Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пролетел


3 мая 2011 года Василий Сычев, Lenta.ru


Министерство обороны Индии определило финалистов тендера на поставку 126 средних многофункциональных истребителей. В короткий список попали два европейских самолета, в числе которых российского МиГ-35 не оказалось. Поражение в крупнейшем индийском тендере не катастрофично для производителя самолета - РСК "МиГ", но может негативно отразиться на будущем самого истребителя - вслед за Индией МиГ-35 могут отвергнуть и российские военные.

В тендере
 
Тендер MMRCA на поставку 126 средних многофункциональных истребителей был объявлен в августе 2007 года. Изначально завершение конкурса планировалось на 2012-2014 год, однако потом было принято решение подписать контракт с победителем раньше. В апреле 2008 года все шесть участников тендера - американские компании Boeing, Lockheed Martin, европейская Eurofighter, российская РСК "МиГ", шведская Saab и французская Dassault - передали министерству обороны Индии документацию своих истребителей и коммерческие предложения, срок которых должен был истечь 30 апреля 2010 года.
В 2010 году тендер был продлен еще на год до 30 апреля 2011 года. В настоящее время MMRCA является самым крупным тендером, проводимым в Индии. Стоимость контракта с победителем оценивается в 10,4-12 миллиардов долларов. Из-за своей стоимости конкурс в Индии получил прозвище "матери всех сделок".
 
MMRCA проводится в два этапа, первый из которых завершился в июле 2010 года. К этому моменту ВВС Индии испытали все истребители, предложенные на конкурс, и передали подробный отчет с выводами и замечаниями министерству обороны. Второй этап предполагает формирование списка финалистов, после чего состоятся коммерческие переговоры с компаниями и подписание контракта с победителем. Ранее министерство обороны Индии заявляло, что рассчитывает подписать твердый контракт до конца 2011 финансового года, который в Индии завершится в марте 2012 года.
 
По условиям сделки, победитель MMRCA должен будет поставить в Индию 18 готовых самолетов, а также реинвестировать до 50 процентов от стоимости контракта в индийскую экономику. Производство остальных 108 истребителей будет осуществляться по лицензии на территории самой страны. При этом предполагается и передача технологий. После того, как ВВС Индии получат все 126 заказанных истребителей, индийское военное ведомство может разместить заказ на поставку еще 64 самолетов.
 
Короткий список участников, вышедших в финал тендера MMRCA, стал известен утром 28 апреля 2011 года. Его обнародовали несколько индийских СМИ со ссылкой на источник в министерстве обороны. При этом официально выход из тендера подтвердила только шведская компания Saab, представившая на конкурс истребитель JAS 39 Gripen IN (индийский вариант версии NG). До вечера 28 апреля индийское военное ведомство и остальные участники тендера хранили молчание, но затем о выходе из тендера объявили Lockheed Martin, Boeing и "Рособоронэкспорт" (представлял на тендере РСК "МиГ").
 
В короткий список попали Eurofighter и Dassault с истребителями Typhoon и Rafale. Они получили запрос министерства обороны Индии на продление коммерческого предложения. Любопытно, что информация о том, что именно эти компании стали финалистами индийского тендера, впервые появилась еще в августе 2010 года, однако вскоре была опровергнута военным ведомством. Официальный представитель министерства обороны Индии Ситаншу Кумар тогда заявил, что военное ведомство пока не пришло к какому-либо выводу, но отметил, что когда финалисты будут названы, выбор окажется неожиданным.
 
Неожиданным он, следует отметить, не оказался. Все было вполне предсказуемо.
 
Выбывшие
 
Одним из главных требований индийского тендера является передача максимального количества технологий. О готовности делиться своими разработками еще в 2008 году объявили РСК "МиГ" и Dassault. Позже к ним примкнули Eurofighter и Saab. Последняя даже пообещала передать индийцам исходные коды программного обеспечения, ответственного за управление радиолокационной станцией. В этом свете американские истребители F-16IN Super Viper и F/A-18 Super Hornet сразу же утратили свою привлекательность, поскольку США крайне редко и очень неохотно делятся своими разработками.
 
Осенью 2010 года индийский телеканал Times Now сообщил, что Boeing наотрез отказался передавать индийцам какие-либо технологии F/A-18. Lockheed Martin еще некоторое время колебалась, но тоже решила не особо распространяться о своих технических решениях, использованных в F-16. Впрочем, даже если бы американцы и согласились делиться своими технологиями, немаловажную роль сыграла бы и политика. Дело в том, что в 1998 году Индия подпала под жесткие американские санкции, введенные после серии подземных испытаний ядерного оружия. Эти санкции были сняты только после сентября 2001 года.
 
Гарантий того, что Индия не подпадет под американские санкции в будущем, нет никаких. Особенно учитывая нестабильные взаимоотношения с Пакистаном, которому США уже на протяжении нескольких лет оказывают всемерную военную помощь, поставляя и модернизируя истребители и перечисляя финансирование. В частности, в 2011 году США запланировали оказать Пакистану военную помощь на три миллиарда долларов. Таким образом, участие американских истребителей в индийском тендере было скорее номинальным, чем реальным.
 
Впрочем, США на выход самолетов из тендера обиделись. Ведь получается, что министр торговли США Гэри Лок в феврале 2011 года съездил в Индию безрезультатно. А заявления руководителя управления Пентагона по закупкам и технологиям Эштона Картера, что "F-16 и F/A-18 являются лучшими, как с точки зрения предлагаемых технологий, так и с точки зрения цены" не нашли свою аудиторию. "Продвинуть" американские самолеты пытался и президент США Барак Обама в ходе визита в Индию в конце 2010 года. По данным компании Lockheed Martin, в настоящее время министерство обороны занимается составлением письма к индийскому военному ведомству, содержание которого пока неизвестно.
 
Выход Saab JAS 39 Gripen IN из тендера тоже вполне объясним. Во-первых, он является одним из двух однодвигательных истребителей (второй - F-16), принимавших участие в тендере. Считается, что двухдвигательные самолеты имеют больше шансов вернуться на базу в случае повреждения силовой установки. Во-вторых, в 2010 году ряд индийских СМИ написал, что ВВС Индии не понравился радар, установленный на самолете.
 
МиГ-35 до последнего момента оставался темной лошадкой, но, в конечном итоге, и его поражение можно было предвидеть. В последние два года регулярно появлялись сообщения о том, что российский истребитель на испытаниях продемонстрировал хороший боевой потенциал, но индийцев не устроили его двигатели. Как пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в "Рособоронэкспорте", в письме, полученном от министерства обороны Индии содержатся 14 пунктов, в которых детально разбираются недостатки МиГ-35.
 
Подробности о недостатках не раскрываются, однако известно, что одна из претензий касается двигателей. На МиГ-35 устанавливаются двигатели РД-33МК, модернизированная версия РД-33 1972 года выпуска с увеличенной до 89 килоньютонов форсажной тягой. Возможно, именно тот факт, что РД-33МК является глубокой модернизацией старой силовой установки, индийцы и сочли недостатком. Кроме того, программа разработки МиГ-35 еще не завершена; серийное производство истребителя запланировано на 2013-2014 год, что тоже вряд ли прибавило привлекательности российскому самолету.
 
Поражение МиГ-35 было предсказуемым еще и потому, что доля российских самолетов в составе ВВС Индии быстро приближается к 50 процентам. При этом военная стратегия страны предполагает диверсификацию вооружений, а значит массовые поставки Су-30МКИ, МиГ-29К/КУБ и ряда других самолетов в Индию, а также совместная разработка истребителя пятого поколения FGFA на базе Т-50 (ПАК ФА) фактически стали залогом поражения МиГ-35 в MMRCA. Не помог даже приезд президента Дмитрия Медведева в Индию в декабре 2010 года.
 
Оставшиеся
 
Попадание европейского истребителя Eurofighter Typhoon и французского Dassault Rafale в короткий список тендера выглядит вполне логичным с точки зрения политики. С технической точки зрения оба истребителя не уступают, но и не превосходят других участников MMRCA. В настоящее время Индия ведет ряд совместных проектов с Францией. В частности, по контракту с французской стороной ведется строительство шести подводных лодок проекта Scorpene. Кроме того, Франция в ближайшее время приступит к модернизации 45 индийских истребителей Mirage-2000H.
 
Но несмотря на это, шансы Rafale на победу в индийском тендере не высоки. Этот же самолет участвует в бразильском тендере F-X2. ВВС Бразилии уже провели испытание французского истребителя и пришли к выводу, что хотя он и является надежной и эффективной машиной, все же слишком технически сложен и дорог в эксплуатации. Кроме того, не в пользу Rafale играет и тот факт, что Франции за десятилетнюю историю существования самолета так и не удалось заключить ни одного экспортного контракта. Интерес к покупке истребителя проявляли ОАЭ, Ливия и Оман, однако контракта так и не заключили.
 
Шансы же Typhoon на победу, напротив, высоки. Этот самолет тоже дорог в эксплуатации, на что ранее жаловались ВВС Великобритании, но технически является более простым, чем Rafale. Главный плюс истребителя заключается в том, что он выпускается европейским совместным предприятием Eurofighter, 46 процентов акций в котором принадлежит концерну EADS (BAE Systems контролирует 33 процента СП, а Alenia Aeronautica - 21 процент). В июле 2010 года Агентство по развитию авиации (ADA) Индии объявило, что намерено найти ключевого партнера для создания усовершенствованной версии национального истребителя Tejas - Tejas Mark II.
 
При этом ADA объявило, что намерено обратиться за помощью в первую очередь к EADS, которая, в случае согласия, будет оказывать компании Hindustan Aeronautics, создающей Tejas, консультационные услуги. Легкий истребитель Tejas, который будет выпускаться в версиях для ВВС и ВМС Индии, должен будет заменить все устаревшие МиГ-21. Таким образом, в результате победы Typhoon в тендере Индия сможет не только получить европейские авиационные технологии, но также и наладить сотрудничество с Eurofighter и EADS, что для проекта Tejas будет большим благом.
 
Благодаря сотрудничеству с EADS ADA рассчитывает применить в Tejas некоторые новые технические решения: значительно снизить массу индийского истребителя, усилить его конструкцию, а в палубной версии самолета более продуманно разместить гак. К слову, Eurofighter тоже ожидает определенных выгод от MMRCA, помимо продажи 126 истребителей. В феврале 2011 года на авиашоу Aero India 2011 в Бангалоре компания предложила министерству обороны Индии палубную версию Typhoon с регулируемым в вертикальной плоскости вектором тяги.
 
Судьба российского
 
Поражение МиГ-35 в MMRCA не критично для РСК "МиГ", хотя и не может не расстроить. Победа в многомиллиардном тендере позволила бы компании существенно поправить свои дела. Как пишет газета "Ведомости" со ссылкой на последнюю опубликованную отчетность компании за 2009 год, выручка РСК "МиГ" составила 24,8 миллиарда рублей при чистом убытке в 7,9 миллиарда и долге в 44 миллиарда рублей. В 2009 году "МиГ" получил государственную поддержку в размере 47 миллиардов рублей.
 
Тем не менее, РСК "МиГ" имеет достаточно большой портфель контрактов на поставку истребителей. В частности, компания должна поставить Мьянме 20 МиГ-29 на 400 миллионов евро, Индии - 45 МиГ-29К/КУБ на 2,2 миллиарда долларов, модернизировать 62 индийских же МиГ-29 на 964 миллиона долларов, а также передать Сирии 24 МиГ-29М/М2 на миллиард долларов. Правда, на этом экспортные соглашения "МиГа" исчерпываются, а дальнейшее будущее - туманно. По данным "Рособоронэкспорта", портфель заказов РСК "МиГ" позволяет загрузить предприятие до 2016 года.
 
По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в ближайшие 5-10 лет может произойти слияние "МиГа" и "Сухого", входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию.
 
В России на поражение МиГ-35 в индийском тендере постарались отреагировать спокойно, но нотка огорчения все же проскользнула. В своем пресс-релизе "Рособоронэкспорт" написал кратко, но понятно: "Принятое решение является исключительным правом выбора индийской стороны того или иного поставщика авиационной техники".
 
Между тем, поражение МиГ-35 в индийском тендере может негативно сказаться на судьбе самого истребителя. Крупный заказ со стороны ВВС Индии позволил бы увеличить серийный выпуск истребителя, соответственно существенно снизив цены на конечную продукцию для российского министерства обороны. Госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы предполагает закупку 72 МиГ-35. Тем не менее, контракт на покупку самолетов пока не заключен и, возможно, не будет заключен, особенно если вырастет конечная стоимость истребителя из-за уменьшения серии.
 
Кроме того, спорной теперь оказалась и целесообразность развертывания серийного производства МиГ-35 ради небольшого заказа министерства обороны России. Остается, правда, небольшая надежда на возможные заказы на МиГ-35 от стран Латинской Америки и Ближнего Востока, где "Рособоронэкспорт" начал продвигать российский истребитель, однако с поражением в MMRCA шансы самолета, вероятно, упали.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer