Старт разработке A320neo был официально дан в декабре прошлого года. Задача программы— модернизировать самолеты существующего семейства А320, чтобы понизить расход топлива на 15%, попутно добившись уменьшения вредных выбросов в атмосферу и уровня шума. Сделать это предполагается за счет установки новых двигателей и фирменных эрбасовских законцовок крыла Sharklet.
Пока сохраняется спрос на модели, которые уже в продаже, появление новой модификации продукции стоит не ускорять, а оттягивать. Однако Алан Пардое сообщил, что Airbus решил перенести начало поставок A320neo с весны 2016 на октябрь 2015 года. Он объяснил это прогнозом роста цен на топливо вплоть до 2016 года. Врезультате будет расти потребность авиакомпаний снизить расходы топлива, а практический способ добиться этого только один: приобрести более экономичный самолет.
Философию проекта A320neo вчера сформулировал Том Вильямс: «минимум изменений с максимальной пользой». Устройство фюзеляжа и крыльев новой версии более чем на 95% совпадает с нынешним А320. Как утверждают в Airbus, летчику, имеющему опыт работы на А320, достаточно будет полдня самостоятельных занятий на тренажере, чтобы подготовиться к пилотированию A320neo.
Мировой рынок авиаперевозок сегодня подошел к рубежу, когда нужно ответить на вопрос: стоит ли дальше совершенствовать существующие среднемагистральные лайнеры или пора приступать к проектированию совершенно новых самолетов этого класса. Один из двух нынешних лидеров самолетостроения— Airbus сделал выбор в пользу модернизации. Конкурирующая с ним американская компания Boeing пока не может решиться: модернизировать семейство Boeing-737NG или взяться за новый проект. ВРоссии и в Китае, которые сейчас не имеют своей доли на мировом рынке самолетов этого класса, стартовали два проекта: МС-21 и С919 соответственно. Коммерческие поставки в обоих случаях намечено начать в 2016 году.
Как считает российский представитель международного отраслевого журнала FlightGlobal Владимир Карнозов, стремление опередить появление этих конкурентов заставило Airbus ускорить рыночный дебют A320neo. «Абсолютно новый самолет, разработанный с использованием сегодняшних методов, инструментов и материалов, имеет все шансы показать лучшие технические характеристики, чем машина, сделанная в позапрошлом десятилетии, пусть даже ее с тех пор непрерывно совершенствовали,— говорит эксперт.— По ключевому для нынешней авиации показателю— топливной эффективности— и российский, и китайский новички могут опередить изделия, которые уже присутствуют на рынке».
Алан Пардое сказал, что Airbus серьезно относится к приходу новых игроков на мировой авиационный рынок, но не ожидает от них серьезной конкуренции в секторе среднемагистральных самолетов по крайней мере до 2020 года. «Во-первых, А320— это не один самолет, а семейство (в него входят четыре модели: А318, А319, А320 и А321.— «МН»). Компания, предлагающая клиенту выбор из целой линейки продуктов, всегда будет иметь конкурентное преимущество перед компанией, предлагающей одну модель, как, например, С919»,— уверен Пардое. Правда, российский МС-21 сразу проектируется как семейство. «Кроме того, даже если новые самолеты сначала будут на 23% экономичнее, чем A320neo, мы же не будем стоять на месте. Мы будем совершенствовать наш лайнер и очень скоро достигнем такой же топливной эффективности»,— добавил Пардое.
Семейство А320 и без модернизации очень хорошо продается. Исполнительный вице-президент Airbus Том Вильямс вчера назвал его «дойной коровой» концерна. Руководитель направления по продвижению программы А320 Алан Пардое сообщил, что за всю историю производства этих самолетов концерн получил на них 7025 заказов, из которых выполнил 4658. Таким образом, нынешний портфель заказов на существующие модели семейства А320 составляет 2367 штук, что гарантирует концерну загрузку на 56 лет вперед, добавил Пардое.
A320neo уже пользуется спросом. Стартовым заказчиком новой модели стала индийская компания Indigo, причем ее заказ оказался самым большим, если считать в самолетах, за всю историю гражданской авиации— 150 единиц. Вместе с другими заявками портфель заказов A320neo уже достиг 332 штук и, по прогнозам отраслевых аналитиков, может перешагнуть за 500 после международного авиасалона в Ле-Бурже, который в конце июня традиционно соберет сливки мирового авиастроения и авиационной коммерции.
Конкуренция в среднемагистральном секторе глобального авиационного рынка идет в общей сложности за 12 тыс. заказов. Столько самолетов этого класса, по прогнозам самого концерна Airbus, будет продано во всем мире до 2030 года.



