Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вышел из сумрака


20 мая 2011 года Антон Ключкин, Lenta.ru


Российские власти с февраля безуспешно искали собственников аэропорта "Домодедово". Выяснить, кто именно владеет крупнейшим российским воздушным портом, потребовал президент России Дмитрий Медведев после январского теракта в аэропорту, жертвами которого стали 37 человек. Ни Генпрокуратура, ни Счетная палата назвать имени владельца "Домодедово" не смогли, и вот владелец явил себя сам.

В конце апреля Генпрокуратура опубликовала итоги проверки структуры собственности аэропорта "Домодедово", заявив, что аэропортовым комплексом "Домодедово" управляют иностранные компании, зарегистрированные в офшорных зонах. Названия данных компаний в сообщении Генпрокуратуры указаны не были. Имена реальных собственников "Домодедово" прокуратуре выяснить не удалось. В результате ведомство, сославшись на стратегическое значение "Домодедово" для обеспечения безопасности государства, предложило запретить офшорным компаниям управлять крупными аэропортами.
 
Позднее итоги своей проверки опубликовала Счетная палата. Аудиторы оказались столь же беспомощны, как и прокуроры: фамилий реальных бенефициаров аэропорта они не сообщили, отметив лишь, что собственником 322 объектов недвижимости аэропорта "Домодедово", включая аэровокзал и топливозаправочный комплекс, является кипрская компания "Асьенда Инвестментс Лимитед". В ответ в "Домодедово" заявили, что структура владения аэропортом типична для российских холдинговых компаний и соответствует законодательству России.
 
Бояться аэропорту нечего. Газета "Коммерсантъ" писала, что проверки Генпрокуратуры и Счетной палаты в "Домодедово" не приведут к серьезным последствиям для частных акционеров аэропорта, так как основные претензии у проверяющих возникли к ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово", которое передавало аэропорту в аренду государственное аэродромное имущество зачастую "без оформления договоров и взимания арендных платежей".
 
Источники издания пояснили, что приказ об увольнении генерального директора проштрафившегося ФГУПа Леонида Сергеева был подписан более года назад. Но по закону исполнительный лист об увольнении необходимо было передать чиновнику лично. Сергеев же постоянно уклонялся от встречи с представителями Росавиации, пока в марте 2011 года не скончался от сердечного приступа.
 
И один в аэропорту акционер
К середине мая ситуация с поиском владельцев "Домодедово" не изменилась. Утром 18 мая замгенпрокурора РФ Александр Буксман признался, что собственника "Домодедово" установить так и не удалось. "Мы так и не нашли ту самую последнюю матрешку, которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта 'Домодедово'. Безусловно, это объект особой важности, но сегодня все устроено так, что руководят аэропортом из оффшоров", - сказал он, выступая на "правительственном часе" в Госдуме. Вряд ли такой ответ устроил бы Дмитрия Медведева, который сетовал, что в России "периодически невозможно отыскать даже собственника крупного аэропорта".
 
Буквально через час после того, как Буксман расписался перед депутатами в бессилии коллег, "Домодедово" само раскрыло имя своего собственника. Компания DME Ltd, зарегистрированная на острове Мэн холдинговая компания аэропорта, разместила на Лондонской бирже сообщение, в котором говорится, что ее контролирует председатель совета директоров аэропорта "Домодедово" Дмитрий Каменщик.
 
Уроженец Екатеринбурга Каменщик занимает в рейтинге богатейших бизнесменов журнала Forbes 86 место с состоянием в 1,1 миллиарда долларов. По данным журнала, недоучившийся на философском факультете МГУ бизнесмен начинал свое дело в 1990-х годах с создания туристической фирмы, обслуживавшей корейских туристов (по официальной версии, Каменщик окончил социологический факультет МГУ). Позднее он занимался челночным бизнесом, арендовав для этого в "Домодедово" самолет, а уже в 1993 году, согласно официальной биографии, занял пост председателя совета директоров аэропорта. Позднее под его контроль перешел и сам аэропорт.
 
Вопрос о том, кто именно является владельцем "Домодедово", обсуждался в российских СМИ последние лет десять. Недовольство непрозрачной структурой владения аэропортом не раз высказывали российские чиновники. Участники рынка традиционно считали бенефициарами "Домодедово" сразу двух бизнесменов - Дмитрия Каменщика и Валерия Когана, возглавившего в 2004 году наблюдательный совет аэропорта. При этом последнему приписывали роль старшего партнера, а Каменщику - младшего.
 
Если Каменщика все же сложно назвать непубличной фигурой, то про Когана, который, без сомнения, является не менее значимой персоной в "Домодедово", чем Каменщик, вообще толком ничего неизвестно. Журналисты газеты "Ведомости" провели гигантское расследование деятельности этого бизнесмена, но лишь затем, чтобы подтвердить и без того общеизвестный факт: даже если Коган и имеет отношение к "Домодедово", то это отношение запрятано так глубоко, что проследить его не удается. Это, впрочем, не помешало журналистам Forbes поставить Когана в свежем рейтинге богатейших россиян на 47-е место с состоянием в 2 миллиарда долларов.
 
Попытка к бегству
О намерении "Домодедово" привлечь инвесторов стало известно около двух месяцев назад. На рынке, взбудораженном вниманием к аэропорту со стороны властей России, расценили этот шаг акционеров "Домодедово" как попытку защитить себя от теоретически возможной национализации: получив листинг на западной бирже, компания становится публичной и более защищенной от возможных нападок со стороны госструктур.
 
Почистить перья владельцам "Домодедово" действительно стоит, хотя бы ради собственного спокойствия. В интервью Slon.ru совладелец "Внуково" Виталий Ванцев, к примеру, следующим образом описывал бизнес Каменщика: "Все понимают, что в 90-е годы люди взяли плохой актив и реконструировали его. Даже оставляю сейчас в стороне моменты, про которые многие коллеги говорят: дескать, они-то, конечно, реконструировали, но за счет каких средств? Средств от контрабанды, и все же об этом знают. Но можно было позаниматься контрабандой, деньги в карман положить и уехать".
 
Кроме того, IPO поможет "Домодедово" получить официальную оценку бизнеса аэропорта от инвесторов (предварительно - 4,6 миллиарда долларов). Это позволит акционерам "Домодедово", в случае возможного вхождения в будущий единый московский аэропортовый комплекс с "Внуково" и "Шереметьево", продемонстрировать стоимость бизнеса чиновникам. В марте этого года федеральные власти и Москва договорились об объединении "Шереметьево" и "Внуково" в единый комплекс с перспективой приватизации в будущем. Предложение включить "Домодедово" в процесс объединения столичных аэропортов, по неофициальной информации, обсуждалось, но в итоге был выбран другой вариант.
 
Удачно ли пройдет IPO компании, пока не понятно: претензии государства к "Домодедово" и его владельцам могут привести к размещению компании с дисконтом к зарубежным аналогам или отмене размещения, если инвесторы посчитают риск неоправданным. Кроме того, весеннее "окно" оказалось крайне сложным для российских эмитентов, и они уже потерпели несколько неудач при выходе на международные площадки. Самому "Домодедово" к вниманию чиновников не привыкать.
 
Если в конце 1990-х "Домодедово" не тянул на роль конкурента государственного "Шереметьево", то сегодня он является крупнейшим аэропортом Московского авиаузла. По итогам 2010 года аэропорт обслужил 22,2 миллиона человек. И рост пассажиропотока, судя по всему, продолжится, учитывая то, что в этот аэропорт в 2000-е перебежали из "Шереметьево" несколько крупнейших перевозчиков. Даже российский гигант "Аэрофлот", который всегда базировался в "Шереметьево", и тот рассматривал возможность "переезда" в южные ворота российской столицы.
 
Претензий у чиновников к "Домодедово" может быть полно. Частный аэропорт портит бизнес государственному "Шереметьево", совет директоров которого в последние годы возглавлял министр транспорта Игорь Левитин. В 2008 году Каменщик так описывал ситуацию: "Мы конкурируем, хотя во всем мире аэропорты одного города, как правило, управляются единой управляющей компанией... Сложно найти еще один мегаполис, где три мультифункциональных аэропорта за каждого клиента ожесточенно бьются между собой, до посинения склоняя авиакомпании к сотрудничеству. Это чрезвычайно хорошо для пассажиров и перевозчиков. Так, знаете, дисциплинирует всех".
 
Но "Домодедово" вообще с неохотой идет на контакт с чиновниками. Достаточно вспомнить все скандальные суды с Росимуществом за имущество "Домодедово", которые Каменщик в интервью журналу Smart Money описывал едва ли не как попытки рейдерства. Государство также не бежит к Каменщику с распростертыми объятиями. Например, строить третью взлетно-посадочную полосу в "Домодедово" премьер-министр Владимир Путин попросту отказался. Получить прописку в Лондоне в таких условиях - не самое худшее, что могли придумать Каменщик и его команда.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVJYe
По ссылке http://perevozki.youdo.com/country/geo/pushkino/, посмотреть.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/arenda/tag/svoditelem/, варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer