Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Забытый МАКС


23 июня 2011 года Сергей Птичкин, Российская газета


Европейская аэрокосмическая корпорация EADS показывает в рамках "Париж авиа-шоу - 2011" множество интересных новинок. Самая удивительная - гиперзвуковой пассажирский самолет под именем ZEHST. Пока, естественно, в проекте.

Не столь уж и давно между СССР, США и Западной Европой развернулась настоящая конструкторская война за право быть первыми в создании пассажирского сверхзвукового лайнера.
 
Советский Ту-144 выигрывал по многим позициям, но во время демонстрационного полета на салоне в Ле Бурже в 1973 году он разбился. Советская программа создания сверхзвуковых пассажирских самолетов была свернута.
 
США тогда отставали безнадежно. И право сверхзвуковых полетов через Атлантику в Северную Америку получил лайнер, созданный в Европе. Сверхзвуковой "Конкорд" долгие годы играл ту же роль, что и современные скоростные поезда. Из Лондона и Парижа до Нью-Йорка можно было долететь за четыре часа.
 
Однако и проект "Конкорд" был закрыт по целому ряду обстоятельств. Случилась катастрофа, когда на взлете в Париже загорелся и рухнул один из "Конкордов". Потом пришли к заключению, что сверхзвуковые полеты через океан невыгодны. Теперь выясняется, что сверхзвуковые полеты не только через Атлантику, но и по всему миру очень выгодны. И корпорация EADS предлагает проект гиперзвукового лайнера ZEHST. Об этой новинке как о настоящей сенсации накануне открытия салона "Париж аэро-шоу - 2011" сообщили многие ведущие издания Франции.
 
Отличия нового гиперзвукового самолета от сверхзвукового "Конкорда" существенны. У старого скорость полета не превышала 2400 км/час, у нового - почти 5000 км/час. Соответственно, ZEHST может долететь из Парижа до Нью-Йорка за полтора часа. Интересна и другая особенность проекта. Лайнер будущего позиционируется как экологически чистый самолет. В самой аббревиатуре первые две буквы означают Zero Emission и подразумевают нулевой выброс в атмосферу загрязняющих ее веществ. Вся же аббревиатура значит: сверхскоростной экологически чистый транспорт. Самолет будущего планируется оснастить реактивными двигателями, работающими на экологически чистом биотопливе, и ракетными кислородно-водородными установками, продукт горения которых вода. Биотопливо уже получается в результате переработки продуктов жизнедеятельности особых бактерий. Пока оно дорого, но зато, как уверяют специалисты, действительно не загрязняет атмосферу. Экологические двигатели у многих ассоциируются с медлительностью движения. К проекту ZEHST это не относится. Гиперзвуковой лайнер взлетает при помощи обычных газотурбинных двигателей на высоту пять километров, там включаются ракетные двигатели, которые поднимают самолет до 23 километров, затем ZEHST поднимается до отметки в 32 км и разгоняется до скорости 4800 км/час. Далее пассажирский лайнер летит как баллистическая ракета, потом идет на снижение, в работу включаются обычные реактивные двигатели, посадка происходит по-самолетному.
 
Европа намерена раскручивать этот проект очень серьезно. Уже создана международная кооперация по созданию новых конструкционных материалов для самолета, новых реактивных и ракетных двигателей, решения других задач. В кооперацию вошли даже японские фирмы. А как же Россия?
 
В СССР под руководством конструктора Глеба Лозино-Лозинского в НПО "Молния" была спроектирована многоразовая авиационно-космическая система (МАКС). Тот проект был более широким по возможностям, чем ZEHST. Специальный модуль - пассажирский или грузовой - разгонялся до почти космических скоростей, во много раз превышающих гиперзвуковые, а затем мог либо выводиться на рабочую околоземную орбиту, либо возвращаться на Землю. Проект МАКС оказался настолько интересным, что в 1994 году на Всемирном салоне изобретений, научных исследований и инноваций "Брюссель-Эврика-94" получил золотую медаль и специальный приз премьер-министра Бельгии. МАКС неоднократно демонстрировался на выставке-тезке - Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском.
 
"Российская газета" когда-то выступала активным информационным спонсором МАКС. Увы, в конце прошлого века никто на революционно-инновационную идею не среагировал. Теперь выясняется, что мы предвосхитили развитие событий. Гиперзвуковые пассажирские лайнеры будут строиться. Может быть, имеет смысл объединить наши конструкторские разработки, наш интеллектуальный потенциал и финансовые возможности Европы? Тогда может получиться действительно гиперзвуковой лайнер с экологически чистыми двигателями не к 2050 году, как сейчас заявляется, а гораздо раньше.
 
Европейская корпорация EADS намерена активно работать в инновационном центре Сколково. Так может, имеет смысл начать совместные научно-технические исследования применительно к проекту ZEHST с учетом опыта так и не реализованного проекта МАКС?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer