Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Прямая и скрытая угроза


3 мая 2011 года Антон Ключкин, Lenta.ru


Российские власти обрушились с критикой на собственников аэропорта "Домодедово". Прокуратура утверждает, что структура собственности в "Домодедово" может оказать влияние на безопасность государства. Вал обвинений в адрес акционеров крупнейшего в России аэропорта может разрушить планы компании по выходу на биржу, а также подтолкнуть "Домодедово" к вступлению в альянс с государственными "Шереметьево" и "Внуково".

В феврале 2011 года президент России Дмитрий Медведев потребовал от Генпрокуратуры доклада о собственниках аэропорта "Домодедово". "Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности", - отметил Медведев, добавив, что владелец аэропорта "спрятан" за структурой бенефициарных компаний. В апреле Медведев вновь вспомнил о собственниках "Домодедово", заявив, что в России "периодически невозможно отыскать даже собственника крупного аэропорта".
 
На ситуацию в "Домодедово", помимо Медведева, в последнее время обращали внимание и другие представители власти. Так, глава Совета Федерации Сергей Миронов предложил национализировать аэропорт, а глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сказал, что "мы летаем из этого аэропорта, но не знаем, кто хозяин и с кого мы сегодня спросим про безопасность".
 
Президент начал критиковать "Домодедово" после январского теракта в аэропорту, жертвами которого стали 37 человек. Еще раньше российские власти обращали внимание на задержки в "Домодедово" в декабре 2010 года нескольких сотен рейсов из-за "ледяного дождя" и перебоев с энергоснабжением.
 
Сомнительно, чтобы глава государства не знал, кто именно владеет крупнейшим аэропортом страны. Скорее, Медведев решил таким образом продемонстрировать свое недовольство менеджментом "Домодедово" его акционерам. В любом случае, прокуроры поручения Медведева не забыли. 30 апреля Генпрокуратура заявила, что структура собственности акционерного общества, управляющего крупнейшим в России аэропортом, позволяет скрыть реальных владельцев. В частности, в сообщении ведомства отмечалось, что "Домодедово" контролируют иностранные компании, зарегистрированные в офшорных зонах.
 
"Созданная схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту 'Домодедово', вывести их из-под юрисдикции Российской Федерации и препятствует органам исполнительной власти России эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от этих организаций соблюдения федерального законодательства", - подчеркивают в Генпрокуратуре.
 
"Учитывая стратегическое значение аэропорта 'Домодедово' для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сложившаяся ситуация представляется недопустимой", - заявили в прокуратуре. Докладом прокуроры не ограничились. По распоряжению прокуратуры налоговики начали проверку в "Домодедово", а Минтрансу Генпрокуратура предложила разработать законопроект о запрете на участие иностранцев в управлении стратегическими транспортными предприятиями, а также внести изменения в правила сертификации аэропортов, предусматривающие обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках.
 
В пресс-службе "Домодедово" на заявление Генпрокуратуры отреагировали немедленно, заявив, что структура владения аэропортом соответствует российскому законодательству. "Предприятия 'Домодедово', оказывающие аэропортовые услуги, являются российскими юридическими лицами", - заявил собеседник "Интерфакса", добавив, что структура владения аэропортом типична для российских холдинговых компаний.
 
На сайте "Домодедово" действительно нет отдельной страницы, на которой рассказывалось бы о собственниках аэропорта. С 1991 года, как утверждает BBC News, владельцы "Домодедово" менялись не менее 13 раз. Тем не менее, известно, что (по крайней мере до конца 2010 года) он управляется группой "Ист Лайн", которая владеет "Домодедово" через зарубежные компании.
 
В 2004 году компания "Ист Лайн" перешла под контроль оффшорной фирмы FML Ltd. с острова Мэн. В том же 2004-ом в качестве председателя наблюдательного совета аэропорта появился Валерий Коган, который в 2011 году занял 47 строчку в списке богатейших российских бизнесменов по версии журнала Forbes. Именно Коган считается основным владельцем "Домодедово", но официальных подтверждений этому нет.
 
По другой версии, которую приводила газета "Коммерсантъ", инфраструктура аэропорта является собственностью государства, но его эксплуатацией на правах аренды сейчас занимается ЗАО "Международный аэропорт Домодедово". Впрочем, данная компания также принадлежит FML.
 
Третий запасной
 
Пассажиропоток Московского авиаузла делят три аэропорта - "Домодедово", "Шереметьево" и "Внуково". В марте 2011 года федеральные власти и Москва договорились об объединении "Шереметьево" и "Внуково" в единый комплекс с перспективой приватизации в будущем, оставив решение о "Домодедово" за частными акционерами аэропорта. Пока неизвестно, как именно повлияют на их решение действия Генпрокуратуры, но понятно, что без компромисса с российскими властями развитие аэропорта если и не прекратится полностью, то уж точно значительно приостановится.
 
Решение об объединении "Шереметьево" и "Внуково", принятое премьер-министром Владимиром Путиным, будет иметь для "Домодедово", демонстративно отстраненного от бюджетных денег, далеко идущие последствия. Весь прошлый год руководство "Домодедово" упрашивало правительство начать строительство в "Домодедово" ВПП-3 вместо намеченной к 2014 году реконструкции ВПП-2, но Путин счел, что важнее построить новую ВПП в государственном "Шереметьево", где базируется крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" (сам "Аэрофлот", кстати, высказывался в поддержку строительства третьей ВПП в Домодедово - в терминалах "Шереметьево" компания уже не помещается).
 
Две существующие в "Шереметьево" полосы являются зависимыми (из-за небольшого расстояния между ними не могут использоваться одновременно), тогда как "Домодедово", по мнению Минтранса, может работать и с двумя полосами. Главе совета директоров "Домодедово" Дмитрию Каменщику (российские СМИ также записали его в крупнейшие акционеры "Домодедово"), усомнившемуся в решении правительства, Путин заявил, что частный аэропорт развивается довольно эффективно, а опасения Каменщика по поводу снижения пассажиропотока якобы не подтверждаются. Премьер также посоветовал представителю "Домодедово" продолжить переговоры с Минтрансом по поводу перспектив строительства ВПП-3.
 
Газета "Ведомости" писала, что включение в процесс объединения столичных аэропортов "Домодедово" обсуждалось в правительстве, но в итоге был выбран другой вариант. Дело в том, что в случае слияния "Внуково" и "Шереметьево" с частным "Домодедово" контроль в объединенной компании получило было "Домодедово". Это вряд ли понравилось бы властям.
 
Владельцы "Домодедово" пока не намерены сдавать аэропорт государству. Сейчас крупнейший российский аэропорт пытается привлечь около миллиарда долларов в ходе предстоящего размещения пакета акций (около 20-25 процентов, размещать планируется бумаги кипрской DME Airport) среди закрытого пула зарубежных инвесторов. Если размещение акций состоится, то оно станет одним из крупнейших из запланированных российскими компаниями на этот год, а собственниками "Домодедово" станут крупные иностранные фонды и банки.
 
Аэропорт, продав акции инвесторам, сможет получить оценку своего бизнеса. В случае необходимости на нее можно будет указать правительству при дальнейшем обсуждении слияния трех московских аэропортов. Более того, источники газеты "Коммерсантъ", близкие к "Домодедово", поясняли, что с помощью продажи акций международным инвесторам бенефициары аэропорта хотят защитить свой бизнес от возможной национализации.
 
Заявление прокуратуры может сорвать эти планы. Дело в том, что инвесторы не станут спешить с покупкой акций в случае, если им непонятны ни структура компании, ни то, как она управляется. Рентабельность бизнеса "Домодедово", как утверждает газета "Ведомости", необычайно велика, однако претензии генпрокуратуры увеличивают риск.
 
Собственников "Домодедово" еще может спасти обычная безалаберность чиновников. Объединение "Шереметьево" и "Внуково", скорее всего, будет происходить с пробуксовками, поэтому еще пару лет чиновникам будет не до успешного, хотя и чересчур независимого "Домодедово".



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer