Как заявил депутат Госдумы Сергей Гаврилов, уже тот факт, что Воронежский авиазавод, который в последние годы не хоронил только ленивый, удалось сберечь, — уже достижение. Однако до полного «выздоровления» предприятию пока далеко: производственная программа ВАСО в 2011 году выполняется лишь наполовину — вместо 10 пассажирских Ан-148 завод сдаст лишь 5. При этом спрос на самолеты растет: технический директор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» Юрий Островский сообщил, что на сегодняшний день имеется порядка 150 заказов на Ан-148.
Причины такого положения дел — сложности с запуском самолета в серийное производство, высокая стоимость на рынке и издержки при его эксплуатации.
Генеральный директор ГТК «Россия» Сергей Белов отметил, что компания использует Ан-148 с 2009 года. За это время самолеты воронежского производства перевезли 328 тысяч пассажиров. Однако один из ключевых вопросов при его эксплуатации — безопасность полетов: до сих пор нет тренажеров для подготовки летного состава, а на аэродромах приходится держать технические аптечки и специально подготовленный персонал, что тоже приводит к определенным затратам со стороны авиакомпании, что вкупе со страховыми и выкупными издержками, по его мнению, делает машину просто нерентабельной.
— Надо директивно зафиксировать стоимость Ан-148, — предложил Белов, — Установите ее в 500 миллионов рублей — мы выстроимся в очередь. Берите издержки на себя, иначе летать на нем будут только те авиакомпании, у которых есть лишние бюджетные деньги.
По словам руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Нерадько, самолет имеет по большей части положительные отзывы у перевозчиков. Другое дело — выполнять план серийного производства этих машин Воронежский авиазавод пока не может.
— Образно выражаясь, каждый должен жевать свою морковку, и мы хотели бы, чтобы нам доставалась не ботва, — заявил генеральный директор ВАСО Виталий Зубарев. — Задача минимум для нас — выход на безубыточное производство, максимум — получение прибыли.
Насколько заседание думских комитетов с участием представителей авиационного рынка поможет Воронежскому авиазаводу достичь этих целей, пока неизвестно. Сейчас объединенная авиастроительная корпорация, в состав которой входит ВАСО, разрабатывает долгосрочную стратегию развития ОАК и ее дочерних компаний — предполагается, что она будет готова к концу лета текущего года.



