Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Домодедово просит посадки в Лондоне


19 мая 2011 года Финмаркет


Аэропрот "Домодедово" в среду объявил о планах проведения IPO на LSE, попутно назвав своего владельца. Раскрытия этой тайны годами не могли добиться российские власти.

Крупнейший аэропорт столичного авиаузла - "Домодедово" - в среду официально объявил о планах проведения IPO на Лондонской фондовой бирже. Попутно "Домодедово" назвало своего владельца - информация, которой годами не могли добиться российские власти, в том числе грозная Генпрокуратура, разом стала доступна всем, кто открыл сообщение на сайте LSE и дочитал до предпоследнего абзаца. 
    Однозначно утверждать, что IPO состоится, пока преждевременно: весеннее "окно" оказалось крайне сложным для российских эмитентов, и они уже потерпели несколько неудач. Помимо общих, у сделки "Домодедово" есть и несколько своих, специфических рисков: инвесторов могут отпугнуть недостаточная прозрачность бизнеса, традиционно пристальный интерес к отрасли со стороны госорганов, наконец, не забылся и недавний теракт в аэропорту.  

    Впрочем, одну задачу попытка выхода на рынок решит в любом случае: бизнес, о котором узнали широкие круги зарубежных инвесторов, сложнее атаковать, даже если компания в итоге и не станет публичной. 
    
   Расписки на Домодедово 
    
    Слухи о возможном размещении акций "Домодедово" появились на рынке минувшей осенью, а в марте этого года источники "Интерфакса" в банковских кругах сообщали о road show в США. Оно носило необязывающий характер - на тот момент акционеры еще не определились, продавать акции "Домодедово" или нет. Тогда потенциальный объем размещения оценивался в $1 млрд. 
    В среду холдинговая компания "Домодедово" DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн, объявила о намерении провести IPO на Лондонской фондовой бирже. 
    Компания разместит существующие акции в форме GDR, говорится в ее сообщении. 1 депозитарная расписка соответствует 1 акции. Листинг акций, в том числе и на других биржах, не планируется, так что российским инвесторам, которые заинтересуются "Домодедово", придется покупать депозитарные расписки на LSE. Глобальным координатором сделки выступает Goldman Sachs International, совместными букраннерами являются J.P. Morgan Securities, Morgan Stanley, Goldman Sachs и Citigroup Global Markets. 
    Встречи инвесторов с аналитиками инвестбанков начнутся в четверг, сообщил агентству "Интерфакс" источник на финансовом рынке со ссылкой на материалы от лид-менеджеров сделки. Начало road show с участием менеджмента запланировано на неделе с 30 мая. Дата прайсинга, как и объем размещения, пока не определены. 
    Ранее сообщалось, что средства "Домодедово" нужны на финансирование программы капвложений. Из сообщения DME нельзя сделать вывод, предусмотрен ли в планируемой сделке механизм реинвестирования привлеченных акционером от IPO средств обратно в компанию (допэмиссии в рамках размещения не будет), или нет. 
    
   В одни руки 
    
    Единственным владельцем DME Limited, которой принадлежит "Домодедово", является Дмитрий Каменщик, сообщила компания. 
    "На данный момент Дмитрий Каменщик является конечным бенефициаром 100% акций компании", - говорится в ее сообщении на LSE. 
    Вопрос о структуре собственности аэропорта обсуждается не один год. Рынок традиционно считал бенефициарами "Домодедово" двух бизнесменов - Д.Каменщика и Валерия Когана. 
    Недовольство непрозрачной структурой владения "Домодедово" не раз высказывали российские чиновники, недавно затронул эту тему и президент Дмитрий Медведев, который в конце апреля посетовал, что "у нас периодически невозможно отыскать даже собственника крупного аэропорта". 
    Буквально за час до объявления об IPO заявление по этому вопросу сделал замгенпрокурора РФ Александр Буксман. "Мы так и не нашли ту самую последнюю матрешку, которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта "Домодедово". Безусловно, это объект особой важности, но сегодня все устроено так, что руководят аэропортом из офшоров", - сказал он, выступая на "правительственном часе" в Госдуме. Чиновник добавил, что Генпрокуратура предложила президенту изменить процедуру сертификации аэропортов с тем, чтобы сделать их деятельность более прозрачной. 
    
   Широкий коридор 
    
    Аналитики инвесткомпаний и банков, опрошенные "Интерфаксом", оценивают стоимость "Домодедово" в диапазоне от $2 млрд до $5 млрд. Такой широкий разброс объясняется недостаточным объемом финансовой информации о компании. 
    Аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков считает, что аэропорт могут оценить в $4-5 млрд, и, если будет размещаться 20% акций, то объем сделки может составить от $800 млн до $1 млрд. "Актив довольно-таки привлекательный и перспективный", - сказал он, отметив при этом, что последние несколько месяцев к аэропорту проявляют пристальное внимание проверяющие органы, что может повлиять на спрос. "Инвесторы могут попросить дисконт", - сказал он. 
    Аналитик отдела рыночного анализа и консультаций "КИТ Финанс" Дмитрий Шагардин считает, что инвесторы оценят "Домодедово" в сумму не менее $2 млрд. 
    Он отметил, что, несмотря на довольно высокую рентабельность бизнеса (примерно 44%) относительно крупнейших европейских аэропортов и почти двукратный рост прибыли по итогам 2010 года, крупные инвесторы, в особенности западные, вряд ли проявят большой интерес к размещению "Домодедово". 
    "Мало кому до конца понятна структура собственности и форма управления крупнейшим частным авиаузлом России. Финансовой отчетностью аэропорт тоже не радовал. Менеджменту придется провести колоссальную работу по повышению прозрачности бизнеса. Владельцам аэропорта очень важно получить справедливую оценку своего бизнеса, так как данное IPO есть ни что иное, как защита от потенциального поглощения. Получив листинг на западной бирже, компания становится публичной и более защищенной от возможных нападок со стороны государственных структур, планирующих консолидировать "Шереметьево" и "Внуково" в единый актив", - сказал эксперт. 
    Аналитик "Атона" Никита Мельников отмечает, что на текущий момент раскрыт ограниченный объем информации о компании. "Если основываться на финансовых мультипликаторах международных аналогов, то мы можем оценить стоимость компании с учетом долга на уровне $3,5-4,3 млрд. "Домодедово" может предоставить инвесторам интересную возможность инвестировать в быстрорастущую авиационную отрасль России, при этом избежать риска падения доходности при росте цен на топливо, присущего авиалиниям", - говорит он. Однако претензии государства к "Домодедово" и его владельцам могут привести к размещению компании с дисконтом к зарубежным аналогам или отмене размещения, если инвесторы посчитают риск неоправданным. 
    "Размещение крупнейшего российского аэропорта, скорее всего, привлечет интерес инвесторов. Исходя из мультипликаторов зарубежных аналогов, стоимость компании (с учетом долга) можно оценить в $4-4,6 млрд. Тем не менее, ранее к аэропорту предъявлялись претензии со стороны государственных органов, что является риском и, по всей видимости, будет учитываться в оценке компании", - сказал аналитик Банка Москвы (РТС: MMBM) Михаил Лямин. 
    По словам аналитика департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Алексея Астапова, для оценки "Домодедово" можно использовать публичные мировые аналоги, в частности, немецкую Fraport AG. Принимая во внимание, что выручка "Домодедово" в 2010 г. составила около $1 млрд, показатель EBITDA - $420 млн, и аэропорт обслужил более 22 млн пассажиров, можно предположить, что оценка "Домодедово" находится в пределах $2-3 млрд без учета долга. "Допускаю, что "Домодедово" могут оценить ближе к верхней границе диапазона, принимая во внимание высокую рентабельность бизнеса", - говорит А.Астапов. 
    
   Кто летит на биржу 
    
    "Домодедово" в 2010 году обслужило 22,3 млн пассажиров 77 авиакомпаний (49 зарубежных и 28 российских). Это крупнейший по пассажиропотоку аэропорт московского авиаузла. 
    Консолидированная выручка компании в 2010 году составила 29,67 млрд рублей, увеличившись с 24,398 млрд рублей в 2009 г. 
    Скорректированная с учетом курсовых разниц EBITDA выросла до 12,735 млрд рублей с 7,866 млрд рублей в 2009 г. 
    В марте этого года федеральные власти и Москва договорились об объединении "Шереметьево" и "Внуково" в единый комплекс с перспективой приватизации в будущем. Включение в процесс объединения столичных аэропортов "Домодедово", по неофициальной информации, обсуждалось, но в итоге был выбран другой вариант.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBoAVc
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer