми-34, предназначенного для замены ветерана Ми-2, приступили в 1980 г. Его первый полет состоялся в ноябре 1986 г. и год спустя в воздух поднялся первый серийный экземпляр, построенный на авиазаводе в Арсеньеве (Приморский край). Однако в стране, оказавшейся в сложной экономической ситуации, реализовать задуманную программу производства и продвижения машины на рынок не удалось. Тем не менее, предприятие изыскало возможности внебюджетного финансирования и продолжило совершенствование вертолета. Но пока не решены главные задачи, связанные с повышением экономичности машины и определении ее ресурса, что позволило бы приносить эксплуатантам прибыль. Лишь после этого можно будет говорить о многофункциональности Ми-34, включая мониторинг окружающей среды, нефте-, газопроводов, линий электропередач, лесов и водоемов, коммерческие перевозки пассажиров и грузов, обучение курсантов.
 
А для этого необходимо не только заменить двигатель, но и повысить весовую отдачу, перейдя к широкому использованию композиционных материалов вместо металла с его многочисленными заклепками, портящими не только аэродинамику, но и внешний вид вертолета, заменить шарнирные узлы навески лопастей несущего винта эластомерными и многое другое.
 
Эта работа завершилась созданием сертифицированного варианта Ми-34С. Вертолет соответствует международным требованиям летной годности FAR-27 и имеет сертификаты типа Авиационного Регистра МАК на двигатель и по уровню шума на местности.
 
К настоящему времени предприятие выпустило 22 машины по цене около $350 тыс. Несколько Ми-34С приобрели московская милиция и Омский летно-технический колледж гражданской авиации. Они были поставлены в Казахстан, Хорватию и Нигерию.
 
Что касается эксплуатационных расходах, то о них говорить не приходится, поскольку ресурс вертолету никто не назначал. Правда, в СМИ встречаются сообщения том, что первый ремонт необходим после 300 часов налета из-за выработки ресурса отдельных агрегатов. Если это так, то и говорить о конкурентоспособности машины не приходится.
 
Летом 2007 г. российские спортсмены впервые выступили на Ми-34С, заняв призовые места в национальных чемпионатах Великобритании, Италии и Франции. 19 июля 2008 г. перед открытием VI Всероссийских вертолетных соревнований на «Кубок КБ Миля», был подписан контракт между ОАО «Вертолеты России» и Росавиацией на приобретение 20 учебных машин, а год спустя прошло сообщение о восстановлении серийного производства Ми-34.
 
В 2010 г. на международной выставке HeliRussia был представлен макет Ми-34С1 с двигателем М9Ф. Ожидается, что он будет дешевле «Робинсона» R44. Первый полет запланирован на середину текущего года. Однако сегодня на сайте «Вертолетов России» какой-либо информации о Ми-34С1 не найдешь.
 
На базе Ми-34 разработан целый ряд машин различного назначения, в том числе Ми-34С2 «Сапсан» и беспилотный Ми-34БП (для работы в опасных для человека зонах) с газотурбинными двигателями Arrius-2F и АИ-450 соответственно. Но все они пока существуют лишь на бумаге.
 
Тип
Ми-34С
Ми-34С1
Двигатель
М-14В-26В
М-9ФВ
Взлетная мощность, л.с.
325
365
Расход топлива, л/ч
751)
64–652)
Длина, м
8,853)
Высота, м
2,75
Диаметр несущего винта, м2
10
Размеры кабины, мм
 длина
 высота
 ширина
 
2,26
1,3
1,37
Количество дверей
4
Максимальный взлетный вес, кг
1350
1450
Вес пустого, кг
1010
950
Запас топлива, кг
120 кг
Коммерческая нагрузка, кг
2404)
378
Нагрузка на мощность, кг/л.с.
4,15
~4
Скорость, км/ч
 крейсерская
 максимальная
 
180
220
 
180–195
240
Скороподъемность макс., м/с
9,15
8
Вертикальная скорость снижения, м/с
 
до 7
Практический потолок, м
4500
4450
Статический потолок5), м
1500
1930
Практическая дальность полета, км
360
4506)
Экипаж, чел.
2
1
Пассажиры, чел.
2
3
Ресурс, ч
Стоимость, $ тыс.
3507)
 
Примечания: 1 - на висении; 2 –оценка; 3 - с учетом винтов – 11,414 м; 4 - на внешней подвеске – 300 кг; 5 - с учетом влияния близости земли; 6 - максимальная – 570 км. 7. Выпуск Ми-34С прекращен.
 
«Робинсон» R.44 «Равен 1» (Raven I)
 
Легкий четырехместный вертолет R.44 компании Robinson Helicopter совершил первый полет в марте 1990 г. Два года спустя был получен сертификат FAA и весной 1993 г. началось его серийное производство. С тех пор машина стала популярной как среди пилотов-любителей, та и профессионалов, завоевав заслуженный авторитет во всем мире. В 1997 г. на R.44 был совершен кругосветный перелет, продемонстрировавший его высокую надежность.
 
Вертолет постоянно совершенствуется. Так, в 2000 г. в системе управления циклическим шагом ввели гидроусилитель и эластомерный подшипник в трансмиссии рулевого винта, педали стали регулируемыми под рост пилота.
 
С 2002 г. начался выпуск R.44 с новыми электросистемой и лопастями несущего винта увеличенной площади. Естественно, возросла и цена машины. В США она приблизилась к $400 тыс.
 
Вертолет хорошо зарекомендовал себя и в нашей стране и помимо европейской части активно эксплуатируется в Сибири и горных районах Алтая. Он используется для наблюдения за нефте- и газопроводами, ЛЭП, а «Авиалесоохраной» – для мониторинга лесных угодий. «Робинсон» перевозит и легкие грузы, в том числе и на наружной подвеске.
 
За неимением лучшего или хотя бы аналогичного отечественного вертолета, R.44 стал широко применяться для первоначального обучения пилотов. Для этого в крупных городах России организованы учебные центры, а на Эльбрусе организована первая в России школа для обучения полетам в горах.
 
Высокая весовая отдача (в значительной степени благодаря использованию композиционных материалов) и высокоэкономичный двигатель способствуют крайне низкому расходу топлива – 45–55 кг за час полета, т.е. 21,5–24 кг (около 30 л) на 100 км пути. Низкий уровень шума, легкость в управлении и система спутниковой навигации значительно снижают утомляемость пилота.
 
R.44 по желанию заказчика может комплектоваться полозковым или поплавковым шасси, а также карбюраторным или инжекторным двигателем.
 
Несмотря на растущую популярность, ему присущ ряд недостатков, включая необходимость хранения в отапливаемом ангаре, высокооктановый бензин 100LL, завозимый в РФ из-за рубежа, не решены вопросы ремонта конструкций из композиционных материалов. Замену масла необходимо производить через каждые 50 часов налёта. Многих настораживает и цена – свыше $550 тыс.
Несмотря на значительный мировой опыт, накопленный за годы эксплуатации и, казалось бы, высокую надежность «Робинсонов», избежать летных происшествий, связанных с отказами техники, не удается. Так в 2011 г. отделение части системы управления вертолетом от гидроусилителя, приведшее к фатальному исходу. Не помогла даже своевременная сигнализация и быстрая реакция пилота.
 
В связи с этим, было рекомендовано осуществлять проверки соединений в системе управления вертолетом, особенно в верхних и нижних частях сервомеханизмов.
 
Регламентные работы проводятся с интервалом в 100 часов налета, а капитальный ремонт – через 12 лет или после 2200 часов налёта. Причем для этого уже не надо отправлять машину за океан, достаточно связаться компанией, осуществляющей ремонт на территории РФ.
 
Двигатель
Lycoming O-540
Взлетная мощность, л.с.
260
Расход топлива, л/ч
45–55
Длина, м
9,061)
Высота, м
3,27
Диаметр несущего винта, м2
10,06
Размеры кабины, мм
 длина
 высота
 ширина
 
Количество дверей
4
Максимальный взлетный вес, кг
1134
Вес пустого, кг
683
Запас топлива, кг
133,52)
Коммерческая нагрузка, кг
380
Нагрузка на мощность, кг/л.с.
4,36
Скорость, км/ч
 крейсерская
 максимальная
 
210–217
235–240
Скороподъемность макс., м/с
5
Вертикальная скорость снижения, м/с
Практический потолок, м
4265
Практическая дальность полета, км
5433)
Экипаж, чел.
1
Пассажиры, чел.
3
Ресурс, ч
2200
Стоимость, $тыс.
Свыше 5604)
 
Примечание. 1- с учетом винтов – 11,75 м; 2- в перегоночном варианте допускается установка дополнительного 40-литрового бака; 3- максимальная дальность с дополнительным баком – 650 км; 3- поплавковый вариант вертолета – «Клипер II» стоит свыше $680 тыс. 4. С учетом таможенных сборов. Без таможенных сборов – 340 тысяч долларов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer