Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Война и мир


20 июня 2011 года Денис Нижегородцев, Взгляд.ру


В рамках Петербургского экономического форума эксперты обсудили будущее оборонки и констатировали, что локомотивом в судо- и самолетостроении сейчас является именно гражданская, а не военная составляющая. Кроме того, оборонная отрасль все больше зависит от международной кооперации и частной, не государственной инициативы.

«Полностью меняется философия создания корабля»
 
Одним из мероприятий XV Петербургского международного экономического форума, который завершает в субботу свою работу, была дискуссия, посвященная международному сотрудничеству в области оборонной промышленности, в которой приняли участие, в частности, президент «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Роман Троценко, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Михаил Погосян и другие эксперты.

«Практически каждый продукт строится под конкретную задачу, почти каждый становится уникальным»
 
Специалисты поговорили о том, что технические задачи, стоящие перед современной оборонной промышленностью, очень многомерны, прогрессивны и амбициозны. Это развитие гиперзвуковых аппаратов, новейшей космической техники, атомной промышленности и многое другое. Сегодня уже практически невозможен «Манхэттенский проект», когда десятки лучших ученых из разных стран мира длительное время работали над одной задачей, связанной с созданием новейшего вооружения. Еще одна отличительная особенность нашего времени – многие новые идеи и разработки рождаются в частных инновационных предприятиях, касается это и оборонки. И они сейчас активно внедряются в продукцию крупных военно-промышленных корпораций.
 
Президент ОСК Роман Троценко напомнил присутствующим, что российская судостроительная отрасль пережила серьезный кризис, 10–15 лет на заводах практически не было заказов. Но перелом уже произошел, в последние годы объем заказов на наших предприятиях растет.

Троценко также рассказал о некоторых особенностях и проблемах, которые есть сейчас в судостроении, в частности в деле международной кооперации. По его словам, универсальных судов строится все меньше, а тренд сейчас – четкая специализация. «Практически каждый продукт строится под конкретную задачу, почти каждый становится уникальным», – заявил Троценко.
 
Однако высокая специализация приводит к росту стоимости заказов. При этом клиент-заказчик, наоборот, желает сократить расходы. И в результате возникает некоторая напряженность, признал Троценко.
 
Глава ОСК рассказал, что сейчас в мире практически не строятся корабли первого ранга, потому что, как выяснилось, те же задачи могут решать и корабли второго. Все очень сильно поменялось.
 
А разница между кораблями старого и нового поколения становится просто огромной, как небо и земля – это еще один из трендов современного судостроения.
 
«Полностью меняется философия создания корабля», – пояснил Троценко.
 
Своим мнением о сделке по покупке Россией у Франции военных кораблей «Мистраль», ставшей одним из основных событий нынешнего экономического форума, Роман Троценко поделился ранее:

«Французская сторона пошла на беспрецедентный уровень сотрудничества по передаче технологий и передает технологии, в том числе исходные коды программного обеспечения, по боевым информационно-управляющим системам, системам связи», – поделился он.
 
Речь идет о передаче российской стороне морской эксплуатационной системы тактической информации (SENIT-9), ориентированной на взаимодействие с кораблями, авиацией, наземными силами войск НАТО.
 
Согласно контракту, два первых корабля будут построены на французских верфях в Сен-Назаре. Но при этом 24 блока для этих кораблей будут сооружены на верфях в России. А еще два корабля будет уже «совсем российскими».
 
«На американский рынок военных самолетов не попасть»
 
Глава «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян отметил, что в авиации своя специфика. В частности, если еще 10–15 лет назад наши авиастроители работали в индивидуальном режиме по каждому проекту, то теперь акцент делается на долгосрочную стратегию, понятную, в том числе, международным партнерам.

Разница между самолетами четвертого и пятого поколения так же, как между морскими судами разных поколений, велика, однако Погосян знает, как ее существенно нивелировать:
 
«Мы активно внедряем технику пятого поколения в рамках модернизации самолетов четвертого поколения. В первую очередь это касается электроники», – отметил он.
 
В целом Погосян уверен, что в его деле наибольшего успеха можно достичь только за счет диверсификации бизнеса, одновременного развития как оборонных, так и гражданских составляющих, а также международной кооперации. Причем наибольшее внимание необходимо обратить именно на гражданское авиастроение. Так как международный рынок с 60–70-х годов, времен холодной войны, претерпел глобальные изменения, гражданский сегмент в мире сейчас серьезно превышает оборонный.
 
Накануне в свой первый регулярный рейс отправился новый самолет «Сухой Суперджет», который доставил из Москвы в Петербург ряд участников экономического форума. Естественно, вопроса о нем не смог избежать и глава ОАК. Погосян дал понять, что, возглавляя авиастроительную корпорацию, не может не любить какое-то свое детище, но «Сухой Суперджет» ему нравится все-таки чуть больше других самолетов.
 
«Потому что я лучше его знаю, потому что он сделан с большей перспективой для рынка», – пояснил он.
 
При этом самолет Ан-148, считающий конкурентом нового продукта, по словам специалиста, «летает сейчас с ним рядом», никакой проблемы тут нет.
 
После окончания дискуссии корреспондент газеты ВЗГЛЯД воспользовался случаем, чтобы задать Михаилу Погосяну еще несколько вопросов, и не только об авиастроении. В частности, мы спросили специалиста о «Мистрале» и возможном влиянии этой сделки на положение дел в авиационной отрасли.

«Во-первых, я думаю, что решения по «Мистралям» были вполне конкретными, касающимися именно конкретной ситуации с необходимостью иметь суда такого типа. Считаю, что заказчик принял обоснованное решение. Во-вторых, я не имею ничего против международной кооперации, я только «за». И полагаю, что при сделках такого масштаба нужно, чтобы, конечно, и технологии тоже передавались, чтобы мы выходили на другой уровень, развивали собственную промышленность. Что касается влияния этого соглашения на самолетостроение, заимствования этого опыта, не думаю, что оно будет иметь место. У нас настолько устойчивые позиции, что вряд ли возможно найти каких-то зарубежных поставщиков, которые были бы по своим возможностям на нашем уровне или существенно выше», – отметил Погосян.
 
Также специалист озвучил некоторые цифры. В военном авиастроении Россия занимает сейчас около 12–14% мирового рынка. Примерно 50% занимают Соединенные Штаты Америки, еще около 20% – другие члены НАТО.

«Я считаю, что мы занимаем достойное место. Может быть, цифра 12% кажется и не такой большой, но если вычесть долю США в 50% и страны НАТО, то в оставшейся части мы имеем около половины. Я с трудом могу представить, как мы можем присутствовать с нашими военными самолетами на американском рынке. А чтобы серьезно конкурировать с этой долей в 50%, нужно было бы создать какой-то военный блок вокруг России, который закупал бы нашу технику. Но я даже не хочу фантазировать на эту тему... Мы считаем, что 12–15% – это как раз тот рынок, который мы должны держать за собой», – отметил Погосян.
 
«Что касается соотношения гражданской и военной техники, могу подтвердить, что инвестиции в технические разработки сейчас идут в основном через гражданское авиастроение. Ситуация очень серьезно поменялась со времен 60–70-х годов прошлого века. И эта тенденция будет сохраняться», – резюмировал эксперт.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer