К 2013 г. ГП «Антонов» будет готов поставлять заказчикам самолеты Ан-148/158 с иностранными двигателями, сообщил вчера вице-премьер и министр инфраструктуры Борис Колесников по итогам совещания представителей власти, конструкторов и авиакомпаний. Среди прочих вопросов на совещании обсуждалась возможность закупки авиатехники отечественного производства украинскими авиакомпаниями. В итоге было объявлено, что интерес к самолетам «Антонова» у авиакомпаний есть: как сообщил господин Колесников, альянс «Украинская авиационная группа» (куда входят компании «Аэросвит», «Донбассаэро» и «Днеправиа») рассматривает возможность покупки до 15 единиц Ан-148/158, такие же намерения есть и у «Международных авиалиний Украины». Правда, дальше намерений пока не пошло: авиакомпании взяли 45 дней на изучение информации о самолетах, после чего пообещали озвучить свое решение. В пресс-службе «УАГ» уточнили, что рассматривается возможность расширения флота за счет 10-15 самолетов Ан-158 в 2012-2014 гг. «Цена, условия поставки, требования к комплектации самолетов будут обсуждаться дополнительно»,— говорит помощник генерального директора по связям с общественностью «Аэросвита» Сергей Куцый.
По словам господина Колесникова, в 2012 г. «Антонов» поставит авиакомпаниям 10 самолетов еще с отечественными силовыми установками производства «Мотор Сiч», а уже через два года сможет предложить те же самолеты с двигателями западного производства. «Так хотят авиакомпании. Двигатели их не устраивают»,— заявил вице-премьер, отвечая на вопрос о том, что заставляет представителей перевозчиков сомневаться при выборе украинских самолетов. А генконструктор «Антонова» Дмитрий Кива добавил, что рассматривается возможность установки двигателей таких мировых производителей, как General Electric, Rolls Royce, Pratt&Whitney.
Представители авиакомпаний не озвучивали претензий к двигателям «Мотор Сiч». В «Аэросвите» сообщили лишь о том, что требования к украинской технике действительно высоки. «Одно из основных требований к Ан-158 по соотношению цена/технические характеристики воздушных судов, включая топливную эффективность двигателей, — они не должны уступать зарубежным самолетам аналогичного класса»,— говорит господин Куцый. Эксперты отмечают, что зарубежным аналогом Ан-158 можно назвать Embraer E-190, Ан-148 — Е-175 (оба оснащаются двигателями General Electric).
В «Мотор Сiч» были удивлены заявлениями о планах по установке альтернативных двигателей на самолеты «Антонова» и сообщили, что с ними вопрос о такой возможности не обсуждался. «Мы о таком не слышали. Будем выяснять»,— сказал глава НС компании Анатолий Малыш.
Эксперты считают, что требование авиакомпаний предусмотреть на Ан-148/158 западные двигатели вполне логично. «Двигатели обладают двумя основными характеристиками — это стоимость и эффективность. Зарубежные двигатели более дорогие, но и более эффективные. Неудивительно, что заказчики хотели бы иметь опцию выбора двигателя под свои запросы, это нормальная мировая практика»,— говорит старший партнер ИФ «Ильяшев и партнеры», эксперт по авиации Роман Марченко. Однако, по его словам, сертификация силовой установки для Ан-148/158 — достаточно дорогостоящая процедура. «Делать это целесообразно только при наличии хорошего портфеля заказов от авиакомпаний, которые подтвердят свои намерения закупать самолеты с этими двигателями. Заказа на 15 самолетов для этого явно недостаточно»,— уверен господин Марченко. В то же время эксперт не исключает, что некоторое давление со стороны компаний может заставить «Мотор Сiч» пойти на ценовые уступки производителю, в результате чего стоимость самолета снизится, а вопрос происхождения двигателей станет уже не таким принципиальным.
Впрочем, претензии авиакомпаний к украинским самолетам не ограничиваются лишь двигателями. Столь осторожны в своих оценках, равно как и в каких-либо заявлениях о потенциальных заказах, перевозчики скорее из-за целого ряда нюансов, которые озвучивались ими неоднократно ранее и которые до сих пор так и не улажены. Основные среди них — это схемы лизинга по поставке самолетов, базы сервисного обслуживания, система подготовки летного состава. Пока удалось решить только последнюю проблему: вчера «Антонов» объявил о завершении сертификации учебного тренажера для самолетов Ан-148/158. Это первый такой экземпляр не только в Украине, где пока в коммерческой эксплуатации находится 2 самолета (у авиакомпании «Аэросвит»), но и в России, где летает шесть Ан-148. Поэтому предполагается поставка таких тренажеров в РФ. Себестоимость изготовления тренажера — $15 млн., говорит Дмитрий Кива, что равняется приблизительно стоимости готового самолета. По оценкам специалистов, потребность в подобных тренажерах — один на двадцать самолетов, находящихся в эксплуатации.



